МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
с.МИЧУРИНСКОЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА «Ромашка» (5-7 лет)
Воспитатель первой категории
Абкадырова Э.Ш.
с.Мичуринское
2022г
Конспект занятия по ФЭМП
Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Систематизировать знания детей: в навыках счета, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги.
Совершенствовать умение отсчитывать предметы из большего количества по заданному числу. Продолжать совершенствовать умение составлять число 5 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о геометрических формах, умение ориентироваться в пространстве; закреплять название дней недели, времена года.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Формировать навыки сотрудничества на занятиях.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки ”Гуси-лебеди”
- Просмотр сказки «Гуси-лебеди»
- Рассматривание иллюстраций к сказке ”Гуси-лебеди”
Оборудование:
Раздаточный материал: геометрические фигуры (треугольники),карандаши, альбомные листы, цифры, цифровые дорожки;
Демонстрационный материал: презентация к сказке, геометрические формы, пирожки, яблоки, корзинки, печь, речка, яблоня ,аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятие пришли гости.
Поздоровайтесь с ними и подарите свои улыбки.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Сколько носов у трех котов? (3)
2. Сколько ушей у двух мышей? (4)
3. Сколько спинок у трех свинок? (3)
4.Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
5. Какое сейчас время года?
6.Назовите времена года?
6. Сколько месяцев в году?
7.Какой месяц сейчас?
8.Какой сегодня день недели?
9.Какой день недели был вчера?
8. Какой день недели будет завтра?
9. Сколько всего дней недели?
10. Назови все дни недели.
Воспитатель: Молодцы!
-Ребята, смотрите, надпись: «Налево пойдешь – друга потеряешь! Направо пойдешь – в сказку попадешь!» Куда пойдем?
Дети: Направо, в сказку!
Воспитатель: Что ж, пойдем! (Звучит музыка, дети идут по кругу, держась за руки, останавливаются)
Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то плачет?
(Входит девочка в костюме Машеньки)
Воспитатель: Ой, смотрите, девочка! Здравствуй, девочка, кто ты?
Машенька: Здравствуйте, я – Машенька.
Воспитатель: А почему ты плачешь?
Машенька: У меня случилась беда. Родители ушли на работу, а мне приказали смотреть за маленьким братцем - Иванушкой. Но пришли подружки и позвали меня играть. Посадила я братца на травку и убежала, а когда вернулась, Иванушки уже не было. Пропал мой маленький братец! Где его искать?
Воспитатель: Вот как бывает, когда не слушаешься родителей. Ребята, а вы догадались, в какую сказку мы попали?
Дети: Это русская народная сказка «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Правильно. А что случилось с братцем, пока сестры не было дома?
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли на крылышках.
Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке найти Иванушку?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Проходите и садитесь на свои места. И ты Машенька проходи и садись вместе с ребятами (дети садятся за столы)
Слайд 1. На экране иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»
Воспитатель: А кто помнит, сколько было гусей-лебедей у Бабы-Яги?
Внимательно слушайте загадку, и отгадав её, выложите это количество треугольников на столе.
Один гусь летит над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Дети: Всего было 6 гусей.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Сначала отложили один треугольник, потом добавили два треугольника, потом добавили три треугольника. Посчитали все треугольники. Всего получилось 6.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Послушайте еще одну загадку про гусей и решите ее.
6 гусей летели стаей, 2 из них лететь устали. Приземлились на лужайке. Сколько их осталось в стайке?
Дети: Осталось 4.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: От 6 треугольников 2 убрали. Осталось 4.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь треугольники положите на тарелочки и разложите цифры от 1 до 9 по порядку. Найдите и покажите цифру 6.
Д
ети находят и показывают цифру 6,4,8,5,9.
Воспитатель: Молодцы. Назовите соседей числа 6 (2, 7, и т. д.) и покажите эти цифры.
Хорошо, сложите цифры на место. Нам надо продолжать путешествие по сказке, чтобы помочь Машеньке найти братца. Но сначала мы немного отдохнем.
Физминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали
Слайд 2.
Воспитатель: Ребята, смотрите, на нашем пути печка стоит.
Машенька: Печка, печка! Скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Выходит ребенок в маске печки.
Печка: Пирожки на сковородках подрумянились, того и гляди сгорят. Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, поможем печке?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите по сковородке с пирожками. А теперь посчитайте пирожки и встаньте парами так, чтобы у каждой пары получилось 5 пирожков.
Дети выполняют задание. Составляют число 5 из двух меньших (воспитатель спрашивает детей, как они составили число 5).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли печке и справились с заданием.
Печка: Спасибо. Я вам подскажу, куда дальше идти. Гуси – лебеди полетели к яблоньке и скрылись за ней.
Все: Спасибо, печка!
Слайд 3.
Воспитатель: Но, а нам пора! Идем дальше. Ребята, смотрите, а вот и яблонька
Машенька: Яблонька, яблонька! Скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Яблонька: Много яблочек на моих веточках, тяжело стоять. Сорвите яблочки, тогда скажу куда гуси – лебеди полетели.
Воспитатель: Ребята, поможем яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель: Сорвите яблочки и разложите в корзинки так, чтобы количество яблок соответствовало цифре на корзинке (дети срывают яблоки и складывают в корзинки с цифрами 3, 5, 10. Пересчитывают количество яблок в каждой корзине)
Воспитатель: Ребята, вы правильно разложили все яблочки.
Яблонька: Спасибо. Вы помогли мне, и я вам помогу. Гуси – лебеди к речке полетели.
Все: Спасибо, яблонька!
Слайд 4.
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по сказке. А вот и речка.
Машенька: Речка, речка, помоги! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Вам помогу, но и вы помогите,
Камни со дна моего поднимите.
Воспитатель: Ребята, поможем речке?
Дети: Да.
Воспитатель: - Ребята, вам нужно собрать камни (геометрические формы) и назвать, какой они формы ( дети выполняют задание).
Речка: Вы мне помогли, и я вам помогу. Смотрите, вот там, на лесной опушке, стоит избушка. К ней идите, кого ищите, найдите!
Все: Спасибо, речка.
Воспитатель: Что, ребятки, не устали?
Дети: Нет!
Воспитатель: Тогда за мною побежали! Ходим на носочках. Прыгаем по кочкам. Обычным шагом все пошли. До избушки мы дошли ( выходит Баба – Яга)
Баба – Яга: Зачем ко мне пожаловали?
Машенька: Баба-Яга, твои гуси – лебеди братца моего унесли, отдай Ванечку.
Баба – Яга: Ишь, чего захотела! Не отдам! У меня в жизни никакой радости не было, а тут гуси – лебеди такой подарок сделали!
Воспитатель: Значит, ты подарки любишь? А если мы с ребятами тебе подарки подарим, отдашь Ванечку?
Баба – Яга: Если подарки понравятся, тогда отдам.
Воспитатель: Ребята, а где же мы подарки возьмем? А давайте, сделаем своими руками.
Воспитатель: Мы украсим и подарим Бабе – Яге платочки. Возьмите квадратный лист. В левом верхнем углу красным карандашом нарисуйте круг, в правом нижнем углу синий квадрат, в левом нижнем углу нарисуйте зеленый треугольник, в правом верхнем углу желтый прямоугольник, в центре нарисуйте овал любого цвета.
Воспитатель задает детям вопросы: что нарисовали в правом верхнем углу(круг)? Где нарисовали зеленый треугольник? и т. д.
Воспитатель:- Ребята, вы правильно выполнили задание, а теперь возьмите платочки и подарите их Бабе-Яге.
Баба – Яга: Порадовали вы меня, подобрела я. Забирай Машенька своего братца.
Баба-Яга: Но запомни - играй, гуляй, да дело знай!
Машенька: Спасибо, бабушка, спасибо ребята! Нам пора с братцем бежать, пока родители не вернулись.
Воспитатель: Да и нам пора из путешествия по сказке возвращаться
звучит музыка, дети садятся за столы
слайд 5
Итог Рефлексия
Воспитатель: -Ребята, Машенька с Иванушкой уже дома, и родители пришли с работы. Вы такие молодцы, помогли героям сказки, справились со всеми заданиями.
Какие задания для вас были сложными? (ответы детей)
Какие задания были легкими? (ответы детей)
Что больше всего понравилось? (ответы детей)
Хотелось бы вам отправиться в путешествие по какой-нибудь другой сказке? (ответы детей)