СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе "Нестрашный ЕГЭ по русскому языку".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект включает основные задания ЕГЭ по русскому языку, что помогает обобщить и систематизировать знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе "Нестрашный ЕГЭ по русскому языку".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


Учитель Абдусаламова Саида Магомедсаидоовна.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ.


Тема: «Несложный ЕГЭ по русскому языку»

Цели:

  • закрепить и расширить знание орфоэпических, морфологических и синтаксических норм;

  • развивать навык анализа, сопоставления, обобщения;

  • способствовать развитию интереса к изучению русского языка, воспитывать бережное отношение к русскому языку.


Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, сопровождающей все этапы урока.


Ход урока:


  1. Орг.момент. Определение целей урока, основных этапов.

Эпиграф урока – стихотворение узбекского поэта С.Абдуллы «Выучи русский язык!» (слайд презентации)


  1. Практическая часть.

I) На доску проецируется текст для выполнения заданий 1-3 ЕГЭ (учащееся получают карточки).

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. (2) , если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. (3) Для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. (4) Таким образом, антиутопия работает обычно со сложными социальными моделями.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

  1. Антиутопия является развитием утопии и может быть отнесена к этому направлению.

  2. Важной особенностью антиутопии является её динамичность, она работает со сложными социальными моделями.

  3. Антиутопия, являющаяся логическим развитием утопии, стремится выявить негативные черты общественного устройства, работает с разными непростыми социальными явлениями и моделями.

  4. Утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт общественного устройства, чем отличается от антиутопии, выявляющей его негативные стороны.

  5. Антиутопия, логическое развитие утопии, демонстрирует негативные тенденции развития и возможности описанных общественных устройств, а также работает со сложными социальными моделями.


2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот Например Однако Во-первых Таким образом

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАПРАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАПРАВЛЕНИЕ, -я, ср.

1) Линия движения; путь развития. Идти в северном направлении. Взять н. на юг. Правильное н. в работе.

2) Участок фронта, от к-рого в какую-н. сторону направлены боевые действия, выполнение военной операции. Бои на западном направлении. Н. главного удара.

3) Общественная группировка или общественное движение, течение.

Литературные направления. Реалистическое н. в искусстве.

4) Документ о назначении куда-н., о командировании.

Вручить н. Н. подписано директором.


Проверь себя:

1) 35 (2б.)

2) ОДНАКО (1б.)

3) 3 (1б.)

(Выставление баллов самими учащимися)


II) Задание № 4.
Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Береста

Нарочитый

Коклюш

Кренить

Плато

Газопровод

Начерпать

Балованный

Нормировать

Кулинария

Звонит

Иконопись


(Проверка по слайду правильности постановки ударения. Макс. балл -12)


III) Задание №5. Паронимы.


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ, не перенеся тяжёлых условий плавания на пакетботе «Святой Павел», заболел цингой и умер.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.

Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.

В тёмной, сумрачной гущине ветвей блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.

У ГОДОВОЙ девочки на голове была ярко-розовая соломенная шляпка.

(1б.)

Проверка.

Сразу настораживает выражение «у ГОДОВОЙ девочки». Слово «годовой» употреблено неверно. Вспоминаем пароним к этому слову: «годовалый».

Записываем: годовалой (см. словарь паронимов, стр. 527-558).



IV) Разминка. Придумайте пару омонимов…

а)...из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

б) ...из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах к документам.

в) ...из которых один обозначает птицу, а другой – приспособление для подъема тяжести.


V)Задание №6.


а)Укажите пример, в котором нормы формообразования

не нарушены:

  1. едьте поездом

  2. ихними детьми

  3. пятидесятью тремя метрами

  4. к трёмстам сорока четырём избирателям


б)Запишите числительные словами:

Беспокоиться о 5783 наполненных ведрах;
распрощаться с 698 сломанными станками;
гордиться 9872 выращенными деревьями


VI) Задание 7.Синтаксические нормы.

Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало.

Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность

Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия

Студенты помогали группе геологов, прибывшим из Петербурга.

Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.


(Проверка по слайду)


VII) Задание 8. Правописание корней.

Образец задания: 

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • в..рховье

  • орнам..нт

  • б..рюзовый

  • обм..кнуть

  • фест..вальный


Список корней нужно выучить:

  • 1-9: -бер-//-бир--пер-//-пир--мер-//-мир--жег-//-жиг--тер-//-тир--дер-//-дир--чет-//-чит--блест-//-блист--стел-//-стил-

  • 10: -кас-//-кос- 

  • 11: -мок-//-мак-

  • 12: -ровн-//-равн-

  • 13-15: -гор-//-гар--твор-//-твар--клон-//-клан-

  • 16: -зор-//-зар-

  • 17: -плов-//-плав-

  • 18-20: -рос-//-раст-//-ращ--лаг-//-лож--скак-//-скоч-


Выполнение по слайдам 5 вариантов задания №8.

Проверь себя:

  1. КОШАЧИЙ

  2. ХВАСТУН

  3. РОПТАТЬ

  4. ЗАЧЕРСТВЕВШИЙ

  5. ЗАПИЩАТЬ


VIII) Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Образец задания 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.


Выполнение по слайдам 5 вариантов задания №14.

Проверь себя:

  1. 234

  2. 124

  3. 3

  4. 234

  5. 1


IX) Задание 15. Пунктуация в ПП и ССП.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.

3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.

4) Конкурс рассчитан как на любителей так и на профессиональных художников.

5)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.


X) Задание 25. Изобразительно-выразительные средства яз


Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Тропами являются:

  • эпитет

  • сравнение

  • метафора

  • олицетворение

  • метонимия

  • синекдоха

  • перифраз

  • гипербола

  • литота


Стилистические фигуры:

  • риторический вопрос

  • риторическое восклицание

  • инверсия

  • парцелляция

  • антитеза

  • анафора

  • эпифора

  • градация

  • эллипсис…


  1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

 A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
      Б)
 Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
      В) 
Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
      Г) 
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.


Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей - лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная – Китай)


Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Муза спаситель Капитолия

блистающая сталь

Солнце русской поэзии

весна человеческой жизни

седая чародейка

Парнасская богиня

потомок викингов отважных

волшебный прибор Левенгука

прикованный к скале Титан

бессмертный творец «Илиады»


зима

Прометей

швед

сабля

гусь

Пушкин

Гомер

микроскоп

юность


XI) Рефлексия.

XII) Заключительный этап урока.

А) Подведём итоги:
20 – 28 б. – «3»
29 – 34 б. – «4»
35 – 38 б. – «5» (выставление оценок)

Б) Чтение стихотворения ученицей.


Кто более иль менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
По щучьему велению
Оно не входит в дом,
Мы учимся терпению
И учимся с трудом
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг,
Терпение, терпение -
Твой самый верный друг.

В) Напутственное слово учителя.





Использованная литература:

  1. Сенина Н.А.ЕГЭ – 2018. Русский язык. 25 тренировочных вариантов, Н.А.Сенина, Ростовн/Д.-2017

  2. Сенина Н.А.ЕГЭ – 2017. Русский язык. 25 тренировочных вариантов, Н.А.Сенина, Ростовн/l/-2016