МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «СОШ №4»
__________Сулейманов Р.Р.
08.02. 2021уч г.
Конспект открытого урока
в 3 «А» классе
на тему:
« Дорожные знаки»
Учителя начальных классов
Ахмедова Гулманни Баталовна.
г.Южно-Сухокумск
Тема урока: «Дорожные знаки»
Цель:
расширить знания учащихся о дорожных знаках;
формировать умения сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.
Задачи:
познакомить учащихся с группами дорожных знаков по назначению;
научить выделять отличительные особенности внешнего вида каждой группы знаков и их назначение;
повторить правила пешехода;
выработать навыки грамотной устной речи
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться)
Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция)
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний (итог урока)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной
Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Логические:
Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство (как безопасно переходить дорогу)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Инициативное сотрудничество в поиске информации;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, тест, карточки с изображением дорожных знаков, конверты с заданиями по группам.
Ход урока.
Слайд №1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Чтоб по улицам шагать,
Надо очень много знать.
Как таблицу умножения,
Помнить правила движения.
- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним. Для этого я предлагаю вам выполнить тест.
Слайд №2. У каждого из вас на партах лежит табличка. Под номером вопроса вы будете записывать букву ответа, который вы считаете правильным.
- Какое слово у вас получилось? (знатоки)
Переход слайд №2. Поднимите руку, кто задание выполнил верно?
-Ребята, а кто такой знаток? (Знаток – это человек, обладающий большими сведениями в какой то области). И мы с вами сегодня постараемся стать знатоками, а вот в какой области, сейчас с вами узнаем.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение, которое приготовил Вова Д.
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- О какой азбуке идет речь в стихотворении? О правилах дорожного движения.
- А вот что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения, узнаем из загадки Тимофея? (дорожные знаки)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ………..(дорожный знак)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (правильно, сегодня мы будем знакомиться с дорожными знаками) На доске тема урока
Слайд №3. Какие задачи ставим перед собой на уроке? Что хотим узнать?(Узнать, какие дорожные знаки бывают и для чего они служат).
- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (светофор)
К нам в гости пришел Светофор Светофорович. Он будет нашим помощником сегодня. И не только сегодня. На доске светофор.
- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?
Актуализация знаний.
И первое задание, которое предлагает Светофор Светофорович узнать, что же такое «Дорожные знаки».
Сейчас мы с вами попробуем найти значение этого словосочетания.
Работа в парах. На партах у вас лежат конверты. Возьмите конверт №1. Достаньте из него карточку с определениями, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».
Слайд №4.
Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний.
Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов.
Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.
- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Слайд № 5. Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу)
3. Изучение новой темы.
На партах у вас лежат макеты дорожных знаков.
- Сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком .
1) Запомни этот знак, дружок:
Велосипед здесь и кружок
С большою красною каймой.
Ты перед этим знаком стой!
Вези в руках велосипед,
Здесь для тебя проезда нет!
( 1.Движение на велосипедах запрещено.
2.Движение запрещено.
3.Подача звукового сигнала запрещена.)
- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.
-Что обозначает этот знак?
- У вас на столах лежат макеты дорожных знаков. Выйдите сюда со своим дорожным знаком те, у которых дорожные знаки похожи на знак «Езда на велосипеде запрещена».
Слайд № 6. Что общего у этих знаков? – (Они круглой формы, по краям красная кайма.)
- А что означают эти знаки?
- Движение запрещено.
- Подача звукового сигнала запрещена.
- Какое слово повторяется в названии этих знаков?
- Слово «Запрещено».
- Каково же назначение этих знаков? - Они что-то запрещают делать.
Переход слайд №6. Верно. Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных знаков, с которой мы познакомились.
Для чего они служат прочитаем в учебнике на с. 14.
2) - Почему проезда нет?
Землю роет человек.
Может быть, он ищет клад,
И старинные монеты В сундуке большом лежат.
Их, наверно, спрятал встарь,
Под землёю жадный царь. (знак «Дорожные работы»)
(1.Дорожные работы.
2.Пешеходный переход.
3.Дети).
Слайд №7. У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи друг на друга? (периметр треугольника красного цвета)
Переход слайд № 7. Такие знаки называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат? Найдите, что сказано о них в учебнике. (предупреждают водителя о том, что ждет его впереди, о приближении к опасному участку дороги).Прочитаем в учебнике.
У нас еще один предупреждающий знак. Ваня.
« Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- Вот так знак,
Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопленье? (Лискин)
- Это очень нужный знак!
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум – переезд,
Подожди, пройдет экспресс!» (Гарина)
- Назовите их ещё раз. ( Пешеходный переход. Дорожные работы. Дети. Железный переезд со шлагбаумом.) Вывешиваю на доске.
3) - Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом я тебе подмога!
Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход»)
- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.
Слайд №8. Что означают ваши знаки? ( место остановки автобуса и (или) троллейбуса, место стоянки, подземный пешеходный переход)
- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными рисунками.) Прочитаем в учебнике. Посмотрите, как называется эта группа.
Переход слайд №8. Они нам сообщают информацию и называются знаки особых предписаний.
4) - Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные знаки. Попытайтесь их самостоятельно разделить на две группы.
Слайд №9. Чем похожа первая группа знаков? ( Это синие круги с белым рисунком.) Что они подсказывают водителям? К какой группе относятся? Переход слайд №10. Давайте сверим свои предположения с учебником. (Это предписывающие знаки).
(1.Направление движение – направо.
2.Направление движения – прямо.
3.Круговое движение.)
5) –Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки.
(1.Телефон.
2. Пункт питания.
3.Медицинская помощь)
Слайд №10. Посмотрите внимательно в учебник. Как называется другая группа знаков?
Переход слайд №10. Это знаки сервиса.
- Прочитайте, зачем необходимы эти знаки.
- Какой ещё знак сервиса нарисован в учебнике?(Автозаправочная станция)
Слайд №11. Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие группы они делятся. (Дети читают по слайду №4)
А сейчас узнаем об истории появления и роли дорожных знаков. Когда же появились первые знаки и как они выглядели расскажет нам Лера.
- Первые дорожные знаки появились в 1909 году. В городе Париже на Международном дорожном конгрессе договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны. Тогда же были утверждены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Слайд №12. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Пересечение равнозначных дорог». В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России.
Слайд №13-24. Физкультминутка.
Проводится с использованием светофора.
Красный сигнал – стой на месте, жёлтый – хлопай в ладоши, зелёный – шагай на месте.
Закрепление.
Работа в группах. - Возьмите конверт №2.
По заданию памятки выполните модель дорожного знака.
Слайд №25. 1) Составь знак из заготовок и приклей его на лист бумаги (пользуйся учебником).
2) Определи и запиши его название.
3) Назови группу, к которой относится этот знак.
1гр.- Въезд запрещён. Запрещающий.
2 гр.- Пункт медицинской помощи. Знак сервиса.
3 гр.- Движение прямо. Предписывающий.
4 гр. – Дикие животные. Предупреждающий.
5 гр. – Пешеходный переход. Знак особого предписания.
6. гр. – Пешеходный переход. Предупреждающий.
(От каждой группы выходит ученик, сообщает результаты работы группы).
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Слайд №26. С.10 № 3 Определите верны ли эти утверждения.
Переход слайд №26. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.
Игра «Рассуждалки»
Работа в группах. Конверт №3. Правила игры: отвечать подробно, не спеша, хорошо продумывать ситуацию.
Ситуация 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)
Ситуация 2.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)
Ситуация 3.
Ты переходишь улицу в положенном месте на зеленый сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся красный свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.(дождусь зеленого света)
Ситуация 4.
Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины. Как ты поступишь?
Ситуация 5.
Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь
Слайд №27. Давайте подведем итог урока: посмотрите на слайд. Найдите среди знаков на экране два знака, имеющих одинаковое название, но выполняющих разную функцию. Объясните их значение. Про какой из знаков эта загадка, послушайте:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые:
На ту сторону ведет….. (пешеходный переход).
Слайд №28. Можно ли переходить дорогу там, где установлен предупреждающий знак «Пешеходный переход»? - Нет, т.к. этот знак для водителей. Он предупреждает, что впереди будет пешеходный переход.
- А к какой группе относится знак, указывающий место пешеходного перехода? - К знакам особых предписаний.
- А что нужно делать пешеходу, увидев предупреждающий знак «Пешеходный переход»?
- Переходить дорогу в этом месте нельзя. Нужно пройти до информационно-указательного знака «Пешеходный переход» и по зебре перейти дорогу.
6. Итог урока. Рефлексия.
Слайд №29. Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- У вас в конверте №4 3 кружочка: желтого, красного и зеленого цвета.
Зеленый – если все понял и сможешь применить эти правила.
Желтый – если все понял, но не сможешь применить эти правила.
Красный – ничего не понял.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, Светофор Светофорович очень доволен. Вы показали себя настоящими знатоками дорожных знаков и правил дорожного движения, но чтобы они не забывались, я хочу подарить вам таблицу основных дорожных знаков. А знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
Домашнее задание. Слайд №30
Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.
А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках. Слайд №31.
Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)
Время пробежало и уплыло вдаль Но без вас нельзя.
Встречи с нами ты уже не жди. Знаки дорожные,
Рассказали мало, не успели, жаль, Важные, сложные,
Но ещё минута впереди! С вами дружить должны
Припев: Знаки дорожные, Все – и ты, и я!
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,
Слайд №32.