СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 3 классе по литературному чтению И. С. Тургенева "Воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
  • учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
  • развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  • развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
  • воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
  • продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 3 классе по литературному чтению И. С. Тургенева "Воробей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."


Конспект открытого урока в 3б классе по литературному чтению И. С. Тургенева "Воробей"

Разработала урок

учитель начальных классов

Абдулгаджиева Барият Ахмедовна


Цели урока:

  • познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;

  • учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;

  • развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

  • развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;

  • воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;

  • продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

1. Орг.момент

- Добрый день. Ребята, у нас гости, давайте их поприветствуем.

- Ребята, готовы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья,

- Мы хороший, дружный класс

- Всё получится у нас!



2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре:

Задание 1. Шифровка

Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассказ.

В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы Й - ВОРОБЕЙ.

Задание 2. Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.

навИ чивеегреС венегруТ

Иван Сергеевич Тургенев.

У. Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения.

3.Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе

У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.

У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.

Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).

4.Изучение нового материала.

1.Слушание ( читает учитель с остановками ).

–Я буду читать, а вы слушайте. Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. 
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,


-Ребята, вам не хочется задать вопрос автору? Почему она стала красться?


как бы зачуяв перед собою дичь. 
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. 
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,


-Как вы думаете, что могло произойти?

-Хотите узнать, что было дальше? Что ж, слушайте.


сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. 
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище.. . но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!


-Почему воробью собака должна была показаться громадным чудовищем?


И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.. . Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. 
Мой Трезор остановился, попятился.. .


-Почему Трезор остановился?


Видно, и он признал эту силу. 
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. 
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.


-Какой вопрос автору хотите задать? ( дочитать)


Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. 

2.Первичное восприятие.

-Ожидали ли вы такую развязку?

-Что чувствовали, когда слушали? ( работа со словарём чувств)

-Какой момент в произведении был самым напряжённым? В литературе это называется словом кульминация

( на доске карточка : Кульминация- самый напряжённый момент в произведении)


5.Словарная работа.

- Какие новые слова вам встретились в тексте (на доске)


Аллея - дорога с рядами деревьев посаженными по обеим сторонам

Детище - то же, что ребёнок( сын ли дочка)

Жертвовать - подвергать себя опасности, ради кого-нибудь

Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением


6. Физкультминутка

Птички прыгают, летают

Крошки птички собирают

Перышки почистили

Клювики почистили

Птички летают, поют

Дальше полетели и на место сели.


7.Анализ произведения.

-Сейчас вы будете самостоятельно работать с текстом и выполнять задания.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Почему автор был с собакой?

- Назовите героев рассказа.

Один из героев рассказа – это маленький воробей.

- Почему молодой воробей оказался на земле?

- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)

- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)

- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)

- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)

- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)

- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)

Представьте себя на месте старого воробья.

А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)

- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)

- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)

- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)

- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)

- Почему?

- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)

 8.Рефлексия учебной деятельности.

-Сегодня мы познакомились с удивительным произведением удивительного писателя.

-Каким вы себе его представляете?

-А так он выглядит на портрете художника. ( портрет И.С. Тургенева)

-В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев писал о красоте русской природы , о людях окружающих его.

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки самооценки»

-Я благодарю вас за работу на уроке.


9. Домашнее задание по выбору.

- выразительно читать текст

- пересказ от лица взрослого воробья

-пересказ от лица молодого воробья



Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.


Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."


Отзыв коллег

об открытом уроке литературного чтения в 3б классе

по теме И. С. Тургенева «Воробей»

учителя начальных классов

Абдулгаджиевой Барият Ахмедовны


Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходило формирование УУД. К регулятивным УУД относятся: умения детей принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится :осуществление операций анализа, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формированиеличностных УУД : положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Работа по обогащению словаря учащихся, знакомство с новой лексикой строилась с помощью толкового словаря. На этапе изучение нового материала Барият Ахмедовна использовала технологию – элементы педагогики сотрудничества. Учащиеся работали в группах, при необходимости помощи Барият Ахмедовна давала совет и отвечала на их вопросы. Для эмоционального восприятия материала учитель использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок иллюстраций об осени, детских рисунков, живых и нарисованных осенних листьев способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.

Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. 

На уроке проводилась физкультминутка, тему которой старалась связать с темой урока. Рефлексия полученных знаний была организована с использованием выбора карточек с характерными чертами, которые должны присутствовать у человека . Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Каждый ребенок почувствовал свою нужность на уроке, свою значимость. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Дети не испытывали трудности в выполнении заданий. Дети работали в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала мы оцениваем как хороший.











Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.


Зам. директора УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."


Отзыв родителей

об открытом уроке литературного чтения в 3б классе

по теме И. С. Тургенева «Воробей»

учителя начальных классов

Абдулгаджиевой Барият Ахмедовны


Для эмоционального восприятия материала Барият Ахмедовна использовала компьютерную презентацию, сообщения учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева и сообщение о воробьях, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме «Учимся любить».

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям учитель доброжелательна, стремиться создать ситуацию успеха, поэтому считаем, что у Барият Ахмедовны с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления учителем были проведены гимнастика для глаз и физминутка. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик.




Родители 3б класса