СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по развитию речи в компенсирующей группе (6-8 лет) "Мебель для медвежонка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи в компенсирующей группе (6-8 лет) "Мебель для медвежонка"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

РОМАШКА”

(МАДОУ «РОМАШКА»)








Конспект открытого занятия

по развитию речи в компенсирующей группе

Тема: «Мебель для Медвежонка»



Носова Наталья Андреевна

воспитатель

МАДОУ «Ромашка»












г. Лабытнанги 2024г.




Вид занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Форма образовательной деятельности: подгрупповая (4 ребенка).


Цель: Закрепление навыка образования относительных прилагательных, согласования имен существительных и прилагательных с числительными. Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.


Задачи:

1.Коррекционно - образовательные: Обогащать словарный запас по данной теме. Продолжать совершенствовать навыки словоизменения, словообразования. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать имена существительные и прилагательные с числительными; применять уменьшительно-ласкательные суффиксы; формировать умение обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Уточнять и расширять представление детей об основных видах мебели.

2.Коррекционно - развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ. Развивать наблюдательность, активный и пассивный словарь, слуховое внимание, внимание, память, мышление.

3.Воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, желание помочь; продолжать формировать умение работать в коллективе; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение слушать воспитателя и ответы других детей.


Предварительная работа: Просмотр презентации "Мебель" , мультфильма "Кошкин дом", работа с карточками "Мебель", Д/И "Что для чего?", сюжетно - ролевая игра "Мебельный магазин", разучивание пальчиковых игр по теме "Мебель", ИКТ "Загадки про мебель".


Индивидуальная работа: материал подобран с учетом степени усвоения его детьми.


Словарная работа: интерьер, мягкая мебель (диван, кресло), журнальный столик, книжный шкаф, столовая мебель (стол, стул, посудный шкаф), мебель для спальни (кровать, кроватка, платяной шкаф).


Планируемый результат: способность детей находить и называть мебель на картинке, знать её назначение; образовывать относительные прилагательные (посудный шкаф, книжный шкаф, журнальный столик), согласовывать имена существительные и прилагательные с числительными (два красных кресла, дивана и т.д.). Взаимодействие детей с педагогом и между собой во время работы.


Оборудование: Надутый шарик, письмо от Медвежонка, Медвежонок, карточки большие и маленькие (с разным количеством предметов( от 1 до 5-ти)) по теме мебель, цветные фишки (красная, синяя, зелёная, жёлтая), баночка с мёдом (на сюрпризный момент), мяч, магнитная доска.

Содержание НОД:

Вводная часть.

Организационный момент: Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня такое хорошее настроение. Вот и колокольчик наш опять звенит (звенит колокольчик).

Дети встают в круг, берутся за руки и проговаривают вместе с воспитателем:

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.



Проблемная ситуация. Планирование решения проблемы. В группу в дверь залетает шарик, к которому привязано письмо. Воспитатель: Ребята, смотрите какое-то письмо. Посмотрим от кого оно (открывает). Это письмо от того, кто всегда к нам обращается за помощью! Дети: От Медвежонка! Воспитатель: Да! Читает письмо: "Ребята, я нашёл себе новое жилище, но в нём ничего нет. Помогите мне, пожалуйста, подобрать мебель, чтобы мне было удобно и уютно в нём жить." Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Раз Медвежонок не пришёл сам, а отправил письмо на шарике, значит, это далеко. Чтобы добраться к Медвежонку мы с вами представим, что полетим к нему на воздушном шаре! Чтобы шар полетел, что необходимо сделать? Дети: Надуть (накачать) шар.

Упражнение на дыхание Воспитатель: Накачивать будем осторожно маленьким и большим насосом. Маленьким качаем со звуком -с-с-с, большим качаем со звуком - ш-ш-ш.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Подуем и проверим, хорошо ли мы накачали шар.

Дети дуют на воображаемый шар.

Воспитатель: Очень хорошо накачали, можно отправляться. Чтобы наш полет прошел интересно, мы с вами будем играть и вспоминать все про мебель.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Воспитатель:

Помним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Ответить хочешь, не шуми,

Только руку подними.

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Игра с мячом "Большой - маленький".

Воспитатель: Ребята, я буду называть большой предмет мебели, а вы маленький.

Большой стол - маленький столик,

Большой диван - маленький диванчик,

Большой стул - маленький стульчик,

Большая кровать - маленькая кроватка,

Большой шкаф - маленький шкафчик

Большая табуретка - маленькая табуреточка.

Поиграли - летим дальше!


Воспитатель: переходим к следующей игре!

Игра: "Назови размер и цвет".

Воспитатель: Обращается к первому ребенку: "Дай пожалуйста большой красный диван."

Первый ребенок находит и подаёт.

Воспитатель обращается к первому ребенку: "Что ты мне дал?"

Первый ребенок: Большой, красный диван.

Игра проигрывается со всеми детьми.


Воспитатель: Ребята, садитесь. Будем с вами мы считать , чего сколько называть!

Игра "Сосчитай и назови".

Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает детям карточки с изображением предметов мебели (от 1 до 5ти).

1 ребенок называет диваны: один диван, два дивана, три дивана, четыре дивана, пять диванов.

2 ребёнок называет столы: один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

3 ребёнок называет стулья: один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.

Власу воспитатель показывает цифру и он находит картинку с заданным количеством предметов.


Воспитатель: А сейчас мы с вами мебель по комнатам расставим!

Игра: "Расставь мебель по комнатам".

Воспитатель: показывает картинку "Зал" . Обращается к первому ребёнку :"Что это за комната?"

Ребёнок: Зал.

Воспитатель: Что можно из мебели поставить в зале?

Ребёнок находит картинки -тумбочка под телевизор, журнальный столик, диван. Кладёт картинки к "Комнате" и называет предметы мебели.

Воспитатель: оказывает картинку "Спальня". Обращается ко второму ребёнку: "Что это за комната?"

Ребёнок: Спальня.

Воспитатель: Что можно из мебели поставить в спальне?

Ребёнок: находит картинки- большая кровать, маленькая кроватка, шкаф для одежды. Кладёт картинки к "Комнате" и называет предметы мебели.

Воспитатель показывает картинку "Кухня". Обращается к третьему ребёнку: "Что это за комната?"

Ребёнок: Кухня.

Воспитатель: Что из мебели можно поставить на кухне?

Ребёнок: Находит картинки- посудный шкаф, обеденный стол, стул. Кладёт картинки к "Комнате" и называет предметы мебели.

Влас раскладывает картинки- книжный шкаф, кресло (зал).

Воспитатель: Ребята, каждый возьмёт свои картинки в руки. Когда мы прилетим к Медвежонку, вы ему расскажете, что это за комната и что в ней можно поставить. Полетели!

На стульчике сидит Медвежонок.

Воспитатель: Здравствуй медвежонок!

Дети здороваются с медвежонком.

Воспитатель: Ты обратился к нам с просьбой и мы прилетели!

Сейчас ребята тебе покажут и расскажут какую мебель в какую комнату можно поставить. Для чего какая мебель предназначена.

Дети садятся на стульчики, ставится магнитная доска.

Воспитатель: Медвежонок, смотри и запоминай!

Обращается к первому ребёнку: "Расскажи про свою комнату".

Ребёнок: Ставит картинку "Зал". Это зал.

Воспитатель: Что мы можем делать в зале?

Ребёнок: Отдыхать, смотреть телевизор ( играть в шахматы, читать книгу или газету). Выставляет карточки и называет - это тумбочка под телевизор, на ней стоит телевизор. Это диван, на нем можно сидеть или лежать, смотреть телевизор. Это журнальный столик - на него можно положить книгу, поставить шахматы.

Воспитатель: Обращается ко второму ребёнку: "Расскажи про свою комнату".

Ребёнок: Ставит картинку "Спальня". Это спальня.

Воспитатель: Что мы делаем в спальне?

Ребёнок: В спальне мы спим. Выставляет карточки и называет - это большая кровать (на ней спят взрослые), маленькая кроватка (на ней спят малыши), шкаф для одежды (платяной шкаф), в нём лежат вещи и висит одежда.

Воспитатель: обращается к третьему ребёнку. "Расскажи про свою комнату".

Ребёнок: Ставит картинку "Кухня". Это кухня.

Воспитатель: Что мы делаем на кухне?

Ребёнок: На кухне мы кушаем. Выставляет карточки и называет - это посудный шкаф, в нем стоит посуда. Это обеденный стол, за ним сидят и едят, это стул, на нём сидят.

Влас расставляет свои карточки (книжный шкаф, кресло).


Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Всю мебель правильно расставили и правильно назвали. Медвежонок, тебе всё понятно?

Медвежонок: Спасибо, ребята. Я теперь знаю какая мебель мне нужна, для чего и в какой комнате я её поставлю! А это вам от меня подарочек за помощь (дарит ребятам баночку мёда)!

Воспитатель: Спасибо. До свидания, Медвежонок. Нам пора возвращаться.

Дети: До свидания, Медвежонок!

Игра: "Загадки":

Воспитатель: Чтобы нам было нескучно лететь, мы с вами будем отгадывать загадки! Ответ на загадку вы будете находить и называть!

Первая загадка: под крышей - четыре ножки, а на крыше тарелки и ложки!

Дети: Стол.

Вторая загадка: На четырёх ногах стою, но ходить я не могу. Когда устанешь ты гулять, то можешь сесть и отдыхать.

Дети: Стул.

Третья загадка: На её на полках ровно в ряд книги разные стоят.

Дети: Книжная полка.


Итог.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Где мы сегодня были?

Дети: У Медвежонка!

Воспитатель: Как мы Медвежонку помогли? Про что ему рассказали?

Дети: Про мебель. Где мебель стоит. Для чего нужна мебель.

Воспитатель: Что мы делали, пока летели к Медвежонку?

Дети: Отгадывали загадки, считали мебель, расставляли мебель по комнатам.

Воспитатель: Ребята, вечером расскажите родителям о том, как вы помогли Медвежонку.












Содержание НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ



Организационный момент


Звучит музыка: Ф.Шопен "Осенний вальс"




Приходит Лисёнок.

Воспитатель: К нам пришёл наш друг Лисёнок. Поздороваемся с ним!


Дети сидят на стульчиках и смотрят видеоряд под музыку.




Дети: встают в круг и произносят приветствие: "Встали дети, встали в круг, ты мой друг и я твой друг. Ты хороший, я хороший, друг на друга не похожи!"

Позитивное настроение на совместную деятельность.


Проявление интереса детей.

2.

Проблемная ситуация. Планирование решения проблемы.


Воспитатель: Ребята, Лисёнок говорит, что в лесу стало меньше птиц, а на озере куда он бегал охотиться нет лебедей и уток. Лисёнок не поймёт почему их нет.

Лисёнок, сейчас время года осень, стало холодно и есть птицы которые улетают в тёплые края. Таких птиц называют перелётными. А какие птицы улетают и почему мы с ребятами тебе расскажем. Расскажем ребята?


Ответы детей: Да, поможем.



Проявляют активность в решении проблемы. Самостоятельно выдвигают предположения как.

3.















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ










Воспитатель: Лисёнок, садись. Ребята даже стихотворение знают про перелётных птиц. Рассказывать они будут его по картинкам.



Воспитатель: Вот и скворечник опустел. Ребята, кто улетел из скворечника?

Воспитатель: Какие ещё птицы улетают в тёплые края?

Воспитатель: Ребята, куда осенью улетают птицы?


Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?


Воспитатель: Ребята, сейчас мы на компьютере покажем Лисёнку какие птицы улетают и чем они питаются.


ИКТ. Интерактивная игра "Перелётные птицы"

Воспитатель: Поставьте только перелётных птиц.

Молодцы всё правильно сделали!


Воспитатель: Чем питаются лебедь, скворец, соловей, ласточка?



Воспитатель: Почему птицам приходиться улетать?


Воспитатель: Молодцы. Как хорошо всё Лисёнку показали и рассказали. Надо Лисёнку подарить картинки перелётных птиц, что бы он знал, что эти птицы осенью улетают. Подарим?

Дети: рассказывают стихотворение по мнемотаблице "Опустел скворечник...".


Дети: скворец


Дети: ласточка, кукушка.


Дети: Птицы улетают в тёплые края.

Дети: им кушать нечего, холодно.



Дети: по одному подходят и на мониторе ставят картинку с перелётной птицей и называют её.




Дети: по одному подходят и на мониторе ставят соответствующую картинку (рыбка, насекомые)


Дети: насекомых нет, вода замерзает - нельзя поймать рыбку, холодно.


Дети: Да, подарим!




Проявление активного интереса и желания работать по мнемотаблице.



Развёрнутые ответы детей (предложение из 2 - 4 слов)








Дети проявляют активный интерес к игре, помогают друг другу. Называют птиц, чем они питаются, почему птицы улетают. Стараются отвечать предложением из трёх-четырёх слов.




Воспитатель: Ребята, смотрите, ветер раскидал наши картинки. Что надо сделать?



Воспитатель: Правильно. Надо сложить картинки.

(Каждый ребёнок получает своё задание).

Воспитатель: Какие молодцы! Все справились. Можно дарить. (разрезные картинки меняются на целые).

Дети: переходят к столам на которых лежат разрезные картинки с изображением птиц (скворец, соловей, ласточка).


Дети: надо сложить, соединить.









Дети самостоятельно составляют картинки и называют птицу изображённую на картинке.

5.

Заключительная часть.


Воспитатель: Вот как всё хорошо рассказали! И Лисёнку понятно почему птицы улетают в тёплые края!


Дети: берут со стола карточки, дарят Лисёнку и называют птицу на картинке.


Дети самостоятельно называют птицу, обозначая, что она перелётная (это перелётная птица ласточка)

6.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Лисёнок говорит вам спасибо! Он тоже приготовил для вас подарок – книгу «Птицы».

Мы её посмотрим, почитаем и ещё больше будем знать о птицах.

Дети: говорят Лисёнку спасибо и садятся на стульчики.

Дети самостоятельно проявляют инициативу поблагодарить Лисёнка. Эмоционально позитивное настроение.

7.

Итог.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? Как мы помогли Лисёнку? О ком рассказали Лисёнку? Каких птиц показали? Что подарили Лисёнку?

Дети: Лисёнку. Дети: Рассказали стихотворение. Рассказали про перелётных птиц. Показали перелётных птиц (ласточка, скворец, лебедь, соловей), чем птицы питаются.

Подарили картинки.

Позитивное настроение. Гордость за себя и других детей.



Воспитатель: Ребята, я предлагаю самим нарисовать перелётных птиц и подарить своим друзьям.

Дети: Да. Нарисуем!

Желание детей развивать сюжет дальше.