Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности по ознакомлению с окружающим миром
Тема: "Перелётные птицы"
г.Лабытнанги
МАДОУ "Ромашка"
Автор: Носова Н.А. - воспитатель
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое.
Вид занятия: интегрированное.
Формы образовательной деятельности: групповая.
Цель: Закрепление у детей знаний о перелётных птицах, о том почему птицы улетают. Создание условий для формирования устойчивого интереса к окружающей природе.
Задачи: 1.Коррекционно - развивающие: Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между перелётом птиц и наличием корма, изменениями состояния погоды; умение анализировать; формировать у детей целостный образ - учить самостоятельно складывать разрезные картинки из частей в одно целое; развивать наблюдательность, активный и пассивный словарь, слуховое внимание, внимание, память, мышление.
2.Коррекционно - образовательные:
Продолжать учить детей рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицу, называть перелётных птиц, чем они питаются, почему они улетают, 3.Воспитательные: продолжать формировать умение работать в коллективе; воспитывать усидчивость, умение слушать воспитателя и ответы других детей.
Предварительная работа: Просмотр презентации "Перелётные птицы", работа с карточками "Птицы", д./и "Кто где живёт и чем питается", разучивание стихотворения (мнемотаблица) "Опустел скворечник...", работа с разрезными картинками "Птицы", знакомство со строением птиц, интерактивная игра "Перелётные птицы".
Индивидуальная работа: материал подобран с учетом степени усвоения детьми.
Словарная работа: "перелётные птицы"; названия птиц - скворец, ласточка, кукушка, лебедь, "насекомые".
Планируемый результат: способность детей находить и называть перелётных птиц, называть причину их отлёта, умение детей работать с ИКТ. Взаимодействие детей с педагогом и между собой во время работы.
Оборудование: ИКТ: музыка Ф.Шопен "Осенний вальс", интерактивная игра "Перелётные птицы", стихотворение (мнемотаблица) "Опустел скворечник", Лисёнок, разрезные и целые картинки птиц (кукушка, лебедь, скворец, ласточка), таблица "Птицы", и картинки к ней, книга "Птицы".
Содержание НОД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Звучит музыка: Ф.Шопен "Осенний вальс"
Дети сидят на стульчиках и смотрят видеоряд под музыку.
Приходит Лисёнок.
Воспитатель: К нам пришёл наш друг Лисёнок. Поздороваемся с ним!
Дети: встают в круг и произносят приветствие: "Встали дети, встали в круг, ты мой друг и я твой друг. Ты хороший, я хороший, друг на друга не похожи!"
Проблемная ситуация. Планирование решения проблемы.
Воспитатель: Ребята, Лисёнок говорит, что в лесу стало меньше птиц, а на озере куда он бегал охотиться нет лебедей и уток. Лисёнок не поймёт почему их нет.
Лисёнок, сейчас время года осень, стало холодно и есть птицы которые улетают в тёплые края. Таких птиц называют перелётными. А какие птицы улетают и почему мы с ребятами тебе расскажем. Расскажем ребята?
Ответы детей: Да.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Лисёнок, садись. Ребята даже стихотворение знают про перелётных птиц. А рассказывать они будут его по картинкам.
Дети: рассказывают стихотворение по мнемотаблице "Опустел скворечник...".
Воспитатель: Вот и скворечник опустел. Ребята, кто улетел из скворечника?
Дети: скворец.
Воспитатель: Какие ещё птицы улетают в тёплые края?
Дети: ласточка, кукушка.
Воспитатель: Ребята, куда осенью улетают птицы?
Дети: в тёплые края. Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: им кушать нечего, холодно.
Воспитатель: Лисёнок, сейчас ребята даже покажут тебе какие птицы улетают и почему.
ИКТ. Интерактивная игра "Перелётные птицы"
Воспитатель: Ребята, выбираем только перелётных птиц. (первый слайд)
Дети: по одному подходят и на мониторе ставят картинку с перелётной птицей и называют её. Воспитатель: Молодцы всё правильно сделали! Воспитатель: Чем питаются лебедь? Скворец? Кукушка? Ласточка? (второй слайд)
Дети: по одному подходят и на мониторе ставят соответствующую картинку (рыбка, насекомые) Воспитатель: Почему птицам приходиться улетать?
Дети: насекомых нет, вода замерзает - нельзя поймать рыбку, насекомых нет, холодно.
Воспитатель: Молодцы. Как хорошо всё Лисёнку показали и рассказали. Надо Лисёнку подарить картинки перелётных птиц, чтобы он их запомнил. Подарим? Дети: Да, подарим!
(переходят к столам на которых лежат разрезные картинки с изображением птиц: скворец, соловей, ласточка). Воспитатель: Что такое? Ветер раскидал наши картинки. Что нам теперь делать? Дети: надо сложить, соединить.
Воспитатель: Правильно. Надо сложить картинки и подарить Лисёнку.
(Каждый ребёнок получает своё задание).
Воспитатель: Какие молодцы! Все справились.
Заключительная часть.
Пора подарить Лисёнку картинки перелётных птиц.
Дети берут со стола карточки , дарят Лисёнку и называют свою птицу.
Сюрпризный момент Воспитатель: Лисёнок говорит вам спасибо! Он тоже приготовил для вас подарок – книгу «Птицы». Мы её посмотрим, почитаем и ещё больше будем знать о птицах. Дети: говорят Лисёнку спасибо и садятся на стульчики. Итог. Воспитатель: Кому мы сегодня помогли? Дети: Лисёнку. Воспитатель: Как мы помогли Лисёнку? О ком ему рассказали? Дети: Рассказали про перелётных птиц. Воспитатель: Про каких перелётных птиц? Дети: (ласточка, скворец, лебедь, соловей) Воспитатель: Что подарили Лисёнку? Дети: Картинки с птицами (называют кто какую птицу подарил) Воспитатель: Вы такие молодцы! Поделились своими знаниями о перелётных птицах с Лисёнком!