СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия на тему "Как попросить прощения?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия на тему "Как попросить прощения?"»

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

(АУ ДО «ЦРД и М»)
















Конспект открытого занятия

на тему:

«Как попросить прощения?»












Подготовила:

педагог дополнительного

образования Гагарина О.А.









г. Заводоуковск, 2017 г.

Информационная справка

Данный конспект рассчитан на 3-4 классы

Цель урока: показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.


Задачи:

1. Обучающие

- учить анализировать поступки героев и оценивать свои;

- учить разнообразным способам взаимодействия в социуме.


2. Развивающие

- развивать нравственные качества личности;

- развивать речь;

- обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитательные

- воспитывать нравственную культуру общения;

- формировать активную жизненную позицию.


Обоснование актуальности темы: В процессе знакомства с данной темой занятия, воспитанники учатся правильно просить прощения и постигают основную роль прощения в жизни человека.


Формы работы учащихся: Индивидуальная, групповая.


Оборудование и материалы: тетради, ручки, чистые листы бумаги, мультимедийная установка.


План урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

- Работа над новым материалом;

- Практическая часть.

3. Подведение итогов:

- Анализ урока;

- Уборка рабочего места.












Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Организация учащихся к уроку.


2. Основная часть.

Трудное слово

Есть трудное слово на свете,

Его очень трудно сказать.

Его не хотят часто дети

И слышать, не то, что понять.


Оно никому не мешает,

Оно примиряет людей.

И тот, кто его применяет,

Бывает сердечней, добрей.


Что это за слово такое,

Что многих так сильно страшит?

Не сложное, очень простое:

«Прости», — и Бог тоже простит.

Работа над новым материалом.

- Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить?

Тема урока "Как попросить прощения?"

Цель нашего урока ребята понять, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.

На доске 2 фотографии детей с разным выражением лица. /Приложение 1, 2/

- Можем ли мы сказать, какое у детей настроение? Почему? Как вы понимаете слово обида? /высказывания детей/.

Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением./ Словарь русского языка. С.И.Ожегов/

- Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды?

- Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся? /высказывания детей/

- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:

1. Учащается сердцебиение;

2. Затуманивается разум;

3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека.


-Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающим?

- Легко ли живётся такому человеку? Почему?

Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть и даже умереть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.

Болезнь непрощения /слайд шоу/.

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали. Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами. Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон. В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.

Вопросы:

– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом?

/Разучились прощать/

– Злость и непрощение, похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? /Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением/.

– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? /Только самим себе/.

– Для кого полезно умение прощать и почему? /Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение/.

Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.


- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.


Существуют правила «Как просить прощение?»

1.Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова.

2.А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.


Практическая часть.

- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? /Уметь прощать и просить прощение./

Тренинг. Сейчас мы будем учиться просить прощение. /Ребята подходят к столу, выбирают задание и отвечают согласно ситуации. Приложение 3/.

Я взял с парты одноклассника ластик.

Я нечаянно задел в коридоре первоклассника.

Я пролил чай в столовой на товарища.

Я нечаянно попал мячом по плечу товарищу.


- Я предлагаю сейчас обсудить несколько ситуаций, которые происходили с вами или могут произойти в жизни.

1 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

2 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

Тренинг «Банка проблем».

Если вы сами обидели и вас мучает совесть, можно сделать так: нарисовать на листе обиду разорвать лист и бросить его в «Банку проблем». /Ребята выходят, рассказывают о проблеме, которую нарисовали, рвут лист и кидают в «Банку проблем»./

-Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно)

-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? /Мудрый, способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому/.

-Всё ли можно простить? Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить. Жаль, что самым близким людям любви достаётся меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут.

Вывод:

Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Игра «Человеческие чувства»

- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств. /Список на доске. Приложение 4./ Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на листочке. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку. Разорвите эти чувства и вы в своей душе. Разорвите Злость и Обиду вместе с ними!

А в тетради в виде солнышка напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Это солнце будет сиять без Злости и Обиды.




Чувства:


Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех



Притча /слайд шоу/

Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. А молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и друг его спас. Когда, тонувший пришел в себя, высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тогда другой спросил - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И первый ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.


3. Подведение итогов урока.

Анализ урока: Наша беседа подходит к концу, я надеюсь, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям.

Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.




Уборка рабочего места.



Список использованной литературы:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 623с

  2. Детская литература - Андрианов А. М. - Философия для детей в сказках и рассказах / Издательство: Современное Слово, 2003. – 371 с. - ISBN: 985-443-354-4

  3. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Генезис, 2000. – 198с.: илл.

  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X

  5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. М., 2008. – 384 с.























Приложение 1


















Приложение 2
















Приложение 3



Я взял с парты одноклассника ластик.


Я нечаянно задел в коридоре первоклассника.


Я пролил чай в столовой на товарища.


Я нечаянно попал мячом по плечу товарищу.






























Приложение 4



Чувства:


Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Любовь

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех