Конспект открытого занятия «математические представления» в 1 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по АООП (2 вариант) на тему: «Счет в прямой последовательности. Пересчет предметов по единице».
Тема «Представления о величине, количественные представления», рассчитана на 28 часов. Данный урок является девятым по теме.
Тема урока: Счет в прямой последовательности. Пересчет предметов по единице.
Цель: закрепить представлений о числовом ряде (цифрах) от 1 до 3, о порядковом и количественном счёте.
Задачи:
- формировать знания о числе, о числовом ряде, о порядковом и количественном счёте;
- совершенствовать устный счет в прямой последовательности до 5,
- отрабатывать умения определять количество предметов простейшим пересчетом, соотносить количество предметов с числом (цифрой), сравнивать предметные совокупности различными способами;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- способствовать развитию звукопроизносительной стороны речи и альтернативной коммуникации,
- развивать и корригировать наблюдательность, восприятие, внимание, память, мышление учащихся, мелкую моторику, через игровую деятельность (подготовительные упражнения, динамические паузы, дыхательные упражнения) и учебную деятельность, обращение к опыту учащихся;
- воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая.
Методы обучения:
Наглядные;
Словесные;
Практические.
Оборудование: Демонстрационные картинки, карточки с точками, цифрами, геометрические фигуры на магнитах, изображения берёз и елей (на магнитах), изображение лисы (натуральное), раздаточный материал: карточки с точками, цифрами; геометрическое лото;
Ход урока
1.Организационный момент: Приветствие, готовность к уроку, посадка за партой и положительный настрой на урок.
- Закрыли глазки, прислушались ….(музыка леса)
- Где вы сейчас находитесь? Что услышите…?
2. Повторение: Открыли глазки, внимание на доску (лесная полянка):
- Назовите, какие деревья растут на полянке, по каким признакам догадались? (берёзки и ели)…
- Каких деревьев меньше, (больше) чем других? Как это можно проверить? (к каждой берёзке приложить (наложить) ёлочку).
- Можно ли по - другому проверить? (Пересчитать и сравнить)
3. Сообщение темы и целей урока:
продолжим знакомство с цифрами, будем тренироваться в счёте.
4. Устный счёт: Нумерация чисел в пределах 3.
Прежде, чем мы вернёмся на лесную полянку. Давайте поздороваемся с цифрами и вспомним, как правильно считать, определять количество предметов.
4.1 Формирование и закрепление знаний о числе, о числовом ряде, о порядковом и количественном счёте: (Цифры: 1, 2, 3)
Под деревьями рассыпались цифры, соберём их и расставим по порядку счёта.
(По очереди, берут цифру, называют и ставят на соответствующее место. Для Димы с нарушением зрения отдельный индивидуальный набор цифр)
- Что мы выложили из цифр? (ряд - числовой ряд)
- Какая цифра стоит вначале ряда? За ней следует…
- Как называется счет слева на право?
- Давайте вместе повторим порядковый счёт (хором, друг за другом …). Внимание на речь, правильную артикуляцию.
4.2. - Каждая цифра обозначает определённое количество предметов.
Упражнение с пальчиками: покажи на пальцах: 1- один палец, 2 –два пальца, и т.д.
Игра «Покажи, сколько чего».
- Под ёлочками я нашла шишки, посчитаем:
Показываю карточки с изображением 1 / 2 / 3 шишек. (Считаем, ребёнок должен назвать / показать, сколько их изображено на карточке.)
- Какая цифра говорит о самом маленьком количестве предметов? (уточнение по необходимости).
Мы готовы сосчитать и сравнить количество деревьев на нашей лесной полянке:
- Какую цифру можно поставить рядом с берёзками(3), с ёлочками?(2). Как догадались?
- Так каких деревьев больше? Меньше?
- Как сделать, чтобы деревьев стало одинаковое, равное количество?
Молодцы, упражнение на внимание.
5. Физкультминутка - разминка.
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.
На носочки встанем, потолок достанем.
Сколько здесь у нас берёз, столько сделаем прыжков.
6 .Работа с раздаточным материалом (упражнения на закрепление): (в коробках у детей карточки с цифрами, точкам.)
1) - Расположите на столе карточки с цифрами по порядку счёта. С какого числа начинается счёт? Какой цифрой обозначается один предмет? (Цифрой один).
Выполняют самостоятельно, проверяем вместе.
Наборное полотно:
2)- Как называется эта фигура? (Круг). Сколько кругов я поместила на наборное полотно? (1) Покажите цифру, которая обозначает один предмет.
- Если я положу еще один круг, станет больше или меньше, чем было? Сколько? Ит.д.
- Какое число больше (меньше)?
- Я положу еще один круг. Сколько стало? И т.д.
(Подводим к выводу: каждой цифре соответствует определённое количество, если я добавляю становиться больше; каждое следующее число при счете больше предыдущего на один.)
По необходимости, можно продолжить работу по подобию с другими геометрическими фигурами.
Молодцы, пора и отдохнуть.
7. Физкультминутка:
Мы считали и устали,
А теперь все дружно встали.
Приступаем к тренировке.
3-хлопка, 2-прыжка,
повороты не спеша,
2-наклона влево, вправо;
Начинаем все сначала…
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша,
как погода хороша.
Потянулись вверх, назад,
Наклонились, встрепенулись,
Улыбнулись и к работе все вернулись.
8. Закрепление:
Настрой…
Самостоятельная работа:
- Расположите на столе карточки с точками от самого маленького количества точек до самого большого. Сосчитайте точки и обозначьте количество точек, карточкой с цифрой.
Проверка.
9. Минутка тишины, отдыха (под музыку леса)
10. Закрепление знаний о геометрических фигурах:
Угадайте, кто из зверей вышел на нашу лесную полянку:
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
- Как догадались?
Работа с геометрической мозаикой (конструирование из геометрических фигур).
Лисичка принесла вам геометрическую мозаику (мы с ней уже знакомы) и просит составить её изображение из геометрических фигур. Порадуем лисичку? (наборы для индивидуальной работы. )
Внимание, каждая геометрическая фигура имеет свою форму и размер, чтобы правильно выполнить задание будьте внимательны.
Дополнительное задание: Каждая геометрическая фигура имеет свою форму и с некоторыми формами мы уже знакомы хорошо, назовите и покажите геометрические фигуры с которыми мы уже подружились…
11. Итоги. Рефлексия.