СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия в старшей группе "Фиалка"- "Знатоки русского народного творчества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: формировать связную речь детей посредством устного народного творчества

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в старшей группе "Фиалка"- "Знатоки русского народного творчества".»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок».













Конспект открытого занятия в старшей группе «Фиалка»- «Знатоки русского народного творчества».









Подготовила воспитатель: Макеева Л.В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знатоки русского народного творчества».



Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Художественно – эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Цель: формировать связную речь детей посредством устного народного творчества.

Образовательные задачи:

- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (дразнилки, потешки, загадки, заклички,, поговорки, небылицы, насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши, прибаутки, сказки);

- закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.

Развивающие задачи:

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных произведений

- развивать логическое мышление при использовании пословиц и поговорок, - развивать интеллектуальные способности и связную речь при отгадывании пословиц с помощью карточек Друдлы

-обогащать и активизировать словарь детей

-развивать речевую активность и инициативу,стремление вступать в речевое общение

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и интерес к  народному творчеству;

- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;

- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;

- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, драматизация.

Словарная работа:

обогащение –  насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши, касатушки, с великой милостью.

активизация – лукошко, дразнилки, потешки, заклички, поддевки.

Материалы и оборудование:

• большой камень с надписью;

• замок,сундучок

• карточки с заданиями;

• ключик в футляре из – под «Киндера – сюрприза»;

•Презентация к занятию с заданиями.

•камушки

• кувшин с водой

• флэшка с аудиозаписью русских народных песен

Предварительная работа:

домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;

игра дидактическая «Исправь ошибку»;

игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;

разгадывание сказочных загадок;

разучивание малых фольклорных тем по теме;

разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;

инсценировки по сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк", "Волк и 7козлят»,»Лисичка со скалочкой».

разучивание считалок,скороговорок.

раскрашивание раскрасок «Любимые сказки».

Дети и воспитатель входят под музыку и встают полукругом.
Дети поют.
У нас сегодня день чудес
У нас радость до небес
К нам гости пришли
Дорогие пришли.
Чтение детьми закличек.
Добрый день гости званные и желанные!
Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем!
Воспитатель:-ребята, мы с вами очень много трудились и получили большие знания о русском фольклере, можно сказать что вы знатоки русского народного творчества, поэтому я сегодня для вас приготовила подарок.

Вы же гостинцы да подарочки любите?

Дети: (Да)

Воспитатель:- подарок мой здесь в сундуке… А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин?

(Раздается голос бабы Яги.)

- Все забыли про меня

Говорят вы знатоки народного творчества

Знаете заклички, игры русские

Дразнилки, небылицы,сказки

Проучу я вас! АГА!

Ключ найдёте вы в посуде,

Трогать вам его покуда

Запрещаю вам. Б-Яга.

PS:

Кто коснётся той посуды -

Превращу тот час в верблюда.

Кто коснётся той посудки –

Тот проспит целые сутки.

Кто воды коснётся в ней -

Будет злой, как мой Кощей.

Воспитатель:- Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! Дети, как же нам быть?

Дети: нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт.

Воспитатель:- А вот какой большой камень! Но он в кувшин не поместится. На нём что –то написано:

В страну фольклера пойдёте,

Много камушков найдёте –

За ответ правильный –

Получите камушек маленький.

Налево – в яму попадете

Направо – совсем пропадете

Прямо – игру заведете, народ расмешите.

Воспитатель: А что это такое игру заводить, народ смешить.

Дети: Это приметы, потешки, заклички, дразнилки, небылицы, насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши рассказывать).»Дети выбирают направление прямо».

Воспитатель: отправляемся в страну фольклера, чтобы выполнить все задания.

Воспитатель: Не замерзли в дороге ребята? Или жарко кому?

Дети:Нет

Воспитатель: Вот мы и в стране фольклера, ребята, чтобы найти все задания нам нужна помощь, я кажется знаю кто нам может помочь. Отгадайте загадку:

По тарелке катится чудо наливное

Яркое, блестящее ,вкусное такое

Съесть нельзя , иначе волшебство уйдет

И изображение сразу пропадет.

Дети: это наливное яблочко и серебряное блюдечко.

Воспитатель: правильно . Надо только вспомнить волшебные слова.

Дети: Яблочко наливное по блюдечку катись, первое задание покажи.

Воспитатель:-

1)- Вот первое задание«Весенняя картинка». Ребята какое время года на картинке.

Дети:- Весна. Тает снег, появились первые цветы подснежники.

Воспитатель: Сама весна пришла или кто звал её?

Дети:Мы звали, заклички кричали.

- А кто закличку весеннюю скажет, тот и камушек получит.

Заклички про весну.

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

- Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

Воспитатель: первый камушек есть. Что же еще нам блюдечко покажет, наливное яблочко по блюдечку катись,

пусть зашумят леса и пойдут чудеса,

а в лесной избушке затопится печь

пироги покушайте, пословицы послушайте.

А пословицы зашифрованные их нужно разгадать, а где же карточки найти, Дети: подсказка на яблочке, карточки за елочкой.

Дети выбирают карточки, которые соответствуют данной пословице.
Дети:
1. Что посеешь, то пожнешь!
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3. Без труда и отдых не сладок.
4. Умелые руки не знают скуки.
5. Долог день до вечера, если делать нечего.
6. Была бы охота, будет ладиться и работа.
7. Труд человека кормит, а лень портит.

8.Кончил дело, гуляй смело.

Воспитатель: еще камушек получили.
Воспитатель:
Хороша была игра, позабавила меня. Наливное яблочко по блюдечку катись , задание покажись. Потешки.

Дети:
1. Долгоногий журавель
На мельницу ездил
Диковину видел
2. Коза муку мелет
Козел засыпает
3. А маленькие козлятки
Муку выгребают
4. А барашки – круты рожки
В дудочки играют..

Старый заяц сено косит, а лиса сгребает

Муха сено к возу носит, а комар кидает

Довезли до сеновала

С воза муха закричала, на чердак я не пойду

Я оттуда упаду

Ноженьку сломаю, буду я хромая.
Воспитатель: молодцы заработали еще камушек, наливное яблочко по блюдечку катись , задание покажи.

Воспитатель: Еще одно задание, вспомните интересные поддевки и остроты
Поддевки и остроты-это что.

Дети: Поддевки — это веселые шутки-балагурки, средство забавы.
ребенок: -Федул, а Федул

Чего губы надул?

ребенок: - Да кафтан прожег…

ребенок: - А зашить можно?

ребенок: - Да иглы нет!

ребенок: - А велика ли дыра?

ребенок: - Да один ворот остался!

*********

ребенок: - Эй, Фома, что из леса нейдешь?

 - Да медведя поймал.

 - Да веди его сюда!

 - Да нейдет!

 - Так сам иди!

 - Да он меня не отпускает!

********
Дети:
Тень, тень, потетень
Выше города плетень
За плетнем изба
На избе труба, за порогом лебеда
На лебеде лавка , а на лавке ……….. (рассматривают)
Ребенок:
Да это Дрёма!
Дети:
Ах ты Дрема полно спать
Выходи ребят встречать!
Дрема: А девочки пришли?
Все: Пришли!
Дрема: А мальчики пришли?
Все: Пришли!
Дрема:
Довяжу я рукавицы, нашим да девицам (засыпает).
Все:
Полно Дрема тебе спать
Пора Дремушка вставать. Да задание выполнять.

Воспитатель: а какое задание спросим у яблочка с блюдечком.

дети произносят волшебные слова, на экране картинка «Русская народная игра».

Дети: вставай дрема, пошли в горелки играть.

Дети выбирают считалкой воду.

Катится яблочко с крутой горы , кто поднимет тот уйди.

Проводится п/игра «Горелки».

Воспитатель: молодцы знаете народные игры, вот еще вам камушек

Игра «Яблочко» (ты катись яблочко прямо по рукам, у кого окажешься тот скороговорку скажет нам).
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Петр Петру пек пироги.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
4. У ежа и елки иголки колки.
5. На возу лоза, а у воза коза.
6. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

7.На дворе трава, на траве дрова.

8. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

9.У четырех черепашек, четыре черепашонка.

Еще получили камешек.
Воспитатель: опять обратимся за помощью к блюдечку с яблочком.

Воспитатель и дети проговаривают волшебные слова.

Воспитатель:– А вот следующее задание «Чья - то голова да ушки на макушке. - Странное задание, просто наказание! Карточку смотрю, понять хочу. Всё вверх дном, не понятно: сказка о ком?

Дети: это сказка «Лисица сестрица и серый волк».

Воспитатель: Докажите.

Дети: На первой карточке это голова лисы, на второй косточки от рыбы, которую съела лиса, а на третьей хвост волка в проруби.

Воспитатель: если вы правильно отгадали , то сказка появится .

Лиса: Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк:  Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса:  Где был?

Волк:  На рынке.

Лиса:  Что купил?

Волк:  Свининки.

Лиса:  Сколько взяли?

Волк:  Шерсти клок…Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке.

Лиса:  Кто отгрыз?

Волк:  Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса:  Рыбку в проруби ловила. Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)

Волк:  Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса:  Так поймай, я научу.Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке. Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй: - Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк:  Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.

Воспитатель: и сказки умеете играть, еще камушек получите. Ребята мы справились со всеми заданиями, получили камушки, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем блюдечку и яблочку спасибо за помощь.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Вот мы и в саду.

Дети возвращаются к столу с сундуком и кувшином. Поочерёдно помещают камешки.

В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком или поплавок, на котором прикреплен ключ от сундука.

Воспитатель:- Надо на всякий случай сказать волшебные слова.

Пальчиковая игра «Замок»

(Дети выполняют движения под стихи):

За морями, (движения пловца)

За горами, (руки вверх)

За железными столбами (кулак на кулак)

На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)

На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)

Ты за ключиком иди (ходьба)

И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).

(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).

Воспитатель:- Завершилось наше путешествие.

Желаю вам«Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».