МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Е.В. ОБРАЗЦОВОЙ»
ГОРОДА САЛЕХАРДА
Конспект открытого урока
Тема «Работа над разнохарактерными пьесами в младшем классе»
Копейкиной Марины Николаевны
преподавателя по специальности фортепиано
Салехард 2016-2017
План урока
Введение
С. Коровицин «Емеля на печке едет» из цикла «Детский альбом»
П.И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»
Заключение
Список литературы
Введение
Работа над музыкальным произведением с учениками младших классов имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребёнка. Непринуждённое поведение ребёнка на уроке поможет найти затрагивающие его воображение названия пьес сюжеты, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть сущность музыки, её содержание. В занятиях с детьми особенно важно яркое слово, доходчивый показ, выразительный жест. Художественный образ - особая форма отражения и познания окружающей жизни. В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, её интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также композицией музыкального произведения.
Цель урока:
добиться ровности звучания, современности народной плясовой, объединенности фразы в каждом проведении темы, в умении играть аккомпанемент на слабую долю легко и в тоже время четко (С. Коровицин);
проследить развитие мелодии, ее членение на разделы, осознать в них важнейшие интонационные точки, прочувствовать и передать моменты дыхания – цезуры - между отдельными фразами (П. И. Чайковский)
Задачи:
Воплощение авторского замысла, музыкально – художественные, образы сравнения, смысловые и тембровые различия.
Ход урока:
В начале нужно поговорить об исполняемом произведении, «Емеля на печке едет» из цикла «Детский альбом». Используя на уроках инновационные технологии, возможности интернета было найдено оригинальное исполнение этого произведения. После совместного прослушивания с учеником произведения говорим о характере, о возможностях оркестра, мощности звучания, которую следует воплотить в партии фортепиано.
Затем предлагаем ученику проиграть мелодию в правой руке, чтобы определить фразировку, определить тембровое звучание. Ученик отмечает моменты начала фраз. Далее педагог говорит, что приступая к работе над аккомпанементом, в первую очередь, надо осмыслить форму произведения как единое целое. У ученика должен быть создан «скелет» произведения, четко обозначены ускорения и замедления. Следует разбор произведения, обратить внимание, что в аккомпанементе задача заключается в умении играть на слабую долю легко и в тоже время четко.
Далее говорим о технике исполнения аккордов, о игровом аппарате, приводим всевозможные примеры для удобного и правильного исполнения. Приводим примеры и способы проучивания «скачков аккордовых», говорим о том, как найти тембры и краски при взятии цепких аккордов в левой и одновременно в правой руке и ясная, яркая мелодия в верхнем голосе правой руки.
Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности. Работаем с мелодией. Определяем строение фразы, движение, кульминации. Играем и поем мелодию. При этой работе надо учитывать специфику фортепиано: невозможность усиления силы звука, после его взятия, звук сразу начинать затихать и угасает. Интонируя их можно избежать толчков, резких перепадов голосоведения. Основные «вилочки» позволят укрупнить форму: выстроить предложение, подготовят вершины и кульминации, обеспечат плавные округления и окончания. После работы исполняем произведение от начала до конца.
Далее переходим к другому произведению. П.И. Чайковский « Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».
Это произведение совершенно другого стиля. Говорим об истории «Детского альбома». О характере и настроении произведения, особенности строения фраз. Ученик должен почувствовать момент взятия дыхания и имитировать его руками. От точности этого движения (вдох кистью) будет зависеть одновременность взятия звука. Отрабатываем начало и момент взятия дыхания. Выбираем темп единой пульсации. Задача почувствовать движение мелодии от нот «соль» к ноте «ре»; обратить внимание на построение мелодии в левой руке (добиться красоты и выразительности звучания); кульминационный момент (педаль-окраска). Роль аккомпанемента - мелодизированный бас, альтовые аккорды. Задача передать слушателю смысловые и тембровые различия.
Далее преподаватель обращает внимание на то, что звукоизвлечение на фортепиано должно быть максимально приближено к инструментальному. Это и взятие «дыхания» рукой, умение певуче провести длинную музыкальную линию, объединив ее одним движением, интонирование всех изгибов мелодии, интервалов. Также важен момент взятия и снятия звука, он появляется без толчка, без ощущения молоточка и заканчивается, мягко растворившись, не оборвав музыкальную мысль. Работаем над гибким запястьем, показывающим все изгибы мелодии, интонаций, мотивов.
В заключение работы еще раз проигрывает ученик произведение целиком. Преподаватель благодарит за работу ученика.
Заключение
Основными условиями успешности работы являются: осмысленность занятий, сосредоточенное внимание, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей. Осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,1982.
2. Голубовская Н. Искусство педализации - М.: Музыка, 1974.
3.Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста» 1977г.
4.В.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике» 2004г.
5.С.Савшинский «пианист и его работа» 2002г.
6. Г.Коган «У врат мастерства» 2004г.