Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Краснохолмская СОШ №1 Калтасинского района РБ
Конспект открытого урока
по русскому языку
на тему
«Что такое части речи?»
Составила
учитель начальных классов
Иштубаева Эльвира Анатольевна
2018 год
Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «В» класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие навыков сотрудничества со взрослым;
формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- освоить основы познавательной рефлексии;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- усвоить, что речь делится на части – части речи;
- усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;
-усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи;
- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;
- приводить примеры разных частей речи;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Оборудование:
Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык»; сигнальные карточки, лист исследования для работы в группах.
Учитель: электронная презентация, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык»
Оформление доски.
Интерактивная доска | 20 февраля. Классная работа. Мм Мл мм мн мо | Магнитная доска |
Место урока в учебной программе.
Наша речь (3 часа)
Текст (6 часов)
Предложение (12 часов)
Слова, слова, слова… (22 часа)
Звуки и буквы (63 часа)
Части речи (47 часов) 1 урок в теме.
Ход урока
Слайд 1.
I. Организационный момент.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения
Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение?
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу прямо сейчас.
СЛАЙД №2.
А девиз нашего урока:
«Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание
Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.
- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы. (Работа в парах)
СЛАЙД №3
А | Б | К | У | Ф | И |
М | Д | О | Ё | Г | Ю |
Ы | Т | В | С | П | Ё |
Ш | Э | Ж | Е | Я | З |
Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
СЛАЙД №4
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
СЛАЙД №5
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
СЛАЙД №6
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
СЛАЙД №7
Какая буква у вас осталась?
Какие звуки обозначает буква эм?
Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить).
Дети работают в тетради.
2. Словарная работа
- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы») Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка) Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка)
- Проверим себя. Применим полученные знания.
Мороз, морозный, морозить;
о морозе, от мороза, по морозу.
Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы под диктовку учителя.
- Проверьте работу.
- Какие орфограммы выделили в словах? Объясните их написание
- Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки. Слайд 8 Подождать. Слайд 9
- Оцените себя, по памятке
Табличка с критериями на слайде

выделил 8 орфограмм
выделил 6 – 7 орфограмм
выделил 5 и менее орфограмм
- Покажите нам как вы справились с работой. (сигнальные карточки)
- Нужно ли нам возвращаться к этой теме? Мы всегда должны помнить правила правописания.
- Что можете сказать о записанных словах? (все про зиму, есть однокоренные) Почему вы так думаете? Выделите корень слова.
- Что записано во 2 строке? Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Это формы одного и того же слова.
- Подберите: - синоним к слову морозный – холодный;
- антоним к слову мороз - жара, теплота.
- Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова.
Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Слайд 10
III. Постановка учебной проблемы
- Ребята. Как вы думаете, что означает ? (существует ещё какая-то группа слов)
- Посмотрите на группы слов. Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? Части речи.
- Что вы знаете о частях речи? Это слова.
- Что вы хотите ещё узнать? Узнать какие бывают части речи, как они называются, их признаки,… Слайд 11
IV. Поиск решения, открытие нового знания
Давным-давно в одном городе жили-были слова. Жили они все дружно в одном домике.
Слайд 12 Слов становилось всё больше и больше, что им стало тесно, да и домик был очень старый и маленький. И вот однажды зимой выпало много снега, подули холодные ветры. Домик занесло снегом, и….он просто развалился. Но слова не растерялись. Они дружно выстроили себе новое жильё, да не один домик, а несколько домов и с радостью расселились в них. Слайд 13
Посмотрите, какие слова поселились в 1 домик? Во 2? В 3? Слайд 14
Снег морозы снегири | сильные пушистый красногрудые | ударили прилетели выпал |
-А почему они так расселились?
- Как будем решать проблему? (ответы детей)
- Мы уже не раз были исследователями, а сегодня новое задание. Я предлагаю исследовать слова и сделать выводы.
Работа в группах
Учащиеся работают в группах с картами исследования слов.
Выступление представителей групп, подведение итогов работы. Слайд 15
предметы | признаки предметов | действия |
снег морозы снегири | сильные пушистый красногрудые | ударили прилетели выпал |
кто? что? | какой? какие? какая? | что сделал? что делают? что сделала? что сделали? |
Существительное | Прилагательное | Глагол |
Сущ. | Прил. | Гл. |
- У нас получилась схема. Давайте сделаем общий вывод.
- Что же такое части речи? Слова.
- На какие группы делятся части речи? Как они называются?
- Расскажите о существительном, прилагательном, глаголе.
- Прочитает о частях речи в учебнике. Совпадают ли наши выводы с правилом учебника?
V. Первичная проверка понимания нового материала.
- Вернёмся к словам. Они хоть и расселились в разные домики, но всё же дружат друг с другом. Они часто выходят гулять и берутся за руки. Тогда получаются….. предложения. Составьте их.
- Запишите в тетрадь предложения. (у доски 1 ученик комментирует).
Выпал пушистый снег. Ударили сильные морозы. Прилетели красногрудые снегири.
- Выделим над словами части речи, поставив к словам вопрос. Подпишем сверху. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.
- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу?
- Недалеко от домиков, где живут слова есть парк. Я предлагаю отправиться туда.
Физминутка (материал в приложении)
Работа по учебнику
- Вот мы с вами и очутились в парке. (работа с рисунком в учебнике)
- Кто ещё пришёл в парк?
- Рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке? (девочку, мальчика, ворону, белочек, синичку)
- Как называются слова, которые вы назвали? – существительные.
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Девочка какая?... добрая, маленькая… Ворона какая? … важная, серая…., Белочки какие?...рыженькие, шустрые …
- Придумайте слова - действия этих предметов. Девочка что делает? кормит…..
- Какие части речи вы сейчас назвали?
- Придумайте устно предложения с данными словами.
- Ребята, посмотрите: снегом намело целый сугроб, а вместе с ним слова. Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.
прил. сущ. гл. сущ.
Маленькая синичка села ветку.
Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.
Маленькая синичка села на ветку.
- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи.
- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами - предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.
- Вернёмся к началу урока. Наши слова нагулялись и расходятся по домам, каждое в свой домик. - Что же будем делать с предлогами? Поселим их в пустой домик. Слайд 16
Частей речи гораздо больше, они живут на другой улице, мы познакомимся с ними позже.
VI. Закрепление изученного материала. Итог
Работа с электронным приложением «Русский язык».
Открываем электронное приложение.
Находим тему № 28 «Части речи». Входим.
Выбираем второе упражнение.Работаем
Закрываем окно упражнения.
Выходим из приложения.
VII.Рефлексия.
Слайд 17
Продолжите фразы…
На уроке я узнал…
Теперь я умею…
3. Больше всего понравилось…
4. Было трудно…
5. За что можете себя похвалить? Изобразите лесенку успеха.
VIII. Домашнее задание. Слайд 18
- Выучить правила стр.40-41, упр. 70
Используемая литература:
Учебник. Русский язык для 2 класса. Часть 2. Авторы: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Издание: 3-е изд. – Москва. Просвещение, 2013 год
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Издание: Москва. Просвещение, 2012 год.
Сказка о словах