СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Разноспрягаемые глаголы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Разноспрягаемые глаголы

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; познакомить с разноспрягаемые глаголами.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; находить разноспрягаемые глаголы, уметь их спрягать, видеть и использовать в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, уважение к труду

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, карточки

Основные понятия

Морфологические признаки глагола( спряжение, вид, возвратность и т.д.), разноспрягаемые глаголы

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Разноспрягаемые глаголы"»

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; познакомить с разноспрягаемые глаголами.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; находить разноспрягаемые глаголы, уметь их спрягать, видеть и использовать в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, уважение к труду

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, карточки

Основные понятия

Морфологические признаки глагола( спряжение, вид, возвратность и т.д.), разноспрягаемые глаголы

УРОК № 184 .

Тема: Разноспрягаемые глаголы.





Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы органи-

зации и взаимо-

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Про-ме-жуточ-ный конт-роль

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологиче­ская и мотива­ционная подго­товка учащихся к усвоению ма­териала

Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Наш урок я хотела бы начать рассказом К.Д.Ушинского «Два плуга».

- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Вывод: Труд облагораживает человека, а лень портит.



Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем, объясняют основную мысль рассказа.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятель­ности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу


Уст-ные

ответы

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых си­туациях. Блицопрос в сопрово­ждении мульти­медийной пре­зентации, работа с сигнальными карточками.

1.Проверка домашней работы

- Для начала мы проверим домашнюю работу.

Распределительный диктант

2. Блицопрос «Глагол. Да-нет». Презентация

В: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?

О: Да

В: Глагол в предложении является сказуемым?

О: Да

В: Глаголы не имеют вида?

О: Нет. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

В: Глаголы всегда с частицей НЕ пишутся раздельно?

О: Нет. Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.

В: Глаголы бывают возвратные и невозвратные.

О: Да

В: Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

О: Да

В: Глаголы имеют три спряжения?

О: Нет.Два

В: Это окончания 1 спряжения?

у, -ю -ем

-ешь -ете

-ет -ут, ют

О: Да

В: Это окончания глаголов 2 спряжения

у, -ю -им

-ишь -ите

-ит -ат, ят

О: Да

Вывод: повторили морфологические признаки глагола


У доски работают два ученика: один диктует, другой пишет. Тот, кто диктовал, проверяет.

Класс проводит взаимопроверку.

Смотрят презен­тацию; восприни­мают на слух ин­формацию, осваи­вают лингвисти- ческие термины. Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками «Да», «Нет»

Парная, взаимопроверка.

Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную за­дачу.

Коммуникативные: отвечают на во­просы , проверяют друг друга, выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Пись-мен-ный и уст-ный ответы

3. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Беседа, обсуж­дение результа­тов предыдуще­го этапа. Работа в группе, у доски.

Работа с пословицами . (Приложение 1)

1 группа. Любите дома, что хотите, а в гостях, что дают.

2 группа. Кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — тот ищет причины.

3 группа. Кто бежит, тот и спотыкается

4 группа. Знайки по дороге бегут, а незнайки на печи лежат.

5 группа. Кто не чтит родителей, тот и Богу супротивник

Кто любит труд, того люди чтут.

Вывод: Один и тот же глагол может иметь окончание и первого и второго спряжения.

Размышляют над значением пословиц, определяют спряжение и выделяют окончания выделенных глаголов, один из группы выносит это на доску, поясняют значение слова «чтить». Обдумывают от­веты, написанные на доске, и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов. Работа со словарем С.И.Ожегова.


Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточ­нения инфор­мации. Уст-ные ответы

4. Целепо- лагание и по­строение проекта выхода из затруд­нения

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся. Эвристическая беседа, работа с учебником

- Ребята, скажите, сталкивались мы с таким явлением? Да. М ы знакомы с разносклоняемыми существительными. А раз мы работаем с глаголами, то тема нашего урока «Разноспрягаемые глаголы».

- Давайте определим цели нашего урока.(Презентация).

_ Чтобы узнать нужную информацию, мы должны посмотреть в учебник страницы 106-107.

- Каждая группа будет работать со своим глаголом.

1 группа – хотеть

2 группа – бежать

3 группа – дать

4 группа – есть

5 – группа – чтить (Приложение 2.Таблица)

Вывод:

Вывод: Познакомились с разноспрягаемыми глаголами, научились их спрягать

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Слуша­ют, рассматрива­ют учебные по­собия.

Выявляют алгоритм спряжения этих глаголов.

Две девочки, участницы олимпиад, самостоятельно с опорой на учебник выводят алгоритм спряжения глагола «чтить»

Группо-вая

Личностные осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе. Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают обоб­щения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления

Вопросы для уточ­нения инфор­мации. Уст-ные отве-ты

5. Первич­ное закреп­ление с коммен­тирова­нием

во внешней речи

Эвристическая беседа, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах

Карточки (Приложение 3)

1 уровень. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. Лишние слова подчеркнуть, объяснить, почему они лишние.

Знать, колоть, пожалеть, бежать

Смотреть, видеть, зависеть, хотеть

Читать, писать, умолять, дать

Пилить, сроить, серебрить, есть

2 уровень. Вставьте пропущенные буквы и отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е». Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании.

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_м, стел..м, выбел_т, беж_шь.

Вывод: научились выделять разноспрягаемые глаголы на фоне других глаголов, вспомнили личные окончания глаголов, попрактиковались в спряжении разноспрягаемых глаголов.



Выполняют работу в карточках.

Индиви­

дуальная,

фронтальная

Познавательные: осущест­вляют операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, делают обобще­ния, выводы,; учатся преобразовы­вать модели с целью выяв­ления общих законов, опре­деляющих данную пред­метную область

Уст-ные

ответы

7. Разминка

Эвристичес-кий диалог

- Ребята, давайте немного отдохнем. Я предлагаю отгадать загадки. Связаны они с трудом, а именно с профессиями.


Кто в дни болезней всех полезней 
И лечит нас от всех болезней?

                                       (Доктор)

В прошлый раз был педагогом, 
Послезавтра - машинист. 
Должен знать он очень много, 
Потому, что он ...

                                    (Артист)

Кто учит детишек читать и писать, 
Природу любить, стариков уважать?

                                            (Учитель)

С огнём бороться мы должны, 
С водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны, 
 Ответь скорее, кто же мы?

                                     (Пожарные)

Скажи, кто так вкусно 
 Готовит щи капустные, 
 Пахучие котлеты, 
 Салаты, винегреты? 
                                                  (Повар)

Вывод : поняли важность каждой профессии.

Отгадывают загадки

Фронтальная работа

Личностные Осознаю необходимость смены деятельности, для достижения больших результатов Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают обоб­щения, выводы.

Уст-ные ответы

7. Само­стоятель­ная работа с само­проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове дополнительного материала, обсуждение результатов

- Ребята у каждого из вас лежит на парте карточка, посмотрите.(Приложение 4)

1 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы в тексте.

Тема труда очень живо отразилась в фольклоре. Взрослые хотели привить трудолюбие ребенку с раннего возраста. И ведь никуда нельзя было убежать! Все знали, что в доме едят только те, кто работает на совесть, и что никто просто так еды не даст, поэтому дети вырастали, как правило, работящими. Рукастый человек всегда был уважаем.

2 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание.

3 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание. Синтаксический разбор предложения.

- найдите фразеологизм, объясните значение.

- объясните значение слова «рукастый».

Вывод: осознали важное значение труда, какова роль труда в фольклоре, научились видеть разноспрягаемые глаголы в тексте, определять их морфологические признаки, синтаксическую функцию.

Вывод: научились в тексте видеть разноспрягаемые глаголы, определять морфологические признаки и синтаксическую функцию.


Выполняют задания в тетради. Само­стоятельно выде­ляют и формули­руют цель.

Три ученика у доски.

Индиви­

дуальная в тетеради, у доски

Познавательные: осущест­вляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Пись-­

менная

работа

8. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Знакомство с работами уча­щихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

1. Составить словосочетание или предложение с разноспрягаемыми глаголами..


Составляют словосочетание , предложение, одновременно слушая ответы од­ноклассников, оценивают их

Фрон­

тальная

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследо­вательских, аналитических

Оце-нива-ние работы учащихся на уроке

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке

Заключительная беседа по во­просам




  • Давайте вспомним все, что мы делали на уроке.(Составление кластера на доске)

  • А теперь вернемся к нашим целям. Достигли мы их?(Презентация)

  • Возьмите лист самооценки, давайте его заполним.(Приложение)

  • Определите лексическую тему нашего урока.

  • Запишите домашнее задание.

1 уровень Упражнение 522

2 уровень Плюс еще составить тестовое задание с разноспрягаемыми глаголами

Вспоминают материал и произносят вслух. Соотносят результат работы с поставленными целями. Анализируют собственную работу.

Индиви­

дуальная,

фупповая

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; осознают пра­вило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы

Обрат-ной

связи

Приложение 1.

1 задание

1. Объяснить значение пословиц.

2. У выделенных глаголов выделить окончание и определить спряжение


1 группа. Любите дома, что хотите, а в гостях, что дают.

2 группа. Кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — тот ищет причины.

3 группа. Кто бежит, тот и спотыкается.

4 группа. Знайки по дороге бегут, а незнайки на печи лежат.

5 группа (пара). Кто не чтит родителей, тот и Богу супротивник

Кто любит труд, того люди чтут.


Приложение 2. Таблица


Разноспрягаемые глаголы

1-е л. ед.ч..

бегу

хочу

чту

2-е л. ед.ч..

Бежишь (II спряжение)

хочешь (I спряжение)

чтишь

3-е л. ед.ч..

Бежит (II спряжение)

хочет (I спряжение)

чтит





1-е л. мн.ч..

Бежим (II спряжение)

хотим (II спряжение)

чтим

2-е л. мн.ч..

Бежите (II спряжение)

хотите (II спряжение)

чтите

3-е л. мн.ч..

бегут (I спряжение)

хотят (II спряжение)

чтут (чтят)





1-е л. ед.ч..

ем

дам


2-е л. ед.ч..

ешь

дашь


3-е л. ед.ч..

ест

даст






1-е л. мн.ч..

едим (II спряжение)

дадим (II спряжение)


2-е л. мн.ч..

едите (II спряжение)

дадите (II спряжение)


3-е л. мн.ч..

едят ( II спряжение)

дадут (I спряжение)






Приложение 3.

Карточки

1 уровень. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. Лишние слова подчеркнуть, объяснить, почему они лишние.

Знать, колоть, пожалеть, бежать

Смотреть, видеть, зависеть, хотеть

Читать, писать, умолять, дать

Пилить, сроить, серебрить, есть

2 уровень. Вставьте пропущенные буквы и отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е». Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании.

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_м, стел..м, выбел_т, беж_шь.


Приложение 4.


1 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы в тексте.

Тема труда очень живо отразилась в фольклоре. Взрослые хотели привить трудолюбие ребенку с раннего возраста. И ведь никуда нельзя было убежать! Все знали, что в доме едят только те, кто работает на совесть, и что никто просто так еды не даст, поэтому дети вырастали, как правило, работящими. Рукастый человек всегда был уважаем.

2 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание.

3 уровень.

Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание. Синтаксический разбор предложения.

- найдите фразеологизм, объясните значение.

- объясните значение слова «рукастый».