Конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной группе: « Книги – наши друзья»
Цель: Развитие интереса к книге, как источнику знаний, произведению искусства.
Задачи:
Познакомить с историей создания книги.
Формировать предпосылки исследовательской деятельности.
Обогащать словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа: Просмотр видеофильма «Изготовление бумаги». Рассматривание иллюстраций о создании книги. Заучивание пословиц о книге. Знакомство с художниками – иллюстраций И.Я. Белибина, В. Г. Сутеева , Ю.А. Васнецова, В.М. Васнецова. Экскурсия в библиотеку.
Оборудование: Видео носитель, доска магнитная, миксер, лоток, скалка.
Наглядный материал: иллюстрации «Три богатыря», « Под грибом», «Царевна лягушка», карточки схемы, книга.
Раздаточный материал: глиняные плитки, береста, палочки, ручки , лист бумаги А-4 салфетки, карточки схемы, использованная бумага.
Ход занятия.
Ребята! Здравствуйте! Давайте встанем все вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья!(Все берутся за руки).
Очень рада вас видеть я! (Раскачивают руки).
Воспитатель: Я очень рада тому, что мы с вами снова встретились на занятии. Сегодня хочу с вами поговорить о…., а вот о чем, попробуйте отгадать.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней. (книга)
Воспитатель: Догадались, о чем идет речь? Мы будем говорить о книге, об истории создания книги и бережном отношении к ней (дети усаживаются за столы). Часто говорят: "Книги - наши друзья" Почему книгу считают другом?
(ответы детей)
Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни людей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем сказки и рассказы, стихи и загадки, пословицы и поговорки.
Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
А было время, когда не было книг. (Воспитатель показывает слайды и рассказывает детям об истории возникновении книги.)
Наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать плиточки из глины, и писали уже на них (воспитатель предлагает детям попробовать порисовать на глиняных плиточках). Потом их обжигали в печи. Но эти плиточки долго не хранились. Как вы думаете почему? Писали люди и на бересте березы (воспитатель предлагает порисовать на бересте). Но и это тоже было не практично. Почему?
Прошло время и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали. Называли эти свитки пергаментом.
Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.
Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне.
Сейчас мы напишем на листе бумаги. Как вы думаете это практично?
Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. Как вы думаете, из чего делают бумагу?
(ответы детей).
Свой путь будущая книга начинает в тайге, в лесу. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Скажите кто такие лесорубы? (Рабочие, которые рубят лес). Сначала они делают зарубки на деревьях, которые надо срубить, молодые деревья не трогают, им еще надо расти. Жужжит в умелых руках бензопила. Ребята, а что такое бензопила? (Ответы детей). Правильно, это пила с мотором на бензине, и одно за другим падают на землю деревья. Вот по лесной дороге на помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы отрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы деревьев железными канатами. Большими машинами везут бревна к бумажному комбинату. ( Показ видео -фильма « Изготовление бумаги»)
В цехах деревья распилили, измельчили и превратили в опилки, которые потом сварили и получили массу похожую на жидкое тесто. Все это делают умные машины под управлением человека .Машины разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бумагу скатывают в огромные бумажные рулоны для хранения.
Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, достаточно ли одной бумаги, чтобы создать книгу? Что ещё необходимо для изготовления красивой, познавательной книги? (Ответы детей).
Работа с раздаточным материалом.
Ребята, вам нужно разложить карточки с условными обозначениями в кокой последовательности создаётся книга? У доски ребёнок в правильной последовательности расставляет карточки , поясняя ответ. Да, ее надо придумать, написать. А написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего, для этого нужны способности, талант, знания. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги? (Писатели).
Воспитатель: Молодцы, правильно. А каких писателей вы знаете? (Дети называют).
Воспитатель: Ну, вот текст написан, что еще необходимо, чтобы книга была интересной (иллюстрации). Ребята, кто создает иллюстрации к книгам (Художники). Посмотрите вот некоторые известные вам иллюстрации (показать иллюстрации). Каких иллюстраторов-художников вы знаете?
(Дети называют).
Воспитатель: Молодцы! Писатель и художник потрудились и создали книгу, а теперь её нужно напечатать. Типография – это книжная фабрика, где много цехов. В одном готовят бумагу нужного размера, в другом набирают текст, в третьем готовят краску и везде работают специальные машины. Так в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплёт, (показать на книге) т.е. сшивает, склеивает листы, а другая машина надевает на неё обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом со склада доставляют в магазин, библиотеку. Вот такой интересный путь проделывает книга, очень много людей трудится над её созданием, поэтому к книгам нужно относиться бережно.
Назовите, пожалуйста, правила обращения с книгой. (Книги брать чистыми руками, рассматривать и читать их только за столом, не перегибать книгу, не слюнявить палец, когда листаешь страницы, при чтении использовать закладку, по возможности обернуть книгу!)
Книга тоже обращается к вам с обращением.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Практическая часть: Ребята предлагаю сделать из использованной бумаги – макулатуры первый лист нашей самодельной книги .Нам нужно для изготовления стакан теплой воды. 1 ложка клея ПВА, 1 ложка крахмала , измельченная использованная бумага. Все это смешать ,взбить миксером. Затем вылить полученную жидкую массу на лоток с дырочками. Затем скалкой прокатать, чтоб получилась ровная поверхность.(Показ уже готового листа)Изготовление.
Подведение итога занятия.
Что нового узнали?
Что вам запомнилось?