СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание приставок и предлогов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание приставок и предлогов».»

Конспект открытого урока по русскому языку

«Правописание приставок и предлогов».



Подготовила учитель:

Камболова Э.Л.




Цели урока:

  • развивать умение различать предлоги и приставки;

  • формировать умения отличать предлоги от приставок;

  • дать понятие о единообразном написании приставок;

  • формировать орфографическую зоркость;

  • развивать речь, память, мышление.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, синонимы, существительное, глагол.

Формы работы и ресурсы:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;

учебник «Русский язык» 3 класс, презентация для интерактивной доски, электронная физминутка, раздаточный материал.


Ход урока

Ι. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова правила пришли,
Чтоб порядок навести.

– Проверим готовность к уроку - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.


II. Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы (темы и цели урока)

-Узнайте, о чём идёт речь в загадке?

Приставляемся всегда

Мы к началу слова

И меняем без труда

Смысл его на новый. (Приставка)

- Почему вы решили, что это приставка?

Он не станет членом предложения,

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

Объединять и связывать способен

Незаменим и помнит роль свою (Предлог)

-Почему вы решили, что это предлог?

-Какая же тема нашего урока? (Приставки и предлоги)

(В переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.


IΙΙ. Открытие нового знания

1)Минутка чистописания. (Интерактивная доска)

На доске:

-Посмотрите внимательно. Что написано? (предлоги и приставки).

-Так приставки или предлоги?

- Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

- В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.

- На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

-Так что же это приставки или предлоги?

-Почему у нас возникло затруднение? (Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).


2)Работа по таблице

- Сравните приставки и предлоги.

- Какой вывод сделали? (Многие приставки могут выступать в роли предлогов. Но есть такие буквосочетания, которые могут быть только приставкой: ото, обо, взо, бес, пре; или предлогом: к, через.)


ПРИСТАВКИ

от-; ото-; до-; об-; обо-; по-; под-; про-; во-; взо-; о-; с-; из-; без-; бес-; за-; на-; над-;

пре-; при-; у-; в-


ПРЕДЛОГИ

о; от; по; про; под; до; об; из; без; к; у; с; в; во; на; над; за; при; через









-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом).

-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.

(Правописание приставок и предлогов).


ΙV. Обобщение знаний о приставках и предлогах

Повторение пройденного материала.

-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.

-Что такое приставка? (Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).

-Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

- С какой частью речи дружит приставка? (С глаголом)

-С какой целью мы всё вспомнили о приставке? (Чтобы найти слова с приставкой).

-Что такое предлог? (Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).

-Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).

-Молодцы.

V. Наблюдение за ролью предлогов и приставок в слове.

1. Решение грамматических задач.

Для чего служат предлоги и приставки, вы ответите, когда решите мои задачки?


а) На доске три картинки


- Ребята, что делает девочка на этой картинке? (Девочка под стулом).

- Какой предлог есть в этом предложении?

- Теперь посмотрите на вторую картинку. Мальчик сидит (на стуле). Какой предлог вы использовали в ответе?

- А что он делает на последней картинке? (Девочка прячется за креслом).


б) Я буду называть приставки, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить.

- Представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сделаете с телевизором, используя предлог:

В-

Пере-

Вы-



- Представьте, что сидите на стуле около стола. Что вы можете сделать со стулом?

Подо-

Ото-


в) Рассмотри рисунки. Назови действия собаки. Почему для каждого слова понадобился отдельный рисунок?

Запиши образованные слова, обозначь приставки.

- Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Каждая приставка имеет свой смысл). г) Составьте слова из рассыпанных частей, запишите их, выделите приставки. Обоснуйте, что произошло со словами, когда поменяли приставки?

От-, по-, за-, летел

На-, под-, над-, писал


д) Образуйте слово с корнем и приставкой. Составить предложение с этим словом и употребить предлог: Корень -приставка- предлог
- кат- с с
- бег- по по
-лет-
в в

-Какой вывод можно сделать о правописании приставок и предлогов.

2.Обобщение знаний.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Как пишется приставка с другими словами?
Предлог — это слово. С помощью предлогов слова связываются между собой в предложение. Как пишется предлог с другими словами?

-Почему предлоги с, другими словами, пишутся раздельно, я хочу вам рассказать грамматическую сказку.
Жили в одном городе Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, предлогами и глаголами, что те очень обиделись на задир. Когда с предлогами рядом ставили Существительные, то Существительные так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные или другие слова. Предлоги поссорились с обидчивыми словами.
Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами, которые с, другими словами, пишутся раздельно. Пишутся они раздельно с Существительными, Прилагательными, Местоимениями. Но вот с Глаголами они так и не подружились. И никогда глаголы не становятся рядом с предлогами.

. Закрепление нового материала.

Составление алгоритма: «Правописание приставок и предлогов».

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи
приставки
Образуются слова. -

 

 Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

 

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

   Предлог — это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

  Приставка — это часть слова. Пишется слитно. Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

В речи многие предлоги и приставки слышатся и произносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1) Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. 

У глаголов есть приставки.

разбежались, отмерила, скинул.

2) Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.

(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у   стола 

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: полёт.

3) Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно.


Алгоритм рассуждений:

- Это глагол?

                     -ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это

                               приставка, пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)

-НЕТ - ставим слово в начальную форму: есть такое слово - приставка, нет - предлог.




VΙΙ. Применение знаний и умений.


ФИЗМИНУТКА: Если я называю слово, в котором есть приставка, вы подпрыгиваете, если называю слово с предлогом – приседаете.

Прочитал, отплыла, по листьям, пошёл, от берега, в лагере, побежали, по ручьям, с места, сдувает, за машиной.


Тренировка. 

1.Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?


(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город. 


2.Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.


(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.











3. Блиц-опрос.

С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)

- Предлог – это ….(часть речи).

- Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)

- Приставка – это … (часть слова).

- Чем отличаются предлоги от приставок? (написанием со словами).


4. Тест (работа по карточкам)

Выберите в каждом пункте правильный ответ.

1.Выберите верное утверждение:

а) Предлог- часть речи, а приставка – часть слова.

б) Предлог- часть слова, а приставка – часть речи.

2.Выберите верное утверждение:

а) Предлог служит для связи слов

б) Предлог служит для образования новых слов.

3.Выберите верное утверждение:

а) Приставка служит для связи слов.

б) Приставка служит для образования новых слов.

4.Выбери верное утверждение:

а) Предлоги пишутся раздельно.

б) Предлоги пишутся слитно.

5.Выберите верное утверждение

а) Предлоги пишутся перед глаголами.

б) У глаголов нет предлогов.

6. Выберите верное утверждение

а) Приставки со словами пишутся раздельно.

б) Приставки со словами пишутся слитно.


VΙΙΙ. Подведение итогов урока.
- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями на уроке?

- Что запомнилось (понравилось) на сегодняшнем уроке?

-Кому было легко выполнять задания? Почему?



Я справился Я сомневаюсь Я не справился

Домашнее задание:

Рассмотри рисунок. Составь и запиши по рисунку рассказ, используя опорные слова. Выдели в них приставки.