СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме: «Урок-конкурс "В мире фразеологии».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме: «Урок-конкурс "В мире фразеологии».»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»___________ Гасаналиев И.Г.





Открытый урок-конкурс



по русскому языку в 7 классе.









Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Дружбинская СОШ»
Курбанова Аминат Абдулхаликовна





Тема урока: Урок-конкурс "В мире фразеологии".

Цель урока: напомнить детям о фразеологизмах, о том, как они украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль, Расширение имеющихся знаний учащихся по теме «Фразеология».

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся по теме «Фразеология», умение отличать фразеологизмы от других устойчивых сочетаний.

2. Развивать творческие способности учащихся, культуру устной и письменной речи, память, речь, внимание, смекалку, интуицию.

3. Воспитывать желание самосовершенствоваться, прививать познавательный интерес к русскому языку, развивать дружеское отношение друг к другу.

Оборудование урока: плакаты с цитатами, карточки с пословицами фразеологизмами, рисунки учащихся,"медали"лучшим знатокам фразеологии.


Ход урока.


1. Организация класса.

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами проведем не обычный урок, а урок-конкурс. Отправимся мы с вами в страну, где выражают свои мысли кратко, метко, сочно.

Мы начинаем наш урок, для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.


*Итак, мы у ворот одного из удивительных городов страны Русского Языка, города Крылатых выражений. Как видите, нас встречает грозная стража. Видя наши попытки проникнуть в город, она преграждает нам путь.

*В чем дело?- удивляемся мы.

*Дело? Дело в шляпе! - совсем не сердито отвечает один из стражей. А другой поясняет:

*Вы можете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать откуда произошло выражение слово в шляпе. (Один из учеников отвечает).

*Очень давно, когда почты и железных дорог не было, все важные документы из одного города в другой

А ткачиха с поварихой

С сватьей – бабой, Бабарихой

Отобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать так, чтобы они не потерялись, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути хранили их часто в шляпах. Вот отсюда и пошло выражение дело в шляпе. Стражи остаются довольны ответом и разрешают пройти нам в город. И вот мы в городе Крылатых выражений. Нас по городу будут водить жители этого города-скоморохи Митяй и Миняй.



2.Игра "Найди пару".

Митяй:Ну что ты, наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй:А ребята на что? Они сейчас их все соберут. Ведь, правда, ребята?

(Скоморохи раздают ребятам желающим, принять участие в игре "Найди пару" по половине пословицы. На 14 карточках написано:


1*Не спеши языком-

2*Пропадай-

3*С кем поведешься-

4*Труд человека кормит-

5*Глаза страшатся,

6*Хочешь много знать-

7*Ученье свет,

8*По одежке встречают,

9*Грамоте учиться-

10*Не сиди сложа руки-

11*Птица красна пением,

12*Семь раз отмерь-

13*Лодырь да бездельник-

14*Любишь кататься-


1*торопись делам.

2*а товарища выручай.

3*от того и наберешься.

4*а лень портит.

5*а руки делают.

6*надо мало спать.

7*а не ученье-тьма.

8*а по уму провожают.

9*всегда пригодится.

10*так и не будет скуки.

11*а человек умением.

12*один отрежь.

13*им праздник и в понедельник.

14*люби и саночки возить.


(Ребята ищут половину своей пословицы, и, взяв за руку "пару", подходят к скоморохам. Те в обмен на пословицы дают паре призовые фишки. Награждаются шесть пар. (первые)


3. Индивидуальная письменная работа.

1 ученик находит значение фразеологических оборотов-5-7 мин. письменно).

*где раки зимуют, из кожи вон лезут, спать с открытыми глазами.


4. Игра "Аукцион".

(Предварительно ребятам было задано на дом, подобрать фразеологизмы к словам: ум, вода, рука, голова, глаза.)

(Победителям скоморохи дают призы).


5. Выборочный диктант.

(Выписать из текста фразеологические обороты).

Степан сломя голову бросился в палисадник и хотел схватить Муму, но она ловко вывернулась и пустилась во все лопатки. Герасим стоял как вкопанный.Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Пошел Иван-царевич куда глаза глядят. Ругает старика старуха на чем свет стоит.


6. Фразеологическая физкультминутка

Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

  1. вешать картины, вешать портьеры, вешать голову - (расстроиться);

  2. сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу – (опозориться);

  3. точить ножницы, точить лясы, (болтать), точить топор;

  4. бить стёкла, бить посуду, бить баклуши – (бездельничать).


7. Запись на доске.

(Дописать окончания).

*Люб... кататься, люб... и саночки возить.

*Лес руб..., щепки лет...

*Глупый осуд..., а умный рассуд....

8. Раскрыть смысл фразеологизмов.

*Свалился как снег на голову – совершенно неожиданно, внезапно(появляться прибывать, сваливаться, являться...)

*Вертится как белка в колесе-быть в беспрестанных хлопотах, занятиях, заботах.

*Пишет как курица лапой- некрасиво, небрежно писать.

*Нужен как телеге пятое колесо- не нужное, не необходимое....

(Скоморохи награждают победителей)

Учитель: На прощание жители города советуют"не откладывая дела в долгий ящик",познакомиться с книгами Э.Вартаняна "Из жизни слов",Л.В.Сахарного "К тайнам мысли и слова",из которых можно узнать историю многих крылатых выражений.

Миняй: Митяй, а ты говорил, что эти школяры мало что ведают. Ан, нет! Смотри, сколько фишек я раздал!

Митяй: И правда, Миняй! Молодцы, ребята!


Учитель: Те ребята, которые мало участвовали на уроке, получают призы-медали "Сесть в галошу".


9. Подведение итогов урока.


10. Домашнее задание.


Учитель: Ребята, вам нужно сделать иллюстрации к фразеологическому обороту "Плясать под чужую дудку". Урок закончен, благодарю вас всех за участие на уроке. До свидания!