СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Имя прилагательное как часть речи».»

Конспект открытого урока

по русскому языку в 5 классе

Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

Цели:

1) Систематизировать известное об имени прилагательном.

2) Познакомить учащихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных для обогащения словарного запаса детей, в частности прилагательными оценочного характера.

1. Организационный момент. 

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Откройте тетради, запишите число.

Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах).  На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты?

? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Учитель:  Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?

Дети: По второму.



2. Словарная работа

Учитель: Как вы понимаете значение слова пёстрая? (с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

-Кто описывается словом пёстрая? (птица)

-Попробуйте догадаться, о какой птице идёт речь? ( о дятле)

-Какие ещё слова помогли вам описать эту птицу? Назовите их.

-К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? (прил.) как вы это определили? Задали вопрос.

3.Актуализация знаний.

Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

 Дети: Имя прилагательное.

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. (фронтальный опрос)

1.что такое имя прилагательное?

2.что оно обозначает?

3.отвечает на вопросы….какой, какая, какое, какие?

Чей,чья,чьё,чьи? Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин –к дырочке в полу, лисий след ведёт к норе, след собачий к конуре.

4.изменяется по числам, родам в ед числе, падежам.

Учитель: Посмотрите, ребята на экран.  Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные.

Глух.., ритмичн..  стук, лесн...  царь, лесн... птица, длинн... клюв, голуб... небо

  • Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются  с существительными в роде, числе и ещё в  падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

Учитель:  Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

 Дети: Является определением.

Учитель: Правильно, определением, но ещё  может быть и сказуемым.  Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.

- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Он лечит больные деревья.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). 

(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к  в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

-Молодец, все правильно.


4.Физкультминутка.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


5.Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным?  Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что  озеро  похоже  на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?  

Дети: Да!

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

 Дети: Использование эпитетов.

Учитель:  Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив.

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Учитель:  Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.


6.Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные ...........................с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………


Учитель:  Ну вот и подошел к концу наш урок. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

7. Домашнее задание: правило на стр. 85 выучить. Упр. на выбор 567, 572 или 575.


8.Рефлексия

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.