Артамошкина Елена Александровна,
учитель русского языка
и литературы 1 квалификационной категории
МОУ «Береговская ООШ»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Правописание НЕ с именами существительными»
Вид урока - открытие новых знаний.
Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Планируемые результаты:
Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я , а зовут меня Елена Александровна.
Эмоциональный настрой на урок (под музыку)
Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.(27 февраля). Пропустите 2 строчки от домашнего задания.
Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Прочитайте пословицу и объясните ее значение.
Ученье – красота, а неученье – слепота. (слайд 1)
Учащиеся объясняют значение пословицы: Знания дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой.
Учитель:
- С какой частью речи вы познакомились на последних уроках русского языка? (Имя существительное)
- Что обозначает имя существительное? ( предмет)
- Какие признаки имеет имя существительное? (род, склонение, число, падеж)
Учитель: Каждый урок открывает вам новые знания, а значит, вы становитесь лучше и красивее. Я предлагаю вам сейчас взобраться на орфографический Олимп.
( на доске записаны слова:
(не)приятель
Ноч(с ь, без ь), (не)выполнил
Гараж (с ь, без ь), крюч(о,ё)чек, для дочер(е,и)
ги(п,б)кий, ра(с,сс)чет, чес…ный, про(з,с)ьба
(Один учащийся выходит к доске и вставляет буквы на месте пропусков или раскрывает скобки, объясняя орфограмму).
В написании слова неприятель возникла проблемная ситуация: дети не изучали такого правила.
Учитель: - Ребята,как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно?
(Учащиеся объясняют)
- А какая это часть речи?
Учитель: Ребята, а почему ваши мнения разделились? (потому что не знаем, так как не изучали это правило)
Учитель:А вы можете назвать тему урока и его цель? ( тема- правописание НЕ с существительными, цель – научиться правильно писать НЕ с существительными)(слайд 2)
Учитель: Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Работа по новой теме.
Учитель: Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением. Откройте учебник на странице 90 –ой.(Учитель читает стихотворение).
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныйдотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Учитель: - Понятно ли содержание этого стихотворения?
- Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?
- Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке (выписывают в столбик и оставляют вначале слова немного места, один ребенок записывает у доски, а остальные в тетрадях):
Доумение ,разбериха, забудки, ряха,дотёпа, вежа, доучки, смеяна
Учитель:- Такие слова мы используем врусском языке при разговоре?
- А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ (у доски работает другой ученик):
Недоумение, неразбериха, незабудки, неряха, недотёпа, невежа, недоучки, несмеяна
Учитель: - Знакомы ли вам эти слова?
- В русском языке есть специальный словарь, в котором объясняется значение слова – это толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова (показываю словарь).
IV. Словарная работа: (слайд 3)
НЕДОУМЕНИЕ-состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело;
Неразбериха-запутанное положение;
НЕРЯХА- неаккуратный человек;
НЕДОТЕПА – неуклюжий, во всем не ловкий человек;
НЕВЕЖА – грубый, не воспитанный человек;
НЕДОУЧКА – недоучившийся человек;
НЕСМЕЯНА – девушка, которая никогда не смеется.
Учитель: - Ребята, посмотрите на эти слова, мы их употребляем в своей речи без НЕ?
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.
(Вывод на цветном листе прикрепляется к доске)
Физминутка (под музыку)
Учитель: -Ребята, мы с вами много уже проделали работы, пришло время отдохнуть. Встаньте из-за своих мест.
Представьте, что вы сегодня художники. Возьмите в одну руку воображаемую палитру, а в другую – кисть. Я буду говорить имена существительные, а вы в воздухе будите изображать то, что я называю. (Солнце, облака, птицы, луг,трава, цветок, бабочка, гусеница, божья коровка)
VI. Работа по новой теме
Учитель:- А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?(слайд 4)
Вчера со мной случилось несчастье.
- Можем ли мы об этом сказать по-другому?
Учащиеся:Можно. Вчера со мной случилось горе.
Учитель: - Что мы сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом без НЕ.
Давайте попробуем заменить синонимами следующие слова(слайд 5,6)
неправда — ложь
неприятель — противник
несерьезность- легкомысленность
- Ребята, что мы сейчас подбирали к словам? (Синонимы)
- Обратите внимание, что синонимы у нас были без НЕ!
-Какой мы можем сделать вывод?
Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с неможет быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением (на доске крепится яркий листок с выводом)
Учитель:-А как же быть со словами: не собака, не дом, не город? (Слайд 7)
- Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится.
- Давайте попробуем сделать вывод.
Вывод: если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем раздельно. (на доске)
Работа с предложением: (слайд 8)
Вчера со мной случилось не счастье, а горе.
Учитель: - Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
- Найдите в этом предложении антонимы (СЧАСТЬЕ – ГОРЕ).
- Какой союз усиливает противопоставление? (союз А)
- Попробуем сделать вывод.
Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление, с союзом А (на доске)
Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными. (У каждого ученика на парте) (слайд 9) (КАРТОЧКА №1)
Закрепление. Работа по учебнику.
Учитель: - Открываем учебник на с.88-ой упр. 132–ое (2-3 предложения)
- Кому не понятно как пользоваться алгоритмом?
-А теперь давайте отгадаем веселые загадки.
Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)
Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает …(Непогода)
В зеленом поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Называюсь….(незабудка).
Задание «Кто быстрее». У каждого ученика на столе задание. Списать предложения, раскрывая скобки.(КАРТОЧКА №2)
Мой друг говорил сущую (не)лепицу.
Учитель подтвердил (не)верность моего решения.
Это были (не)астры.
Проверка задания. На слайде записаны предложения. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. Укажите условия слитного и раздельного написания существительных в этих предложениях. (слайд 10)
Давайте вспомним орфографическую разминку в начале урока. У нас вызвало затруднение в написании слова «НЕПРИЯТЕЛЬ» (слайд 11,12)
Как же мы напишем НЕ слитно или раздельно? Почему?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: - Какую тему мы сегодня изучали?
- Что нового узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание Не с существительными? (вернуться к выводам на доске)
- Вспомните цель нашего урока?
- Мы достигли ее?
Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока.
-У вас на столах КАРТОЧКА №3. Подчеркните предложение, которое вы считаете нужным.
Рефлексия «Выбери предложение» (слайд 13):
Мне было интересно на уроке.
Мне было трудно на уроке.
Я сегодня разобрался в теме.
Я доволен своей работой.
Домашнее задание (слайд 13)
Учить алгоритм «Правописание НЕ с именами существительными».
Стр. 91 упр.134
ДОПОЛНИТЕЛЬНО.
Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в парах) (на каждой парте листы с заданием)
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч…
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).— Объяснить правописание существительного незабудки (проверка слайд )
- У всех ли получилось такое предложение?
Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его (ученики выходят к доске по очереди)
Неизвестный человек (Незнакомец)
Неаккуратный человек (Неряха)
Грубый, невоспитанный человек (Невежа)
Малообразованный человек, а также несвЕдущий в какой-нибудь области (Невежда)
Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)
- Почему все эти слова нужно писать слитно? (Без НЕ не употребляются)