Конспект открытого урока в 5 классе по предмету Музыка, по программе Г.П. Сергеевой.
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Задачи:
Обучающие - закрепить ранее полученные знания;
-научить понимать музыкальные термины: мелодия, гармония, повтор, сюита и др.;
- находить ассоциативно- образные связи между музыкальными образами и образами других видов искусства.
Развивающие - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать слух, память, внимание;
- развивать стремление находить информацию о храмовой музыке.
Воспитательные - формировать уважение к традициям своего народа;
- воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры человека.
Личностные УУД: понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД: умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимание терминов, название звучания колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений и художественных репродукций, работа с разворотом урока в учебнике и с творческой тетрадью.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности, оценивание работы на уроке своих одноклассников.
Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры, С.В. Рахманинов «Всенощного бдение» С.В. Рахманинова, «Сюита для двух фортепиано, Фантазия» С.В.Рахманинова. «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.
Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоплеер, фонохрестоматия 5 класс, портрет композитора, компьютер, учебник «Музыка» 5 класс, творческая тетрадь.
Тип урока: Повторение, расширение и углубление знаний.
Форма урока: Урок – беседа.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Ход урока
Вход. Звучание колокольного звона «Пасхальный звон».
Учитель (У): Ребята, давайте все вместе прочитаем эпиграф нашего урока.
(читаем вслух).
Эпиграф: «Древний храм златой вершиной блещет ярко…».
У: как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Ученик (У): о колоколах.
У: вспомните, как называют колокола и колокольные звоны на Руси?
У: Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.
У: о чём рассказываю колокола?
У: рассказывают людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.
У: Давайте послушаем, какой голос бывает у колоколов.
(звучит –благовест).
У: как звучал колокол?
У: это были мерные удары в один большой колокол.
У: как называется такой колокольный звон?
У: Благовест.
У: Правильно. Благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.
(Звучит – трезвон).
У: А как звучал второй колокольный звон?
У: празднично, радостно.
У: Назовите колокольный звон с короткими перерывами и когда он звучит?
У: это трезвон. Звучит в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также во время крестного хода.
У: посмотрите внимательно видеофрагмент из к/ф «Александр Невский».
(просмотр видео фрагмента – звучание набатного колокола).
У: что вы услышали и почувствовали в звучании этого колокола?
У: Тревогу, надвигающуюся беду
У: напомню вам, что такой колокольный звон называется набат.
В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий. Звон в набат вы правильно отметили, как тревожный, предупреждающий.
У: Давайте повторим, какие названия имеют колокольные звоны?
У: Благовест, трезвон, набат.
У: Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.
У: послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышите, что ощутите в этой музыке?
(блиц-опрос, произвольные ответы учеников).
У: Послушайте, как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении.
(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева «Слёзы людские…).
У: Созвучны ли стихи прослушанной музыке? Что, по вашему мнению их объединяет?
У: Характер, интонация и т.п.
У: Ребята, откройте творческую тетрадь на стр51-53. Внимательно рассмотрите репродукции.
Сейчас прозвучит ещё одно произведение С.В. Рахманинова. Проведите анализ между услышанной музыкой и произведениями изобразительного искусства.
(звучит «Всенощного бдение» С.В. Рахманинова).
У: С каким из эти трёх произведений изобразительного искусства созвучна музыка и почему?
У: Третьему, это русская икона.
У: верно, молодцы! Внимательно слушали музыку.
У: действительно, строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора. Эту мелодию С. В. Рахманинов написал в духе древнерусского знаменного распева. Хоровое созвучие расцвечивается большими и малыми колоколами триумфа. Возникает представление о воздушной бездне, заполненной светом, который льется бесконечно. Певческие голоса колоколов разрастаются, сливаются в многозвучный колокольный аккорд.
У: Ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник Вознесения Христово (Пасху)?
У: 24 апреля.
У: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.
У: что вы услышали в музыке трезвона?
У: Радостный восторг, ликование.
У: правильно! Колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!».
Послушайте фрагмент из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?
(Слушание 4-й части сюиты - фантазии «Светлый праздник»).
(произвольные ответы детей).
У: Ребята, сегодня мы познакомились с 3и 4 частью сюиты для двух фортепиано «Фантазии» С.В.Рахманинова.
У: Музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника». Эту песню мы знаем, давайте дружно исполним.
У: Примите певческую посадку. Напоминаю, что, дыхание берём, не поднимая плеч, через нос, побольше, т. к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.
У: Ребята, а как сделан верх в церкви?
У: Куполом.
У: В этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах».
Итог: Какие разновидности колокольного звона мы сегодня на уроке вспомнили? Музыка, какого отечественного композитора звучала сегодня на уроке? Как называется сюита?
д/з: Прочитайте в творческой тетради страничку «Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.
Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок (на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)
Выставление оценок за урок.
Выход. Звучит «Песня о колоколах»