УРОК № 184 .
Тема: Разноспрягаемые глаголы.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи- зации и взаимо- действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Про-ме-жуточ-ный конт-роль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Наш урок я хотела бы начать рассказом К.Д.Ушинского «Два плуга». - Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. - От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая. Вывод: Труд облагораживает человека, а лень портит. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, объясняют основную мысль рассказа. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу | Уст-ные ответы |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Блицопрос в сопровождении мультимедийной презентации, работа с сигнальными карточками. | 1.Проверка домашней работы - Для начала мы проверим домашнюю работу. Распределительный диктант 2. Блицопрос «Глагол. Да-нет». Презентация В: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? О: Да В: Глагол в предложении является сказуемым? О: Да В: Глаголы не имеют вида? О: Нет. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. В: Глаголы всегда с частицей НЕ пишутся раздельно? О: Нет. Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются. В: Глаголы бывают возвратные и невозвратные. О: Да В: Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. О: Да В: Глаголы имеют три спряжения? О: Нет.Два В: Это окончания 1 спряжения? у, -ю -ем -ешь -ете -ет -ут, ют О: Да В: Это окончания глаголов 2 спряжения у, -ю -им -ишь -ите -ит -ат, ят О: Да Вывод: повторили морфологические признаки глагола | У доски работают два ученика: один диктует, другой пишет. Тот, кто диктовал, проверяет. Класс проводит взаимопроверку. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвисти- ческие термины. Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками «Да», «Нет» | Парная, взаимопроверка. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы , проверяют друг друга, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Пись-мен-ный и уст-ный ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Работа в группе, у доски. | Работа с пословицами . (Приложение 1) 1 группа. Любите дома, что хотите, а в гостях, что дают. 2 группа. Кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — тот ищет причины. 3 группа. Кто бежит, тот и спотыкается 4 группа. Знайки по дороге бегут, а незнайки на печи лежат. 5 группа. Кто не чтит родителей, тот и Богу супротивник Кто любит труд, того люди чтут. Вывод: Один и тот же глагол может иметь окончание и первого и второго спряжения. | Размышляют над значением пословиц, определяют спряжение и выделяют окончания выделенных глаголов, один из группы выносит это на доску, поясняют значение слова «чтить». Обдумывают ответы, написанные на доске, и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Работа со словарем С.И.Ожегова. | Индиви дуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации. Уст-ные ответы |
4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа с учебником | - Ребята, скажите, сталкивались мы с таким явлением? Да. М ы знакомы с разносклоняемыми существительными. А раз мы работаем с глаголами, то тема нашего урока «Разноспрягаемые глаголы». - Давайте определим цели нашего урока.(Презентация). _ Чтобы узнать нужную информацию, мы должны посмотреть в учебник страницы 106-107. - Каждая группа будет работать со своим глаголом. 1 группа – хотеть 2 группа – бежать 3 группа – дать 4 группа – есть 5 – группа – чтить (Приложение 2.Таблица) Вывод: Вывод: Познакомились с разноспрягаемыми глаголами, научились их спрягать | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Слушают, рассматривают учебные пособия. Выявляют алгоритм спряжения этих глаголов. Две девочки, участницы олимпиад, самостоятельно с опорой на учебник выводят алгоритм спряжения глагола «чтить» | Группо-вая | Личностные осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Вопросы для уточнения информации. Уст-ные отве-ты |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Эвристическая беседа, составление связных рассказов об изученных нормах | Карточки (Приложение 3) 1 уровень. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. Лишние слова подчеркнуть, объяснить, почему они лишние. Знать, колоть, пожалеть, бежать Смотреть, видеть, зависеть, хотеть Читать, писать, умолять, дать Пилить, сроить, серебрить, есть 2 уровень. Вставьте пропущенные буквы и отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е». Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании. а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м; б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т; в) дыш_м, стел..м, выбел_т, беж_шь. Вывод: научились выделять разноспрягаемые глаголы на фоне других глаголов, вспомнили личные окончания глаголов, попрактиковались в спряжении разноспрягаемых глаголов. | Выполняют работу в карточках. | Индиви дуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы,; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | Уст-ные ответы |
7. Разминка | Эвристичес-кий диалог | - Ребята, давайте немного отдохнем. Я предлагаю отгадать загадки. Связаны они с трудом, а именно с профессиями. Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор) В прошлый раз был педагогом, Послезавтра - машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он ... (Артист) Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? (Учитель) С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные) Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (Повар) Вывод : поняли важность каждой профессии. | Отгадывают загадки | Фронтальная работа | Личностные Осознаю необходимость смены деятельности, для достижения больших результатов Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Уст-ные ответы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе дополнительного материала, обсуждение результатов | - Ребята у каждого из вас лежит на парте карточка, посмотрите.(Приложение 4) 1 уровень. Найти разноспрягаемые глаголы в тексте. Тема труда очень живо отразилась в фольклоре. Взрослые хотели привить трудолюбие ребенку с раннего возраста. И ведь никуда нельзя было убежать! Все знали, что в доме едят только те, кто работает на совесть, и что никто просто так еды не даст, поэтому дети вырастали, как правило, работящими. Рукастый человек всегда был уважаем. 2 уровень. Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание. 3 уровень. Найти разноспрягаемые глаголы, определить вид, возвратность, лицо, выделить окончание. Синтаксический разбор предложения. - найдите фразеологизм, объясните значение. - объясните значение слова «рукастый». Вывод: осознали важное значение труда, какова роль труда в фольклоре, научились видеть разноспрягаемые глаголы в тексте, определять их морфологические признаки, синтаксическую функцию. Вывод: научились в тексте видеть разноспрягаемые глаголы, определять морфологические признаки и синтаксическую функцию. | Выполняют задания в тетради. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Три ученика у доски. | Индиви дуальная в тетеради, у доски | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Пись- менная работа |
8. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | 1. Составить словосочетание или предложение с разноспрягаемыми глаголами.. | Составляют словосочетание , предложение, одновременно слушая ответы одноклассников, оценивают их | Фрон тальная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических | Оце-нива-ние работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | Давайте вспомним все, что мы делали на уроке.(Составление кластера на доске) А теперь вернемся к нашим целям. Достигли мы их?(Презентация) Возьмите лист самооценки, давайте его заполним.(Приложение) Определите лексическую тему нашего урока. Запишите домашнее задание. 1 уровень Упражнение 522 2 уровень Плюс еще составить тестовое задание с разноспрягаемыми глаголами | Вспоминают материал и произносят вслух. Соотносят результат работы с поставленными целями. Анализируют собственную работу. | Индиви дуальная, фупповая | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки | Листы Обрат-ной связи |
Приложение 1.
1. Объяснить значение пословиц.
2. У выделенных глаголов выделить окончание и определить спряжение
1 группа. Любите дома, что хотите, а в гостях, что дают.
2 группа. Кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — тот ищет причины.
3 группа. Кто бежит, тот и спотыкается.
4 группа. Знайки по дороге бегут, а незнайки на печи лежат.
5 группа (пара). Кто не чтит родителей, тот и Богу супротивник
Приложение 2. Таблица
Приложение 3.
в) дыш_м, стел..м, выбел_т, беж_шь.
Приложение 4.
Тема труда очень живо отразилась в фольклоре. Взрослые хотели привить трудолюбие ребенку с раннего возраста. И ведь никуда нельзя было убежать! Все знали, что в доме едят только те, кто работает на совесть, и что никто просто так еды не даст, поэтому дети вырастали, как правило, работящими. Рукастый человек всегда был уважаем.
- найдите фразеологизм, объясните значение.
- объясните значение слова «рукастый».