Открытый урок» по обществознанию в 11 классе (профильный уровень) по теме: «Молодежь в современном обществе».
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока: «круглый стол».
Цели и задачи урока:
Образовательные: Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.
Развивающие: Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Воспитательные: Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.
Опережающие задания:
1.Поиск информации по заданной теме.
2.Социологические исследования среди молодых людей по темам:
- «Как относится молодежь к службе в армии?».
- «Платное образование в России: «за» и «против».
- «Проблемы молодежи».
- «Молодежная субкультура».
3. Сообщения по темам:
Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.
Ход урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя. Определение темы, цели и задач урока.
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
План работы «круглого стола»:
Кого считать молодым?
Что означает гражданское совершеннолетие?
Процесс социализации молодежи
Проблемы молодежи.
Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?
Изучение нового материала.
Особенности молодежи как социальной группы.
Вопрос учащимся:
-Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?
Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения,
социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет
Вопросы учащимся:
- Кто входит по возрасту в категорию молодежи?
- Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
- Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
- Какие основные психологические особенности имеет молодежь?
Ответы учащихся.
Учитель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами
2.Процесс социализации молодежи.
Учитель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?
За неделю до сегодняшнего урока учащиеся получили опережающее задание: провести социологические исследования среди подростков и молодежи нашей школы по темам:
- «Как относится молодежь к службе в армии?».
- «Платное образование в России: «за» и «против».
- «Проблемы молодежи».
- «Молодежная субкультура».
Работа в группах. Задания для групп: охарактеризовать и проанализировать процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп, презентация социологических исследований, сообщений).
Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».
Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».
Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»
Вывод: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.
3.Молодежная субкультура.
Учитель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.
Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».
Вопросы учащимся:
- что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
- молодежь – обновляющая сила общества?
4.Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»
(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).
- Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества..?»
(ответы учащихся).
Учитель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?»(характеристика современной молодежи).
Итоги урока.
Выберите высказывание, наиболее точно характеризующее современную молодежь.
Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.
Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.
Учитель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:
1.Нельзя однозначно судить о современной молодежи.
2.Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
3.Проблема молодежи была актуальна во все времена.
4.В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
5.Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
6.Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.
Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».( Гоголь Н.В.)