21.11.2013г.
Учитель Гасанова А.Р.
МБОУ Гимназия №11, г.Махачкала.
Алгебра 11а кл.
Тема урока: Показательная функция
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель: обобщить понятие «Показательная функция». Подготовка к ЕГЭ.
Задача:
Образовательная: Систематизировать знания по теме «Показательная функция». Решение заданий ЕГЭ типа В5, 7, 10, 14
Развивающая: Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Развивать логическое и творческое мышление.
Воспитательная: Воспитывать взаимное доверие и уважение, толерантности во время взаимопроверки работ учащихся. Прививать интерес к предмету через содержание.
Оборудование: компьютер, экран, карточки с текстом, песочные часы, сигнальные карточки («да», «нет»). Таблица «Показательная функция».
Ход урока
I. Организационный момент
(Сообщение темы и цели урока) (Слайд)
Французский писатель Анатом Франц (1844-1924гг.) заметил: «Что учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя – будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам скоро понадобятся при сдаче ЕГЭ.
Перед вами стоит задача – повторить все о показательной функции: определение, свойства, построение графиков, решение уравнений с помощью графиков.
II. Устный опрос
Проводится в форме фронтальной работы с классом. Сначала проверяются теоретические знания, затем умение применять эти знания на практике при выполнении различных заданий. Ученики комментируют свой ответ: ученики, начиная с I ряда, задают друг другу теоретические вопросы:
1) Определение показательной функции
2) Обл.опр.
3) Множество значений
4) Монотонность
5) Характерные точки
1. Проверка изученного материала
а) Проверка д/з. (Двое уч-ся работают у доски с комментированием)
1) №449 и №445, 2) №446 и №450
ученик: (а, в) а) ученик: (а,б) а)
б) С остальными уч-ся устная работа
№453, №454, №455
Задания на экране компьютера и на доске.
1 ученик: №449. Упростить выражение.
а)
в) 
№445 Перечислите свойства функции
а) у=4х
Свойства функции:
1) Д(у);
2) Е(у);
3) т.к. а=41
Работа с сигнальными карточками. Если у вас такой же ответ, то вы поднимаете карточку «да», если другой – карточку «нет».
2 ученик: №446. Найти область значений функции.
а) у=-2х, Е(у);
(.-1) 0x -∞x
б)

№450. Упростите выражение
а) 
Устно, с классом
№453. и на R
а) у = 
б) 
в) 
№454. Е(у) - ?
а) у=3х+1-3, Е(у);
б)

в) 
№455. уmax - ? уmin - ?
а) 
б)

в)

г)

III. Выполнение заданий
1) Творческие задания
Изобразить схематически график функции
I ряд (1 ученик у доски решает сам-но) а) у=-3·2х Сначала строим график функции у=-3·2х относительно оси 0Х у=-3·2х | II ряд б) у=(tg 600)1-х tg 600= , запишем данную функцию в виде  значит функция убывающая. Если х=0, то у =  х=-1, то у=3 х=1, то у=1 | III ряд в)  Если x≥0, то у=2х - четная функция, то ее график симметричен относительно оси 0У у=2х |
I ряд выполняет дома задание II и III ряда, аналогично – остальные.
2) Сведения о показательной функции (Реферат, выступление ученика 3 мин.)
3) Выполнить №458 на доске и в тетрадях. Решить график уравнения.
I ряд (1 ученик у доски) а) 31-х=2х-1 Строим график функций и у=2х-1 | II ряд г)  х | -1 | 0 | 1 | | у | 3 | 1 |  | | х | -3 | -1 | 3 | 1 | у | 1 | 3 |  | -3 | | III ряд б)  4х=5-х у=4х и у=5-х х | -1 | 0 | 1 | у |  | 1 | 4 | |
IV. Повторение. Подготовка к ЕГЭ.
1) Дидактическая игра «Шифр» по вариантам. Выполняется самостоятельно. Для проверки решения, два ученика (I и IIв) решают на обратной части доски с каждого задания.. выпишите ответы в строчку, под каждым из них напишите соответствующую букву шифра. Прочтите слово. (На доске записан шифр).
-11 | 50 | 6 | -2 | 0,25 | 49 | 0,75 |
д | ы | л | м | о | ц | ! |
I в. IIв.
В5 – -2 м 2-11 д
В7 – 0,25 о 49 ц
В14 – 6 л 50 ы
В10 – 0,25 о 0,75 !
I. В5: Найти корень уравнения:
Iв.
II. В7: Найти значение выражения:
Iв.
III. В14: Найти наибольшее значение функции:
Iв.
IV. В10
Iв. Карточки с цифрами от 1 до 4 наудачу извлекают из мешка и кладут по порядку. Какова вероятность того, что карточку с цифрой 3 извлекут последней? | IIв. В конкурсе юных чтецов участвуют 12 человек: 3 мальчика, остальные девочки. Порядок выступлений определяется жребием. Найдите вероятность того, что первой будет выступать девочка. |
Iв. | IIв. |
-2 | 0,25 | 6 | 0,25 | -11 | 49 | 50 | 0,75 |
м | о | л | о | д | ц | ы | ! |
Задания ЕГЭ
Iв. IIв.
I. В5. Найдите корень уравнения |
 5х + 74 = 64 х = -2 м |     Д=25+264=289=1720, 2к По т.Виета и обр. к ней х1+х2 = -5 х1=-11 x1 ·х2 = -66 х2=6 – постор.к. х=-11 д |
II. В7. Найдите значение с=0,5 выражения: |
 о | ц |
III. В14. Найдите наибольшее значение функции: |
 если  на промеж. таких точек нет. Найдем значения функции на границах. уmax = 6 л | max у(х) - ?   если   х=0 или х=2  Составим таблицу: х | -2 | 0 | 2 | 5 | у | -20 | 0 |  | 50 | у(-2) = - 8 – 12 = -20 у(0) = 0 у(2) = 8-12= -4 у(5) = 125 – 75 = 50 max у(х) = 50 ы  |
IV. В10. Карточки с цифрами от 1 до 4 наудачу извлекают по порядку. Какова вероятность того, что карточку с цифрой 3 извлекут последней? о | В конкурсе юных чтецов участвуют 12 человек: 3 мальчиков, остальные девочки. Порядок выступлений определяется жребием. Найдите вероятность того, что первой будет выступать девочка. ! |
2) При наличии времени: (каждому ученику) и пустой лист.
Раздаю классу тест: (Повторение производной и первообразной), или при наличии ноутбуков у каждого в ноутбуке тест.
1. Какая функция является первообразной для функции
?
А) 
Б) 
В) 
Г) 
2. Укажите неверную формулу для нахождения первообразной?
А)
Б)
В)
Г)
3. Выберите ответ, при котором предложение будет верно.
Функция
является первообразной для
, если
А)
Б)
В)
Код ответов:
Г)
V. Подведение итогов урока
1) На экране таблица, которая заполняется 1 учеником после ответов учащихся (класса) на вопросы учителя.
№ | Основание Свойства | 0 | a 1 |
1 | Область определения | R | R |
2 | Множество значений | R+ | R+ |
3 | Монотонность |  |  |
4 | Характерные точки | 0;1 | 0;1 |
1. Назовите область опр.показат. функции при 0 a a 1).
2. Назовите множество значений показательной функции 0 a a 1).
3. Сделайте вывод о монотонности показательной функции при 0 a a 1).
4. Назовите характерные точки показательной функции при 0 a a 1).
2) Объявляются, комментируются и выставляются оценки за урок.
IV. Домашнее задание
п.35 №457, №459, стр.274 4(3) и по тетради.
3