СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 4 классе по литературному чтению М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был представлен на муниципальгном этапе конкурса "Учитель года". Прошел отлично, все этапы урока выстроены мепетодически верно и последовательно, а атмосфера урока распростанилась на всех, даже на  жюри.Желаю удачи и рада быть полезной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 4 классе по литературному чтению М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"»

Конспект открытого урока на конкурс «Учитель года»

Урок. Литературное чтение.

Класс: 4 –А

Дата урока: 05.12.23г.

Тема урока. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

Тип урока: освоение нового материала.

Цель:

знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";

повышение уровня восприятия литературного произведения.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М.Гаршина; пополнять словарный запас учащихся; учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы; отрабатывать навык выразительного чтения, учить детей давать характеристику героям, видеть и различать прекрасное и безобразное; совершенствовать умение анализировать произведение; формировать умение находить решение проблемы, предугадывать дальнейшее содержание сказки: развивать внимание, память, мышление, развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей, навыки работы в группе; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей; воспитывать чувство сострадания к другим.

Форма: урок – исследование.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и частью содержания его произведения «Сказка о жабе и розе»;

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.

Метапредметные:

Познавательные: умение читать выразительно, осознанно, сравнивать характеристику героев, анализировать художественный текст. использовать разные виды чтения: изучающее, аудиальное, ознакомительное.• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, кластер); Регулятивные: формулировать учебную задачу урока,исхотя из анализа материала, принимать задачу, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: построение ответов на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил работы в группе, умение договариваться о совместных действиях, руководствоваться выработанными критериями при выборе характеристики литературных героев и своего собственного мнения.

Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведения, делиться своим эмоциональным состоянием, проявление интереса к чтению В.М. Гаршина, обращение к художественной книге как источнику эстетического наслаждения.

Оборудование:

-мультимедиа оборудование;

-аудиозапись музыки А.Г. Рубинштейна

-презентация к уроку;

-наглядные картинки;

-учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., стр.169.

-карточки для работы в группе,

-тесты для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я приехала к вам, чтобы провести урок литературного чтения. Вы знаете, меня тоже остались ждать мои ученики такие как вы – ребята 4 класса. А сегодня мне очень приятно встретится с вами, я обязательно расскажу своим ученикам, как мы с вами провели урок.

Чтобы передать свое хорошее настроение давайте улыбнемся друг другу, своим друзьям, ну и конечно же гостям. Присаживайте. (Слайд 1)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Речевая разминка.

- Наш урок я бы хотела начать с таких слов (Слайд 2)

Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Мы учим их – они учат нас!

-Как вы понимаете это стихотворение?

-Давайте прочитаем эти строки в быстром темпе, с переходом тихо-громче, с интонацией вопроса, радостно.

-Отгадайте мои загадки.

Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живет, а рядом,

Не лягушка – это…(Жаба) (Слайд 3)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка ...(Роза)

3. Самоопределение темы и целей урока учащимися на основе полученных знаний.

Проблемный вопрос:

-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать, говорить?

( Слайд 4)

- Какие цели мы поставим перед собой, чем мы будем заниматься на уроке?

(вывешиваю цели на доску)

Цели урока.

Познакомиться со сказкой и ее автором


Выразительно читать текст


Давать характеристику героям


Правильно отвечать на вопросы


Озаглавить части сказки.


4.Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Гаршина

(Слайд 5 ) –Портрет В.М. Гаршина.

Краткая биография писателя (учителем).

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (в Екатеринославской губернии). Детство его было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам его мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание и жил с отцом.

Затем мать забрала его в Санкт-Петербург. Там он учился в гимназии, затем поступил в Горный институт, но там его обучение было прервано т.к его отправили на военные действия. Полученное ранение привело к отставке, после чего молодой человек занялся литературной деятельностью. В.Гаршин автор таких произведений как «Встреча», «Трус», «Художники», «Красный цветок», сказка «Лягушка-путешественница».

-Хотите узнать как возникла идея у В.М.Гаршина написать «Сказку о жабе и розе»? (аудио)


-Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение великого русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Давайте перенесемся с вами в дом, где композитор играет за роялем, а рядом сидит Всеволод Гаршин.

Прямо напротив него уселся и пристально смотрел старик. В.Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на этого неприятного вида старика. Так у него
возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.

-Ребята, как вы думаете, что он соотнес с розой? (Прекрасную музыку)

- А с жабой? ( Неприятного старика).

-Предположите, о чем может быть сказка? Что там могло произойти?

5. Изучение нового материала.

- И так, ребята, я предлагаю вам открыть учебники на стр. 169 и прослушать I часть сказки. Следите за содержанием текста и подумайте, как можно озаглавить эту часть (аудио прослушивание - 1 мин 48 сек .)

-Какой был цветник? Какие слова в сказке помогли вам это определить?

1. Заброшенный цветник.


(вывешиваю)

Словарная работа.(показ изображений растений).

-Послушайте II часть и подумайте, что думает о розе автор?

-Как можно озаглавить эту часть? (чтение учителем)

2. Рождение прекрасной розы.


- Прочтите III часть сказки 2 абзаца до фразы «…несётся этот запах». (Читают ДЕТИ )

-Найдите слова, которые вам помогли представить образ жабы.

-Как бы вы озаглавили эту часть сказки?

3. Неприятная(уродливая) жаба.


Физминутка.(или музыкальная)

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили.

Рано утром просыпались

Полотенцем растирались.

И проснувшись поутру

Все ловили мошкару.

И играли вновь в игру

Сесть и встать. И два прыжка.

Повернись вокруг себя.

Сесть и встать. И два прыжка

Вместе весело всегда!!!

-Ребята я предлагаю продолжить вам продолжить знакомиться со следующей частью сказки. И читать мы ее будем по одному предложению.(читают)

- Где мальчик проводил время?

Какой он был?(слабый, тихий, робкий). Прочтите, как автор описывает мальчика.«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»

-Подберите синоним к слову робкий? (Несмелый, нерешительный, неуверенный, смущенный)

-Как озаглавим часть сказки?


4. Мальчик в цветнике.

Гимнастика для глаз .


Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем.  
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На урок отправились. 

-Ребята сейчас вы проверите свои знания и жабе и розе, их характеристике

работа в группах)

Разбейтесь на 2 группы по рядам .

Задание. Выберите только те карточки, которые соответствуют характеру и описанию жабы, розы. Составьте кластер. Определите докладчика, кто будет давать ответ. Какие выводы о главных героях вы сделали из прочитанных частей сказки?

Рефлексия.

-Молодцы. Вы хорошо поработали в группах.

И теперь каждый из вас проверит свои знания, которые получил на уроке.

Тест. Взаимопроверка. (Ответы. Критерии оценивания)

Итоги урока.

-Ребята, мы достигли поставленных целей?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

-Оцените свою работу на уроке?

Вы хотите узнать, что произошло дальше?

Домашнее задание:

Дочитать сказку, отв. на вопросы.


На карточках - по выбору.


  1. *Составить короткое сочинение: «Несколько слов в защиту жабы».

  2. *Придумать другой коней сказки.

  3. *Определить и озаглавить следующие части сказки











6