Конспект открытого урока
в 6 классе по русскому языку
с использованием здоровьесберегающей технологии обучения
на тему:
«Правописание предлогов»
МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска Мурманской области
Учитель русского языка и литературы: Солдатенко Т. В.
Тема урока: «Правописание предлогов».
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова.
Урок с использованием здоровьесберегающей технологии обучения.
Тип урока: закрепление знаний.
Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.
Задачи:
1. Образовательные:
формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
выделять предлоги в потоке речи на слух;
формировать навыки предложного управления;
закреплять навыки о многозначных словах;
формировать знания о семантическом (смысловом) значении предлогов (с, из).
2. Коррекционно-развивающие:
развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость
умение выполнять вербальные (словесные) инструкции;
коррекция зрительной памяти и внимания (использование плакатов)
3. Здоровьесберегающие.
закреплять навык правильной посадки при письме;
развивать мелкую моторику кисти;
проводить зрительную гимнастику;
закреплять навыки правильного питания;
формировать правильное отношение к своему здоровью.
4. Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
воспитывать аккуратность, усидчивость;
формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
карточки-опоры для синквейна;
изображения сказочных героев;
карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности;
разрезные карточки словарных слов.
Ожидаемый результат:
расширение знаний о предлоге;
отработка умения написания предлогов со словами;
оценка собственной деятельности.
Урок русского языка 6 класс.
Тема урока: «Правописание предлогов».
Ход урока.
I. Организационный момент:
II. Пальчиковая гимнастика:
Две руки
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем)
III.Число. Чистописание.
- Запишите число, классная работа.
Подчеркните все опасные места.
IV. Словарная работа.
– Посмотрите на карточки и составьте словарные слова
си | мер | ни | ка | рег | бо | над | ца | при | до | спа | ап | пше | те | бе |
Получились слова: пшеница, берег, спасибо, пример, аптека.
– Какие карточки остались? (до, над)
– Могут они обозначать слог в слове? (Пример: до-ро-га, ли-мо-над)
– Словом могут быть?
– Как называются такие слова? (Предлоги)
V. Сообщение темы.
- Послушайте загадку:
- Тема сегодняшнего нашего урока «Предлоги». Расскажите, что вы знаете о предлогах.
(На экране слайды)
- Что такое предлоги?
-
Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего служат предлоги?
VI. Зрительная гимнастика.
МОСТИК
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко.
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем.
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз).
VII. Узнавание, выделение предлогов.
На слайде картинки зайка, волка, лисы, колобка.
- К нам сегодня пришли сказочные герои.
- Назовите слово, которое соответствует картинке, запишите его и найдите в нем предлог.
(Ответ: за, в, о, к, с, ко, об (обо).
- Из какой сказки?
- Кто в ней главный герой?
- Посмотрите на запись, прочитайте и скажите, могут ли предлоги употребляться самостоятельно?
(На экране очередной слайд).
VIII. Работа с текстом.
- Давайте ещё раз убедимся, что предлоги необходимы для связи слов в предложении.
Прочитайте отрывок из сказки, изменив слово в скобках:
Исп. кла ст.руха для (дед) колобок
Положила студить его у (.кошко).
- Ребята, скажите, зачем старуха положила студить колобок? Можно ли употреблять очень горячую пищу?
- Пища должна быть теплой.
- Запишите, раскройте скобки. С какой буквы пишется, что ставим в конце предложения.
2. Запишите продолжение, составив предложение из слов:
С он Покатился пол на окошка
(Ответ. Покатился он с окошка на пол.)
IX. Физическая минутка. (Динамическая пауза).
X. Распознавание предлогов на слух.
–
Достаньте из конвертов карточки, положите только те предлоги, которые услышите.
Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.
Запишите только то, что продиктую.
(Ответ: через порог, в сени, с крыльца, на тропинку.)
- Как можно доказать, что перед нами предлог?
(Ответ: между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.)
Н
а экране слайд:
С (с чего?) крыльца.
С высокого крыльца.
- В переводе с греческого языка слово «предлог» - это то что стоит перед словом.
XI. Синквейн. Обобщение.
На экране слайд.
Синквейн – сочинение – миниатюра из пяти строк.
Например:
предлог
меткий, правильный, точный
помогает, добавляет, украшает
предлог нужен
правильная речь
Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами.
X
II. Минутка релаксации.
XIII. Домашнее задание.
Детям раздаются карточки с текстом.
- Дома спишите, раскройте скобки, вставьте буквы. Устно придумайте свой конец. А что придумал Илья, узнаете завтра.
XIV. Оценка собственной деятельности. Рефлексия
- У каждого из Вас два колобка (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, прикрепите на доску к своей фотографии веселого, радостного колобка.
- А если было непонятно, прикрепите к своей фотографии грустного колобка.
XV. Оценка деятельности.
- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что ни одного грустного колобка не появилось.
XVI. Стихотворение о предлогах.
Для дополнительного материала – игра « День – ночь».
Предлоги – к, под, у, на – расставляются под рисунками сказочных героев, и дети составляют с ними сочетания.