Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Моя Родина»
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи:
Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, отвага, мужество, храбрость, верность); расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
Расширять представления о защитниках Родины.
Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России и Крыма – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех, кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8.Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9.Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Окружающая среда, оборудование: карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», дидактическая игра «Россия – Крым», Герб – России, Крыма, Джанкойского района, поселка Азовского. Д/игра «Найди флаг», ширма, коробка, аудио запись ссоры волка и лисы, девочка в костюме белочки.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята! У нас сегодня открытое занятие, посмотрите сколько у нас гостей! Они пришли посмотреть, как вы выросли и как много всего нового узнали.
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
(Дети здороваются с окружающим миром)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Всем желаем доброго дня!
(прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!)
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, какой-то шум? (за ширмой звучат звуки ссоры лисы и волка.) Что там случилось? Мне кажется, кто-то плачет! (из-за ширмы выходит белочка, держит в руках коробку и плачет)
В: Белочка почему ты плачешь?
Б: Я гуляла по лесу и увидела, как волк с лисой дерутся из-за коробки. Мне интересно стало, что в ней. Я по-тихому коробку забрала и убежала. Я бежала, бежала и заблудилась. (плачет) Я хочу домой!!!
В: Белочка, а где ты живешь? Где твоя Родина?
Б: Я не знаю. (плачет) А, что такое Родина?
Воспитатель: Белочка, ты оставайся с нами, дети нашей группы знают, что такое Родина и тебе все расскажут.
Ребята, расскажем белочке? Что такое Родина?
Дети:
— Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш поселок, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные.
- А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
Дети:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в коробке, которую белочка принесла.
— Это карта нашей страны России. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. А это карта Крыма. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
Ребята, назовите диких животных, которые водятся в наших крымских лесах (волк, лиса, белка, заяц, олень, косуля, кабан, енотовидная собака)
Белочка, так ты живешь в нашем крымском лесу, у нас с тобой одна Родина!
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
Физразминка
«Наша Родина - Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие (показываем большой палец)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага? (Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет? (Ответы детей)
— Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Д/игра «Найди флаг»
Ребята на доске изображены флаги разных республик. Посмотрите какой флаг вам знаком? Правильно флаг Республики Крым.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий. Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов.
Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора)
Дидактическая мемо - игра «Светофор»
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее решили тушить его водой.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Воспитатель: А кто президент нашей страны?
Дети: Президент нашей страны является Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Ребята, назовите мне столицу нашей Родины.
Дети: Столица нашей России называется Москва.
Воспитатель: А какая главная достопримечательность Москвы?
Дети: Красная площадь, Кремль.
Воспитатель: Ребята каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
Воспитатель: Назовите государственные или главные символы России.
Дети: герб, гимн и флаг.
Воспитатель: А что такое ГИМН? Ответы детей.
Воспитатель: правильно, гимн — это торжественная песня.
Гимн является официальным символом государства.
Когда исполняется гимн?
Ответы детей.
Воспитатель: да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны.
Воспитатель: А что еще лежит в этой коробке? (открывает и достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.
Да. У нас красивый ГЕРБ, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле.
А теперь давайте снова откроем коробку, ой, смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает герб Крыма, Джанкойского района, п. Азовское)
Ответы детей
Воспитатель: Ребята смотрите, что еще есть в коробке. (достает матрешку с гербом России)
Что это? Матрешка символ России. Наша странна очень большая и в ней находится наша Республика Крым, (достает матрешку с гербом Крыма) а в нашей Республике находится наш Джанкойский Район (достает матрешку с гербом Джанкойского района), ну а в нем находится наша малая Родина поселок Азовское (достает маленькую матрешку с гербом поселка)
Воспитатель: Ребята, вы много путешествуете с родителями по Крыму, гуляете по нашему родному поселку, смотрите по телевизору передачи о России. Давайте посмотрим, знаете ли вы достопримечательности нашей страны.
Дидактическая игра «Россия – Крым»
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да
Воспитатель: А что понравилось больше всего? (спрашиваю индивидуально).
Ребята, любите нашу страну Россию– старайтесь, больше узнать о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране мира - России!
7