Конспект открытого урока на конкурс «Учитель года»
Урок. Литературное чтение.
Класс: 4 –А
Дата урока: 05.12.23г.
Тема урока. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.
Тип урока: освоение нового материала.
Цель:
знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";
повышение уровня восприятия литературного произведения.
Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М.Гаршина; пополнять словарный запас учащихся; учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы; отрабатывать навык выразительного чтения, учить детей давать характеристику героям, видеть и различать прекрасное и безобразное; совершенствовать умение анализировать произведение; формировать умение находить решение проблемы, предугадывать дальнейшее содержание сказки: развивать внимание, память, мышление, развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей, навыки работы в группе; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей; воспитывать чувство сострадания к другим.
Форма: урок – исследование.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и частью содержания его произведения «Сказка о жабе и розе»;
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей.
Метапредметные:
Познавательные: умение читать выразительно, осознанно, сравнивать характеристику героев, анализировать художественный текст. использовать разные виды чтения: изучающее, аудиальное, ознакомительное.• преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, кластер); Регулятивные: формулировать учебную задачу урока,исхотя из анализа материала, принимать задачу, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: построение ответов на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил работы в группе, умение договариваться о совместных действиях, руководствоваться выработанными критериями при выборе характеристики литературных героев и своего собственного мнения.
Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведения, делиться своим эмоциональным состоянием, проявление интереса к чтению В.М. Гаршина, обращение к художественной книге как источнику эстетического наслаждения.
Оборудование:
-мультимедиа оборудование;
-аудиозапись музыки А.Г. Рубинштейна
-презентация к уроку;
-наглядные картинки;
-учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., стр.169.
-карточки для работы в группе,
-тесты для индивидуальной работы.
Ход урока
Орг. момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я приехала к вам, чтобы провести урок литературного чтения. Вы знаете, меня тоже остались ждать мои ученики такие как вы – ребята 4 класса. А сегодня мне очень приятно встретится с вами, я обязательно расскажу своим ученикам, как мы с вами провели урок.
Чтобы передать свое хорошее настроение давайте улыбнемся друг другу, своим друзьям, ну и конечно же гостям. Присаживайте. (Слайд 1)
Мотивация учебной деятельности.
Речевая разминка.
- Наш урок я бы хотела начать с таких слов (Слайд 2)
Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас!
-Как вы понимаете это стихотворение?
-Давайте прочитаем эти строки в быстром темпе, с переходом тихо-громче, с интонацией вопроса, радостно.
-Отгадайте мои загадки.
Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живет, а рядом,
Не лягушка – это…(Жаба) (Слайд 3)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...(Роза)
3. Самоопределение темы и целей урока учащимися на основе полученных знаний.
Проблемный вопрос:
-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать, говорить?
( Слайд 4)
- Какие цели мы поставим перед собой, чем мы будем заниматься на уроке?
(вывешиваю цели на доску)
Цели урока.
Познакомиться со сказкой и ее автором |
Выразительно читать текст |
Давать характеристику героям |
Правильно отвечать на вопросы |
Озаглавить части сказки. |
4.Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Гаршина
(Слайд 5 ) –Портрет В.М. Гаршина.
Краткая биография писателя (учителем).
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (в Екатеринославской губернии). Детство его было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам его мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание и жил с отцом.
Затем мать забрала его в Санкт-Петербург. Там он учился в гимназии, затем поступил в Горный институт, но там его обучение было прервано т.к его отправили на военные действия. Полученное ранение привело к отставке, после чего молодой человек занялся литературной деятельностью. В.Гаршин автор таких произведений как «Встреча», «Трус», «Художники», «Красный цветок», сказка «Лягушка-путешественница».
-Хотите узнать как возникла идея у В.М.Гаршина написать «Сказку о жабе и розе»? (аудио)
-Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение великого русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Давайте перенесемся с вами в дом, где композитор играет за роялем, а рядом сидит Всеволод Гаршин.
Прямо напротив него уселся и пристально смотрел старик. В.Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на этого неприятного вида старика. Так у него
возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.
-Ребята, как вы думаете, что он соотнес с розой? (Прекрасную музыку)
- А с жабой? ( Неприятного старика).
-Предположите, о чем может быть сказка? Что там могло произойти?
5. Изучение нового материала.
- И так, ребята, я предлагаю вам открыть учебники на стр. 169 и прослушать I часть сказки. Следите за содержанием текста и подумайте, как можно озаглавить эту часть (аудио прослушивание - 1 мин 48 сек .)
-Какой был цветник? Какие слова в сказке помогли вам это определить?
(вывешиваю)
Словарная работа.(показ изображений растений).
-Послушайте II часть и подумайте, что думает о розе автор?
-Как можно озаглавить эту часть? (чтение учителем)
2. Рождение прекрасной розы. |
- Прочтите III часть сказки 2 абзаца до фразы «…несётся этот запах». (Читают ДЕТИ )
-Найдите слова, которые вам помогли представить образ жабы.
-Как бы вы озаглавили эту часть сказки?
3. Неприятная(уродливая) жаба. |
Физминутка.(или музыкальная)
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили.
Рано утром просыпались
Полотенцем растирались.
И проснувшись поутру
Все ловили мошкару.
И играли вновь в игру
Сесть и встать. И два прыжка.
Повернись вокруг себя.
Сесть и встать. И два прыжка
Вместе весело всегда!!!
-Ребята я предлагаю продолжить вам продолжить знакомиться со следующей частью сказки. И читать мы ее будем по одному предложению.(читают)
- Где мальчик проводил время?
–Какой он был?(слабый, тихий, робкий). Прочтите, как автор описывает мальчика.«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»
-Подберите синоним к слову робкий? (Несмелый, нерешительный, неуверенный, смущенный)
-Как озаглавим часть сказки?
Гимнастика для глаз .
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На урок отправились.
-Ребята сейчас вы проверите свои знания и жабе и розе, их характеристике
работа в группах)
Разбейтесь на 2 группы по рядам .
Задание. Выберите только те карточки, которые соответствуют характеру и описанию жабы, розы. Составьте кластер. Определите докладчика, кто будет давать ответ. Какие выводы о главных героях вы сделали из прочитанных частей сказки?
Рефлексия.
-Молодцы. Вы хорошо поработали в группах.
И теперь каждый из вас проверит свои знания, которые получил на уроке.
Тест. Взаимопроверка. (Ответы. Критерии оценивания)
Итоги урока.
-Ребята, мы достигли поставленных целей?
-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Оцените свою работу на уроке?
Вы хотите узнать, что произошло дальше?
Домашнее задание:
Дочитать сказку, отв. на вопросы.
На карточках - по выбору.
*Составить короткое сочинение: «Несколько слов в защиту жабы».
*Придумать другой коней сказки.
*Определить и озаглавить следующие части сказки
6