Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово 2021 г.
Конспект открытого занятия по теме «Русская гончарная утварь.
Горшок – кашпо. Лепка способом формовки по болванке»
Крутикова Елена Викторовна педагог дополнительного образования. Объединение декоративно- прикладного искусства «Нериаж»
Форма проведения: практическая работа.
Вид занятия: изучение нового материала.
Цель:
- Формирование у обучающихся представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды
- Продолжение изучения способов ручной лепки - формовка сосуда по одной (модифицированной) болванке
- Совершенствование навыков работы с глиной
- Развитие творческого воображения детей.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепление навыков работы техникой отщипывания.
- Создание сосуда круглой формы по одной простой или модифицированной болванке.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности, творческого мышления
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие творческих способностей учащихся и реализация индивидуальных интересов учащихся
Воспитательные:
- Уважение к творческому наследию народных мастеров
- Воспитание аккуратности, трудолюбия, уважения к своему и чужому труду
- Воспитание бережного отношения к инструментам и материалам, своим и чужим работам.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный, индивидуальная работа.
Оборудование занятия: образцы изделий, выполненные в технике отщипывания формовкой по болванке; комплект материалов и инструментов для работы (глина, тряпки, тарелки в качестве болванок, стеки, петельки, полиэтилен для болванок); подставки.
Время выполнения: 45 мин.
План занятия.
Организационная часть.
II. Постановка художественной задачи.
III. Работа в материале.
IV. Итог занятия.
Ход занятия.
I. Организационный момент (2 мин.) Проверка посещения учащихся и подготовки к занятию, размещение учащихся за рабочими местами и готовность рабочего места.
II. Сообщение задачи и учебного материала (10 мин.)
Теоретическая часть:
Кашпо́ — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.
Начало создания такой «гончарной утвари» берёт своё начало в глубине веков – в древнем Китае. В те времена мастера вручную изготавливали вазы для цветов. Материалом служили глина и фарфор, а оригинальности придавала изящная роспись. Но у таких изделий был существенный недостаток: от постоянного контакта с влажной средой вазы-горшки покрывались плесенью, по краям образовывались выщербины и сколы. Цветы приходилось часто пересаживать, от чего нежные растения очень страдали.
Решение нашли во Франции: именно здесь придумали скрывать невзрачные горшки внутри специальных ваз, изготовленных из недорогих материалов и легко поддающихся мойке. Название изделия имеет французские корни и означает «прятать горшок».
Встречаются кашпо из пластика, плетёные, керамические и т.д.
Лепка кашпо из глины – задача сегодняшнего занятия.
Наш рабочий материал - местная глина, как и в давние времена, не слишком жирная, чтобы изделие имело минимум повреждений после высыхания.
Ранее, да и сейчас некоторые глины обезжиривали (слишком жирная глина давала трещины), добавляли песок, шерсть животных,дресву (истолчённый речной камень) пух камыша, перемешивали с тощей и др..Иногда гончары брали глину взаймы друг у друга, отрабатывали за глину или платили за неё (спрос на неё был очень большой). Как запасали и где? (Далеко копища на целый год вперёд, на глубине, рассыпали в отдельной избе на полу, топтали ногам до полутора часов. Оставляли и на морозе).
Мы узнали, что форма кашпо повторяет форму горшка, поэтому мы будем основываться на его силуэт, выбирать нужную форму и способ создания изделия.
Вспомним виды горшка и его предназначение.
Этой глиняной посудой пользовались для приготовления пищи, хранения жидких и сыпучих продуктов, транспортировки.
Это были горшки одинарные или сдвоенные между собой, небольших размеров, ёмкостью до 1 литра всегда с ручкой для удобства ношения пищи на расстояние.
Горшок имеет округлое хорошо выпуклое тулово на широком основании и с широкой горловиной. Высота горшка доходила до 30 см, диаметр горла до 25 см, максимальная окружность тулова до 58 см.
Тулово кашпо повторяет строение тулова горшка, а его ручка будет служить и по прямому назначению и отражать характерные особенности его стиля - например вид животного.
Некоторые сосуды делались в два приёма: сначала одну половину сделают – нижнюю, а другую на следующий день, чтобы «сосуд не сел».
Мы учитываем эту особенность глины и заранее вылепили отдельные части сосуда – головы. Так как голова крупнее стенок горшка, которые высохнут быстрее крупных элементов и могут дать трещины в местах присоединения.
III. Работа в материале (30 мин.)
Практическая часть:
Наше изделие не будет иметь плечиков, в этом и будет отличие кашпо от горшка, зато их нижняя базовая часть похожа.
Сосуд, имеющий шарообразную форму, плечики плавно переходят в горловину и горшок с очень крутыми плечиками, мало выраженным округлым туловом, резко сужающемся к донной части.
Оба вида этого гончарного изделия схожи строением нижней его части, поэтому не взирая на силуэт верхней части выбранного изделия выбираем технику лепки по болванке. В качестве болванки берём тарелку, имеющую форму полусферы.
Заготавливаем шарики диаметром 3-4 см.
Взятую болванку оборачиваем пакетом во избежании прилипания стенок сосуда к тарелке.
Укладываем раскатанные шарики внутрь тарелки плотно друг к другу. Примазываем их друг к другу после каждого очередного шара, предварительно стиснув между собой.
Рекомендации: чем меньше воздуха между шариками будет, тем крепче стенки тулова.
Обточить стенки нижней части тулова изнутри стеком или другим подходящим предметом .
Вытащить вылепленную часть тулова горшка из тарелки и перевернуть. Заполнить промежутки между шариками жгутиками, небольшими кусочками глины .
Заглаживаем поверхность. Затирающие действия пальца должны быть направлены по дуге. Толщину стенок горшка оставлем не менее 1 см.
Тулово данного вида горшка в верхней его части сужается, поэтому делаем выточки для получения плечиков у нашего кашпо.
Сожмём выкроенную часть у плечиков и соединим между собой отдельные детали в одну общую линию. Смажем места стыков шликером. Получаем плечики сосуда.
Таким образом к взятому нами способу лепки по болванке добавляется метод конструирования.
Формирование губ у сосуда можно игнорировать, так как завершающая верхняя часть его заключается в лепке и присоединении характерной особенности выбранного типа кашпо – головы или хвоста выбранного животного.
Подведение итогов. (3 мин.)
Работы расставляются на столе, рассматриваются и обсуждаются коллективно.
Вопросы:
- По какой причине заранее вылеплены отдельные элементы кашпо?
- Как необходимо производить сушку гончарного изделия? (можно укутывать тонкие детали изделия плёнкой на некоторое время)
- Причины появления трещин?