Конспект открытого внеклассного мероприятия
«Путешествие в Книгоград»
Учитель русского языка и литературы:
Роговая Л. И.
2013-2014 уч. г.
Внеклассное мероприятие (2014)
"Путешествие в Книгоград"
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете. Что же это за чудо? Посмотрите, какой у нас красивый сундучок.
А как вы думаете, что же в нём может быть? (предположения детей).
Давайте посмотрим. (один из ребят достаёт свёрток с загадкой и вслух её читает)
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
- Что это, как вы думаете?
- Правильно, это книга.
- Говорят, книга – это наш друг. А почему?
-Правильно, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги учат нас, помогают разобраться в самых разных вопросах. А еще они могут развеселить и развлечь нас. Из книг мы узнаем много нового. Послушайте, что о книгах говорили известные нам великие люди:
СЛАЙД 1.“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.
“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.
М. Горький.
СЛАЙД 2 “Книга твой друг. Без нее как без рук”.
“Одна книга тысячу людей учит”.
С. В. Михалков.
Вед. Теперь вы догадались, в какое путешествие мы отправляемся?
СЛАЙД 3 «Путешествие в Книгоград»
Выходят ученики и читают стихи.
1 уч.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
2 уч.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам всё всё покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаешь.
3 уч.
В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои.
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.
4 уч.
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Вед.: А путешествовать мы будем группами. Определим 2 команды игроков, а зрители будут большой и дружной командой болельщиков. Оценивать работу игроков будет жюри составе:………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
:Ребята делятся на 2 команды: “Знатоки”, “Весёлая семейка”
Вед: Ребята, обратите внимание на выставку. Книги каких писателей вы видите на выставке? Правильно. книги Н.Н.Носова, Сутеева В. Г., Бианки
Какие произведения Н.Н.Носова вы читали?(«Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка», «Телефон») Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов? (о детях и для детей) Давайте подробнее узнаем, где и когда родился автор, о ком и для кого писал.
СЛАЙД 4 (презентация по биографии автора с его портретом и рисунками из произведений )
Вед.: Ребята, да у нас гости. (входит Незнайка) проходи Незнайка, располагайся.
Незнайка: Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.
- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.
Вед.: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться.
Незнайка: Ну! Нет! Я и так всё знаю!
Вед. : Ну, если ты всё знаешь, то скажи, пожалуйста, почему вода в море солёная?
Незнайка: Очень просто, потому, что там селёдка плавает.
Вед.: А почему рыбы немые?
Незнайка: ( обращается к залу) А если бы вас с головой в воду засунули то и вы бы немые стали.
Вед.: А скажи, почему голубь летает?
Незнайка: Потому, что его кошки гоняют.
Вед.: Ну скажи хотя бы, какие ты части света знаешь?
Незнайка: Части света? Ну….. лампочка, выключатель, провода…
Вед.: Ничего-то ты не знаешь! Ты, наверно ни одной книжки не прочитал?
Незнайка: Нет! Читал, читал! Только я ничего не помню и не знаю……….
Вед.: Тогда оставайся с нами, сейчас мы вместе будем узнавать и вспоминать. Наш первый конкурс по творчеству Носова называется
СЛАЙД 5 «БЮРО НАХОДОК»
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (ВЕДУЩИЙ ПОКАЗЫВАЕТ ПО ОЧЕРЕДИ ОБЕИМ КОМАНДАМ вещи) 1.Шляпа - “Живая шляпа”.
2.Нитки, иголки, ткань - “Заплатка”
3.Отвертка, винтики - сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
“Винтик и Шпунтик”
4. Телефон - “Телефон”.
5. Учебник математики – “Федина задача”.
6. Кастрюля и ложка – «Мишкина каша»
Вед.: Молодцы ребята. Следующий конкурс называется
СЛАЙД 6 «КТО КЕМ БЫЛ»
Вед: Давайте вспомним, кто по профессии были герои сказки Носова «Приключение Незнайки и его друзей»
Пилюлькин Тюбик Цветик Гусля Винтик и Шпунтик Знайка | врач художник. поэт музыкант механики – изобретатели. ученый. |
Вед. Ну как, Незнайка, мы помогли тебе вспомнить известных герое книг? А закончим мы первый этап нашего путешествия весёлой песней.
Звучит песня «ПесняНезнайки»……………………………………………………
Вед.: Продолжаем наше путешествие. Ребята, обратим внимание на книжную выставку. Назовите фамилию следующего автора. (дети отвечают: Сутеев Владимир Григорьевич) Какие произведения Сутеева вы читали? («Под грибом» и т.д. …
СЛАЙД 7 (презентация по биографии автора с его портретом и рисунками из произведений )
Вед.: И так мы узнали, что Владимир Григорьевич был не только детским писателем, но и сценаристом , и художником. Все кто наблюдал, как рисует Сутеев, знают, что все его рисунки создаются с большой лёгкостью, без усилий и сомнений. Таково счастливое дарование художника. Владимир Григорьевич рисовал левой рукой, а писал правой. И его правая рука хорошо знала, что делает левая.
В его книжках всегда много юмора, помогающего объяснить читателю простые жизненные истины, В.Г.Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К. Чуковского, «Усатый - полосатый» С.Маршака, «Дядя Стёпа» С.Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чипполино», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Остроумные, весёлые добрые книжки В.Г.Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии…
Вед.: Сейчас мы увидим иллюстрации, созданные Сутеевым к произведениям разных авторов. А задача наших игроков, угадать, как называется и кто автор повествования.
СЛАЙД 8 «УГАДАЙ-КА»
СЛАЙД 9 (ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ С. МИХАЛКОВА «ДЯДЯ СТЁПА» )
СЛАЙД 10 ( «Муха-цокотуха» по сказке К.Чуковского)
СЛАЙД 11 (Д.Родари «Приключения Чипполино»)
СЛАЙД 12 (Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».)
Вед.: А сейчас вопрос к болельщикам. Назовите всех героев, кто прятался под грибком в сказке о дружбе и доброте В. Сутеева «Под грибом»? (Заяц, Мышонок, Бабочка, Муравей, Воробей, Лиса, Лягушка, Солнце).
Сценка по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Звучит песня в исполнении героев сказки «Если добрый ты»
Вед.: Заключительная страница нашего путешествия будет посвящена известному всем автору ( вед. подходит к выставке и берёт книгу ) Виталию Бианки. Готовясь к нашему мероприятию, ребята принимали участие в конкурсе рисунков по творчеству Виталия Валентиновича (показывает на рисунки). Давайте вспомним, о чём писал автор? (о природе, животных). А сейчас внимание на экран.
СЛАЙД 13 (презентация по биографии автора с его портретом и рисунками из произведений)
Вед.: Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Вед.: Наш первый конкурс носит название
СЛАЙД 14 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ АУКЦИОН»
Обе команды должны назвать как можно больше произведений Бианки, кто первый остановится, тот и проиграл.
Вед. : А сейчас мы хотим пригласить болельщиков двух команд. К этому конкурсу они готовились заранее, читая рассказы автора и выбирая из них интересную информацию. Насколько интересную информацию они подготовили мы сейчас узнаем, а жюри заработанные болельщиками баллы приплюсуют командам.
СЛАЙД 15 «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Болельщик1 (за «Знатоки»): Самый сильный из насекомых – жук-носорог, сам весом 14 грамм, может тащить груз в 1 кг. 580 г.
Болельщик 2 (за «Весёлая семейка»): Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.
Болельщик1 (за «Знатоки»):Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
Болельщик 2 (за «Весёлая семейка»): Пчеле, чтобы собрать 100 кг. Мёда, надо облететь миллион цветков.
Болельщик1 (за «Знатоки»): Летучая мышь съедает за ночь до двухсот малярийных комаров и этим спасает людей.
Болельщик 2 (за «Весёлая семейка»): Дятел съедает за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьёв.
Вед.: Умный и добрый рассказчик В. Бианки учит наблюдать за окружающей нас жизнью, природой, он учит любить и беречь её. А насколько вы внимательны к окружающему миру, мы сейчас проверим.
Слайд 16 «МЕЛОДИЯ ПЕРНАТЫХ»
Вед.: Ваша задача угадать, голос какой птицы вы слышите. (запись «голоса птиц»)
1-- голос синицы
2—голос воробья
3—голос кукушки
4 – голос соловья
Вед.: Дорогие ребята. Сегодня мы совершили путешествие по страницам книг, вспомнили известных героев, больше узнали о талантливых авторах, которые учат нас добру, побуждают к учению, заставляют оглянуться вокруг и увидеть красоту природы и её обитателей.
А как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?
Подводя итоги нашего путешествия, давайте послушаем разговор двух книг, о чём же они говорят при встрече…….
Инсценировка стихотворения Ильина “Две книжки”.
(Одна красиво оформлена, другая – растрёпанная.)
Вед.: Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Книга 1- Ну, как твои делишки? -
Вед: Одна спросила у другой?
Книга 2: -Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
Книга 1: - Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я учу не как-нибудь, а на “отлично”!
-Ну, мой на тройки едет еле-еле
И даже двойки получил на той неделе.
Вед.: И в басне нет загадки:
Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Вед.: Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь, вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохранятся, даже после того как мы их прочитали.
Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Вед.:. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.
Слово жюри. Вручение призов.
На фоне мелодии «Что такое доброта» все уходят.

ПИЛЮЛЬКИН
ТЮБИК
ЦВЕТИК
ГУСЛЯ
ВИНТИК И
ШПУНТИК
ЗНАЙКА
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
ВРАЧ
ХУДОЖНИК
ПОЭТ
МУЗЫКАНТ
МЕХАНИКИ-ИЗОБРЕТАТЕЛИ
УЧЁНЫЙ
«Анюткина утка»
Белобородов С. 6 б кл.
«Где раки зимуют»
Звягин Максим 6 «Б» кл.
«Анюткина утка»
Мосина Женя 6 «Б» кл.
«Теремок»
Дубовская А. 5»Б» кл.
«Люля»
Медведева Катя 7 «Б» кл.
«Как Муравьишка домой спешил»
Васильков Александр 7 «Б» кл.
«Лис и мышонок»
Кондратова Александра 5 «Б» кл.
«Сова»
Шпынёв Сергей 5 «Б» кл.
«Синичкин календарь»
Бабойдо Виктор 5 «Б» кл.
«Лесные происшествия»
Звягин Максим 5 «Б» кл.
«Чей нос лучше»
Мосина Евгения 6 «Б» кл.
«Хитрый Лис и умная Уточка»
Гутник Таня 6 «Б» кл.
«Мышонок Пик»
Редина Аня 7 «Б» кл.
«Анюткина утка»
Пульгуй Кристина 7 «Б» кл
«Люля»
Зенюков Максим 5 «Б» кл.
.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Детские рассказы, сказки - это не просто выдуманные истории, которые интересны ребенку, но и прекрасный инструмент психотерапии, помогающий корректировать поведение ребенка, решать его психологические проблемы. Произведения детских писателей действуют на ребенка завораживающе, увлекая его нитью повествования в неведомые страны, увлекательные путешествия вместе с персонажами.
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей
Форма занятия: – «Игра-путешествие».
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности.
И для пятиклассников, и для шестиклассников- играть – это важно!Тем более учитывая ограниченные возможности наших детей. По мнению врачей и психологов, здоровый ребенок – это ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошо…играет. Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра – это своеобразный способ общения с внешним миром.
Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интерес к чтению, развитые на определённом уровне общеучебные умения и навыки.
Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.
Задачи:
- создание условий для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о рассказах и сказках детских писателей;
- развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
- воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
- способствовать объедению учащихся разных возрастных групп.
Выбранные нами методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности: групповая и парная. Активность учащихся на разных этапах занятия была (высокой, средней)
Вначалебыло введение в тему. Затем задания на мышление, на память, на движение, на сообразительность.
На каждом этапе игры ученикам предлагалось оценить свою активность и творческие находки. Они получали цветочки и могли, посчитав их оценить сой результат.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: игра прошла на положительном эмоциональном подъёме. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Встреча и более близкое знакомство с авторами и их произведениями дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.