СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока, тема" Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока разработан на основе использования  методических рекомендаций автора программы по предмету музыка- Г.П. Сергеевой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока, тема" Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"»

Конспект открытого урока в 5 классе по предмету Музыка, по программе Г.П. Сергеевой.


Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Задачи:

Обучающие - закрепить ранее полученные знания;

-научить понимать музыкальные термины: мелодия, гармония, повтор, сюита и др.;

- находить ассоциативно- образные связи между музыкальными образами и образами других видов искусства.

Развивающие - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать слух, память, внимание;

- развивать стремление находить информацию о храмовой музыке.

Воспитательные - формировать уважение к традициям своего народа;

- воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры человека.

Личностные УУД: понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимание терминов, название звучания колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений и художественных репродукций, работа с разворотом урока в учебнике и с творческой тетрадью.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности, оценивание работы на уроке своих одноклассников.

Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры, С.В. Рахманинов «Всенощного бдение» С.В. Рахманинова, «Сюита для двух фортепиано, Фантазия» С.В.Рахманинова. «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоплеер, фонохрестоматия 5 класс, портрет композитора, компьютер, учебник «Музыка» 5 класс, творческая тетрадь.

Тип урока: Повторение, расширение и углубление знаний.

Форма урока: Урок – беседа.

Метод: объяснительно – иллюстративный.  




Ход урока

Вход. Звучание колокольного звона «Пасхальный звон».

Учитель (У): Ребята, давайте все вместе прочитаем эпиграф нашего урока.

(читаем вслух).

Эпиграф: «Древний храм златой вершиной блещет ярко…».

У: как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Ученик (У): о колоколах.

У: вспомните, как называют колокола и колокольные звоны на Руси?

У: Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

У: о чём рассказываю колокола?

У: рассказывают людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.

У: Давайте послушаем, какой голос бывает у колоколов.

(звучит –благовест).

У: как звучал колокол?

У: это были мерные удары в один большой колокол.

У: как называется такой колокольный звон?

У: Благовест.

У: Правильно. Благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.

(Звучит – трезвон).

У: А как звучал второй колокольный звон?
У: празднично, радостно.

У: Назовите колокольный звон с короткими перерывами и когда он звучит?

У: это трезвон. Звучит в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также во время крестного хода.

У: посмотрите внимательно видеофрагмент из к/ф «Александр Невский».

(просмотр видео фрагмента – звучание набатного колокола).

У: что вы услышали и почувствовали в звучании этого колокола?

У: Тревогу, надвигающуюся беду

У: напомню вам, что такой колокольный звон называется набат. 

В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий. Звон в набат вы правильно отметили, как тревожный, предупреждающий.

У: Давайте повторим, какие названия имеют колокольные звоны?

У: Благовест, трезвон, набат.

У: Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

У: послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышите, что ощутите в этой музыке?

(блиц-опрос, произвольные ответы учеников).

У: Послушайте, как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении.

(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева «Слёзы людские…).

У: Созвучны ли стихи прослушанной музыке? Что, по вашему мнению их объединяет?

У: Характер, интонация и т.п.

У: Ребята, откройте творческую тетрадь на стр51-53. Внимательно рассмотрите репродукции.

Сейчас прозвучит ещё одно произведение С.В. Рахманинова. Проведите анализ между услышанной музыкой и произведениями изобразительного искусства.

(звучит «Всенощного бдение» С.В. Рахманинова).

У: С каким из эти трёх произведений изобразительного искусства созвучна музыка и почему?

У: Третьему, это русская икона.

У: верно, молодцы! Внимательно слушали музыку.

У: действительно, строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора. Эту мелодию С. В. Рахманинов написал в духе древнерусского знаменного распева. Хоровое созвучие расцвечивается большими и малыми колоколами триумфа. Возникает представление о воздушной бездне, заполненной светом, который льется бесконечно. Певческие голоса колоколов разрастаются, сливаются в многозвучный колокольный аккорд.

У: Ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник Вознесения Христово (Пасху)? 

У: 24 апреля.

У: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице - Сергиевой лавры.

У: что вы услышали в музыке трезвона?

У: Радостный восторг, ликование.

У: правильно! Колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!».

Послушайте фрагмент из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?

(Слушание 4-й части сюиты - фантазии «Светлый праздник»).

(произвольные ответы детей).

У: Ребята, сегодня мы познакомились с 3и 4 частью сюиты для двух фортепиано «Фантазии» С.В.Рахманинова.

У: Музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника». Эту песню мы знаем, давайте дружно исполним.

У: Примите певческую посадку. Напоминаю, что, дыхание берём, не поднимая плеч, через нос, побольше, т. к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

У: Ребята, а как сделан верх в церкви?

У: Куполом.

У: В этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.  

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

Исполнение «Песня о колоколах».

Итог: Какие разновидности колокольного звона мы сегодня на уроке вспомнили? Музыка, какого отечественного композитора звучала сегодня на уроке? Как называется сюита?

д/з: Прочитайте в творческой тетради страничку «Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.

Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок (на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)

Выставление оценок за урок.

ВыходЗвучит «Песня о колоколах»