СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему «Что такое части речи?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок знакомства с новой темой. На уроке использовалась презентация. Она помогла участникам  сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строилась как своеобразный диалог между учителем и учениками.Это позволяет достичь высокой степени результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему «Что такое части речи?»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Краснохолмская СОШ №1 Калтасинского района РБ













Конспект открытого урока

по русскому языку

на тему

«Что такое части речи?»









Составила

учитель начальных классов

Иштубаева Эльвира Анатольевна




2018 год


Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 «В» класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».


Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.


Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

- усвоить, что речь делится на части – части речи;

- усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи;

-усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи;

- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;

- приводить примеры разных частей речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  • развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии; -расширение словарного запаса учащихся.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.


Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.


Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык»; сигнальные карточки, лист исследования для работы в группах.


Учитель: электронная презентация, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык»

Оформление доски.



Интерактивная доска

20 февраля.

Классная работа.


Мм

Мл мм мн мо




Магнитная доска



Место урока в учебной программе.

Наша речь (3 часа)

Текст (6 часов)

Предложение (12 часов)

Слова, слова, слова… (22 часа)

Звуки и буквы (63 часа)

Части речи (47 часов) 1 урок в теме.


Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!


Коррекция настроения

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?


- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу прямо сейчас.

СЛАЙД №2.

А девиз нашего урока:

«Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »


II. Актуализация знаний.

1. Чистописание

Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы. (Работа в парах)

СЛАЙД №3


А

Б

К

У

Ф

И

М

Д

О

Ё

Г

Ю

Ы

Т

В

С

П

Ё

Ш

Э

Ж

Е

Я

З


Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

СЛАЙД №4

Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

СЛАЙД №5

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

СЛАЙД №6

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

СЛАЙД №7

Какая буква у вас осталась?

Какие звуки обозначает буква эм?

Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить).

Дети работают в тетради.

2. Словарная работа

- Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы») Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка) Чему учились? (Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка)

- Проверим себя. Применим полученные знания.


Мороз, морозный, морозить;

о морозе, от мороза, по морозу.

Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы под диктовку учителя.


- Проверьте работу.

- Какие орфограммы выделили в словах? Объясните их написание

- Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки. Слайд 8 Подождать. Слайд 9

- Оцените себя, по памятке

Табличка с критериями на слайде


выделил 8 орфограмм

выделил 6 – 7 орфограмм

выделил 5 и менее орфограмм


- Покажите нам как вы справились с работой. (сигнальные карточки)

- Нужно ли нам возвращаться к этой теме? Мы всегда должны помнить правила правописания.

- Что можете сказать о записанных словах? (все про зиму, есть однокоренные) Почему вы так думаете? Выделите корень слова.

- Что записано во 2 строке? Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Это формы одного и того же слова.

- Подберите: - синоним к слову морозный – холодный;

- антоним к слову мороз - жара, теплота.


- Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова.

Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Слайд 10

III. Постановка учебной проблемы

- Ребята. Как вы думаете, что означает ? (существует ещё какая-то группа слов)

- Посмотрите на группы слов. Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? Части речи.

- Что вы знаете о частях речи? Это слова.

- Что вы хотите ещё узнать? Узнать какие бывают части речи, как они называются, их признаки,… Слайд 11

IV. Поиск решения, открытие нового знания

Давным-давно в одном городе жили-были слова. Жили они все дружно в одном домике.

Слайд 12 Слов становилось всё больше и больше, что им стало тесно, да и домик был очень старый и маленький. И вот однажды зимой выпало много снега, подули холодные ветры. Домик занесло снегом, и….он просто развалился. Но слова не растерялись. Они дружно выстроили себе новое жильё, да не один домик, а несколько домов и с радостью расселились в них. Слайд 13

Посмотрите, какие слова поселились в 1 домик? Во 2? В 3? Слайд 14


Снег

морозы

снегири

сильные

пушистый

красногрудые


ударили

прилетели

выпал

-А почему они так расселились?

- Как будем решать проблему? (ответы детей)

- Мы уже не раз были исследователями, а сегодня новое задание. Я предлагаю исследовать слова и сделать выводы.

Работа в группах

Учащиеся работают в группах с картами исследования слов.

Выступление представителей групп, подведение итогов работы. Слайд 15


предметы

признаки предметов

действия

снег

морозы

снегири

сильные

пушистый

красногрудые


ударили

прилетели

выпал

кто?

что?

какой?

какие?

какая?

что сделал? что делают?

что сделала? что сделали?

Существительное

Прилагательное

Глагол

Сущ.

Прил.

Гл.


- У нас получилась схема. Давайте сделаем общий вывод.

- Что же такое части речи? Слова.

- На какие группы делятся части речи? Как они называются?

- Расскажите о существительном, прилагательном, глаголе.

- Прочитает о частях речи в учебнике. Совпадают ли наши выводы с правилом учебника?


V. Первичная проверка понимания нового материала.


- Вернёмся к словам. Они хоть и расселились в разные домики, но всё же дружат друг с другом. Они часто выходят гулять и берутся за руки. Тогда получаются….. предложения. Составьте их.

- Запишите в тетрадь предложения. (у доски 1 ученик комментирует).


Выпал пушистый снег. Ударили сильные морозы. Прилетели красногрудые снегири.


- Выделим над словами части речи, поставив к словам вопрос. Подпишем сверху. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.

- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу?


- Недалеко от домиков, где живут слова есть парк. Я предлагаю отправиться туда.


Физминутка (материал в приложении)

Работа по учебнику

- Вот мы с вами и очутились в парке. (работа с рисунком в учебнике)

- Кто ещё пришёл в парк?

- Рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке? (девочку, мальчика, ворону, белочек, синичку)

- Как называются слова, которые вы назвали? – существительные.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Девочка какая?... добрая, маленькая… Ворона какая? … важная, серая…., Белочки какие?...рыженькие, шустрые …

- Придумайте слова - действия этих предметов. Девочка что делает? кормит…..

- Какие части речи вы сейчас назвали?

- Придумайте устно предложения с данными словами.

- Ребята, посмотрите: снегом намело целый сугроб, а вместе с ним слова. Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.

прил. сущ. гл. сущ.

Маленькая синичка села ветку.

Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.

Маленькая синичка села на ветку.

- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи.

- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами - предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.


- Вернёмся к началу урока. Наши слова нагулялись и расходятся по домам, каждое в свой домик. - Что же будем делать с предлогами? Поселим их в пустой домик. Слайд 16

Частей речи гораздо больше, они живут на другой улице, мы познакомимся с ними позже.


VI. Закрепление изученного материала. Итог


Работа с электронным приложением «Русский язык».

  1. Открываем электронное приложение.

  2. Находим тему № 28 «Части речи». Входим.

  3. Выбираем второе упражнение.Работаем

  4. Закрываем окно упражнения.

  5. Выходим из приложения.



VII.Рефлексия.

Слайд 17

Продолжите фразы…

  1. На уроке я узнал…

  2. Теперь я умею…

3. Больше всего понравилось…

4. Было трудно…

5. За что можете себя похвалить? Изобразите лесенку успеха.


VIII. Домашнее задание. Слайд 18

- Выучить правила стр.40-41, упр. 70


Используемая литература:


  1. Учебник. Русский язык для 2 класса. Часть 2. Авторы: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Издание: 3-е изд. – Москва. Просвещение, 2013 год


  1. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Издание: Москва. Просвещение, 2012 год.


  1. Сказка о словах