СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по постановке учебной задачи.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»»

Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»

Ход урока

Учитель: Сегодня нам предстоит разобраться в том, что такое обособленные члены предложения. Ведь на письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире, следовательно, это актуально. Найдите в учебнике определение этого понятия.

Дети: Я нашел! «Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацион­но, называются обособленными».

У.: Хорошо. Давайте проанализируем это определение. Какие существенные признаки обособленных членов предложения названы в этом определе­нии?

Д.: Выделение по смыслу и по интонации.

Учитель фиксирует эти признаки на доске.

У.: Являются ли данные признаки для вас необходимыми и достаточными? Иными словами, сможете ли вы, опираясь на них, найти обособленные члены предложения, чтобы выделить их запятыми или тире на письме?

Д.: Нет! Я не очень понимаю, что значит "выделяемые по смыслу и интонаци­онно». Например, я скажу: Эта книга мне особенно понравилась (выде­ляет голосом слово «особенно»), Разве я не выделил слово особенно - и по смыслу (на него падает логическое ударение), и интонацией? Но ведь это же не обособленный член, и никакие запятые там не нужны!

У.: Кто согласен с мнением Ивана? Можете ли вы привести другие примеры
предложений со словами, выделяемыми по смыслу и интонационно, не
являющимися обособленными членами предложения?

Учащиеся приводят подобные примеры.

У.: Какие будут предложения? В чем нам необходимо разобраться?

Д.: Мы должны выяснить для себя, что же имеется в виду в этом определе­нии. Какие члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, надо обособлять?


Вопросы фиксируются на доске. Далее учитель организует самостоятель­ную работу учащихся по синтаксическому анализу целого ряда предложений, содержащих причастные и деепричастные обороты (Например: "Краски ка­зались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воз­духе». (К. Паустовский) «У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы». (В. Солоухин).

По результатам обсуждения этой работы учащиеся приходят к выводу, что все обособленные обороты имеют общее свойство - они обозначают допол­нительную ситуацию, как бы содержат дополнительное высказывание о предмете. Этим они сближаются с предложением и могут быть перестроены в предикативную конструкцию, т.е. в отдельное предложение: "Краски каза­лись особенно мягкими из-за осенней мглы. Они неподвижно висели в воз­духе. У кромки воды растут травы. Они наклоняются в сторону».

Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно проверить свой вывод на более широком материале. Теперь в заданиях, данных восьмиклассни­кам, есть не только обособленные причастные и деепричастные обороты, но и обособленные обороты, выраженные прилагательным с зависимыми сло­вами, например: «Облака, подобные низкому дыму, быстро неслись со сторо­ны моря». (К. Паустовский). Учащиеся легко убеждаются, что найденный ими способ работает и здесь: «Облака быстро неслись со стороны моря. Они бы­ли подобны низкому дыму».

У.: Итак, мы убедились, что найденное нами свойство присуще разным обо­собленным оборотам. Как его можно было бы назвать? Сформулируйте еще раз, в чем его суть.

Д.: Обособленные члены предложения как бы стремятся быть сказуемыми. Поэтому можно перестроить предложение так, чтобы, например, прича­стный оборот стал сказуемым с зависимыми словами. А смысл при этом остается тем же.

У.: Так как же вы предложили бы назвать такое свойство обособленных обо­ротов?

Д.: Может быть, сказуемость?

У.: Может быть, но все-таки обособленные члены не сказуемые, а только могли бы ими стать...

Д.: ...Тогда полусказуемость!

У.: Возможно... У ученых есть специальный термин, обозначающий данное свойство. Вы легко его угадаете, если вспомните другое, латинское наз­вание сказуемого.

Д.: Предикат! Предикативность!

Д.: Нет, полупредикативность!

У.: Именно так. Теперь вы можете сами себе объяснить, что такое обособлен­ный член предложения? Каков его существенный признак?

Д.: Да., это то, что обладает полупредикативностью,

У.: А как проверить наличие этого признака?

Д.: Для этого надо попробовать перестроить предложение так, чтобы обособ­ленный оборот стал отдельным предложением,

У.: Сформулируйте, пожалуйста, свое собственное определение обособлен­ного члена предложения и запишите его у себя в тетради.

Учащиеся выполняют задание и затем обсуждают получившиеся формули­ровки.

У.: А теперь вернемся к определению в учебнике. Как вы думаете, почему в нем ничего нет о предикативности? Может быть, авторы учебника не знают о ней?

Д.: Конечно, знают. Ведь учебники пишут очень умные люди, ученые.

Д.: Я думаю, что они просто старались сформулировать это определение бо­лее простыми словами. Но мы не смогли сразу понять, что они подразу­мевают. Так часто бывает.

У.: А как вы теперь понимаете определение в учебнике? Что значит «члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно»?

Д.: Они потому и выделяются интонацией, что несут дополнительный смысл, могут стать отдельными предложениями. А предложение - это уже за­конченная мысль, оно должно быть как-то отделено от других мыслей, поэтому такие обороты и обособляются...

У.: Хорошо. Выходит, что мы не просто узнали, что такое обособленные члены предложения, но и попытались объяснить, почему они обособляются. Те­перь осталось только потренироваться в их нахождении и правильном оформлении на письме.