СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по песочной терапии "В гостях у песочной феи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте описано увлекательное путешествие детей к песочной фее.  Дети, преодолевают препятствия, работают в технике песочной терапии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по песочной терапии "В гостях у песочной феи"»

  Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении.

  Задачи:

1. Установление контакта и доверия с детьми;

2. Объединение участников в группу;

3. Снижение психофизического напряжения;

4. Развитие тактильно-кинестетической чув­ствительности;

5. Актуализация эмоций;

6. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

7. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии, ароматерапии.

  Оборудование:

  Песочница; ширма-замок; кукла – Песочная фея; аромасвеча; кисточки, и шапочки – цветы; бумага клей; цветной песок; аудиозапись.

  Набор игрового материала:

коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др., мелкие игрушки – сказочные герои; животные (дикие, морские, домашние).

Ход занятия:

   Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в зал и подходят к психологу, здороваются.

 Ритуал приветствия: Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встрече с друзьями, повернитесь к соседу справа- улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева- улыбнитесь ему.

Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей.

Психолог: А вы хотите с ней познакомиться?

Дети: Да!

  Психолог: Но, чтобы с ней познакомиться мы должны с вами отправиться в волшебную страну. Как мы можем туда попасть? Ответы детей.

  Психолог: Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить: «Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную нас перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

Психолог:  Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова…

  Психолог: Вот мы и очутились в волшебной стране. 

(Психолог показывает на ширму - замок)

Посмотрите, какой прекрасный замок. (Психолог с детьми подходит к ширме.)

Как вы думаете кто здесь живет? (Психолог берет куклу - Песочную фею и говорит:)

 Психолог: Дверца в замок отворись!

Песочная Фея появись!

  (Дети открывают ширму, психолог берет куклу - Песочную фею и говорит:)

 Психолог: Вам не кажется, что наша Фея грустная? (Ответы детей).

Психолог: Давайте я спрошу у феи, почему она такая грустная? 

(Психолог делает вид, будто фея говорит ей что-то  на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…)

 Психолог: Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.

  Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать.

  Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

  Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?

Дети: Да.

Психолог: Спасибо, что  вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

  Песочная фея подарила свечу, которая озарит нам дорогу в песочную страну. (Психолог зажигает аромасвечу с запахом зеленого яблока, включает фонограмму со спокойной музыкой.)

 (Использование метода ароматерапии: аромасвеча с запахом зеленого яблока – тонизирование и освежение организма, восстановление сил и поднятие настроения, благотворное влияние на эмоциональное состояние человека).

 Психолог: Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Ты свеча, гори-гори, путь дорогу укажи!»

 ( Психолог со свечой вместе с детьми подходит к столу с песком.)

  Психолог: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить. Но прежде чем мы познакомимся со свойствами песка песочная фея нам оставила письмо. Откроем письмо и прочтем.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И в глаза песком кидаться!

Песок -мирная страна

Можно строить и творить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Никого не обижать, ничего не разорять,

Это мирная страна, дети поняли меня?

(Психолог обращает внимание, что перед тем как работать с песком, необходимо размять пальчики)

Пальчиковая гимнастика:

Замок строим из песка

Будет башня высока

И ворота будут тоже,

Но а жить там будет ежик.

( Психолог предлагает детям подойти каждому к своему подносу с песком)

Упражнение «Здравствуй, песок!»

  Дети различными способами дотрагиваются до песка.

  Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

  Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

  Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

  А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

  Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

  Вы слышите, как он смеется?

  Давайте его погладим между ладонями.

  Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

(Психолог предлагает детям подойти к общей песочнице)

Игра-упражнение «Песочные прятки»

  Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие спасатели должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза. ( Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки).

  Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны  и вызволить наших друзей из темницы.

  Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Психолог:  Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в  ответ.


  Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

(Дети снова занимают места возле своих подносов с песком.)


Упражнение «Победитель злости»

Звучит музыка:  Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии: снятие негативных эмоций и физической агрессии)

 А теперь на этом песке нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). 

  Это "злой волшебник." Теперь прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: 

«Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочного злого волшебника.

  Теперь медленно выравнивайте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?

  Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение «Узоры на песке»

  Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

  Вы любите рисовать?.. Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать.( Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

  Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

  Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»). Наполним нашу волшебную страну персонажами, которых мы расколдовали.

  (Психолог предлагает расставить фигурки растений (деревья, цветы); различных животных. Дети расставляют предметы на песке).

  Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! Жители песочной страны очень хотят с вами подружиться, они любят вас и цветы приглашают вас поиграть на сказочную поляну. 

(Психолог предлагает детям выйти на ковер). 

Посмотрите здесь какие красивые цветочные шапочки. Давайте наденем эти шапочки и превратимся  в красивые цветы. (Дети одевают шапочки в виде цветов).

  Я вас приглашаю поиграть с солнечным зайчиком. (Дети выходят на ковер, располагаются на ковре).

Игра – релаксация «Солнечный зайчик»

Звучит спокойная музыка.

(Метод психогимнастики: расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение).

 

  Сядьте удобно, повернитесь друг к другу лицом.

  На сказочной лужайке в солнечный день, где распустилось  много цветов…. Солнышко согревало головки цветочков, грели листочки в его лучах. (Дети вытягивают ладони. Психолог их поглаживает). Вдруг на полянке появился солнечный зайчик. Он очень любит играть с цветами.

  Теперь мои цветочки, представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу,  на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

  А теперь соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?.. Посмотрите. Он сидит на плече у Вити! Погладьте его и там.

  Цветочки потянулись к солнышку, улыбнулись и встали.

  Песочная фея и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника.

 

  Ребята, давайте посмотрим, что для вас приготовила Песочная фея.  (Дети подходят к столам, на столах лежат картинки, цветной песок). Что это такое? Картинки. Выберете, какая вам больше нравится. А здесь еще

что- то есть. Да это, цветной песок!

 ( Дети рассаживаются за столы). Давайте по контуру обведем клеем рисунок, чтобы у вас получилась белая дорожка. Внимательно ведем клеем только по нарисованным линиям. Теперь возьмём цветной песок и засыпем им весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!». Лишний песок убираем с картинки. Посмотрите, что у вас получилось! Да, это веселые жители песочной страны.

Девчонки и мальчишки! Вот и подходит наше с вами путешествие к концу.

Сегодня мы помогли песочной феи освободить и вернуть красоту песочной страны. Она приготовила вам подарок. В этом сундучке медальки от феи, она вас награждает званием почетный житель песочной страны. Сейчас закроем глазки и произнесем волшебные слова: Раз, два, три, из песочной страны нас перенесли!

Рефлексия:

Ребята, мы снова с вами в саду. В какой стране мы с вами побывали?

Кому мы помогли? Что случилось в этой стране? Ребята вам понравилось играть с песком?

Ритуал прощания.