Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Колосок».
Конспект открытого занятия в старшей группе «Фиалка»- «Знатоки русского народного творчества».
Подготовила воспитатель: Макеева Л.В.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знатоки русского народного творчества».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать связную речь детей посредством устного народного творчества.
Образовательные задачи:
- дополнить знания детей о жанрах народного фольклора (дразнилки, потешки, загадки, заклички,, поговорки, небылицы, насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши, прибаутки, сказки);
- закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.
Развивающие задачи:
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных произведений
- развивать логическое мышление при использовании пословиц и поговорок, - развивать интеллектуальные способности и связную речь при отгадывании пословиц с помощью карточек Друдлы
-обогащать и активизировать словарь детей
-развивать речевую активность и инициативу,стремление вступать в речевое общение
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и интерес к народному творчеству;
- воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору;
- формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;
- воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, драматизация.
Словарная работа:
обогащение – насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши, касатушки, с великой милостью.
активизация – лукошко, дразнилки, потешки, заклички, поддевки.
Материалы и оборудование:
• большой камень с надписью;
• замок,сундучок
• карточки с заданиями;
• ключик в футляре из – под «Киндера – сюрприза»;
•Презентация к занятию с заданиями.
•камушки
• кувшин с водой
• флэшка с аудиозаписью русских народных песен
Предварительная работа:
домашний просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки;
игра дидактическая «Исправь ошибку»;
игры – драматизации по мотивам русских народных сказок;
разгадывание сказочных загадок;
разучивание малых фольклорных тем по теме;
разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»;
инсценировки по сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк", "Волк и 7козлят»,»Лисичка со скалочкой».
разучивание считалок,скороговорок.
раскрашивание раскрасок «Любимые сказки».
Дети и воспитатель входят под музыку и встают полукругом.
Дети поют.
У нас сегодня день чудес
У нас радость до небес
К нам гости пришли
Дорогие пришли.
Чтение детьми закличек.
Добрый день гости званные и желанные!
Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем!
Воспитатель:-ребята, мы с вами очень много трудились и получили большие знания о русском фольклере, можно сказать что вы знатоки русского народного творчества, поэтому я сегодня для вас приготовила подарок.
Вы же гостинцы да подарочки любите?
Дети: (Да)
Воспитатель:- подарок мой здесь в сундуке… А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин?
(Раздается голос бабы Яги.)
- Все забыли про меня
Говорят вы знатоки народного творчества
Знаете заклички, игры русские
Дразнилки, небылицы,сказки
Проучу я вас! АГА!
Ключ найдёте вы в посуде,
Трогать вам его покуда
Запрещаю вам. Б-Яга.
PS:
Кто коснётся той посуды -
Превращу тот час в верблюда.
Кто коснётся той посудки –
Тот проспит целые сутки.
Кто воды коснётся в ней -
Будет злой, как мой Кощей.
Воспитатель:- Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! Дети, как же нам быть?
Дети: нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт.
Воспитатель:- А вот какой большой камень! Но он в кувшин не поместится. На нём что –то написано:
В страну фольклера пойдёте,
Много камушков найдёте –
За ответ правильный –
Получите камушек маленький.
Налево – в яму попадете
Направо – совсем пропадете
Прямо – игру заведете, народ расмешите.
Воспитатель: А что это такое игру заводить, народ смешить.
Дети: Это приметы, потешки, заклички, дразнилки, небылицы, насмешки, потехи, забавы, шутихи, розыгрыши рассказывать).»Дети выбирают направление прямо».
Воспитатель: отправляемся в страну фольклера, чтобы выполнить все задания.
Воспитатель: Не замерзли в дороге ребята? Или жарко кому?
Дети:Нет
Воспитатель: Вот мы и в стране фольклера, ребята, чтобы найти все задания нам нужна помощь, я кажется знаю кто нам может помочь. Отгадайте загадку:
По тарелке катится чудо наливное
Яркое, блестящее ,вкусное такое
Съесть нельзя , иначе волшебство уйдет
И изображение сразу пропадет.
Дети: это наливное яблочко и серебряное блюдечко.
Воспитатель: правильно . Надо только вспомнить волшебные слова.
Дети: Яблочко наливное по блюдечку катись, первое задание покажи.
Воспитатель:-
1)- Вот первое задание: «Весенняя картинка». Ребята какое время года на картинке.
Дети:- Весна. Тает снег, появились первые цветы подснежники.
Воспитатель: Сама весна пришла или кто звал её?
Дети:Мы звали, заклички кричали.
- А кто закличку весеннюю скажет, тот и камушек получит.
Заклички про весну.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
- Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Воспитатель: первый камушек есть. Что же еще нам блюдечко покажет, наливное яблочко по блюдечку катись,
пусть зашумят леса и пойдут чудеса,
а в лесной избушке затопится печь
пироги покушайте, пословицы послушайте.
А пословицы зашифрованные их нужно разгадать, а где же карточки найти, Дети: подсказка на яблочке, карточки за елочкой.
Дети выбирают карточки, которые соответствуют данной пословице.
Дети:
1. Что посеешь, то пожнешь!
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3. Без труда и отдых не сладок.
4. Умелые руки не знают скуки.
5. Долог день до вечера, если делать нечего.
6. Была бы охота, будет ладиться и работа.
7. Труд человека кормит, а лень портит.
8.Кончил дело, гуляй смело.
Воспитатель: еще камушек получили.
Воспитатель:
Хороша была игра, позабавила меня. Наливное яблочко по блюдечку катись , задание покажись. Потешки.
Дети:
1. Долгоногий журавель
На мельницу ездил
Диковину видел
2. Коза муку мелет
Козел засыпает
3. А маленькие козлятки
Муку выгребают
4. А барашки – круты рожки
В дудочки играют..
Старый заяц сено косит, а лиса сгребает
Муха сено к возу носит, а комар кидает
Довезли до сеновала
С воза муха закричала, на чердак я не пойду
Я оттуда упаду
Ноженьку сломаю, буду я хромая.
Воспитатель: молодцы заработали еще камушек, наливное яблочко по блюдечку катись , задание покажи.
Воспитатель: Еще одно задание, вспомните интересные поддевки и остроты
Поддевки и остроты-это что.
Дети: Поддевки — это веселые шутки-балагурки, средство забавы.
ребенок: -Федул, а Федул
Чего губы надул?
ребенок: - Да кафтан прожег…
ребенок: - А зашить можно?
ребенок: - Да иглы нет!
ребенок: - А велика ли дыра?
ребенок: - Да один ворот остался!
*********
ребенок: - Эй, Фома, что из леса нейдешь?
- Да медведя поймал.
- Да веди его сюда!
- Да нейдет!
- Так сам иди!
- Да он меня не отпускает!
********
Дети:
Тень, тень, потетень
Выше города плетень
За плетнем изба
На избе труба, за порогом лебеда
На лебеде лавка , а на лавке ……….. (рассматривают)
Ребенок:
Да это Дрёма!
Дети:
Ах ты Дрема полно спать
Выходи ребят встречать!
Дрема: А девочки пришли?
Все: Пришли!
Дрема: А мальчики пришли?
Все: Пришли!
Дрема:
Довяжу я рукавицы, нашим да девицам (засыпает).
Все:
Полно Дрема тебе спать
Пора Дремушка вставать. Да задание выполнять.
Воспитатель: а какое задание спросим у яблочка с блюдечком.
дети произносят волшебные слова, на экране картинка «Русская народная игра».
Дети: вставай дрема, пошли в горелки играть.
Дети выбирают считалкой воду.
Катится яблочко с крутой горы , кто поднимет тот уйди.
Проводится п/игра «Горелки».
Воспитатель: молодцы знаете народные игры, вот еще вам камушек
Игра «Яблочко» (ты катись яблочко прямо по рукам, у кого окажешься тот скороговорку скажет нам).
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Петр Петру пек пироги.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
4. У ежа и елки иголки колки.
5. На возу лоза, а у воза коза.
6. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
7.На дворе трава, на траве дрова.
8. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
9.У четырех черепашек, четыре черепашонка.
Еще получили камешек.
Воспитатель: опять обратимся за помощью к блюдечку с яблочком.
Воспитатель и дети проговаривают волшебные слова.
Воспитатель:– А вот следующее задание «Чья - то голова да ушки на макушке. - Странное задание, просто наказание! Карточку смотрю, понять хочу. Всё вверх дном, не понятно: сказка о ком?
Дети: это сказка «Лисица сестрица и серый волк».
Воспитатель: Докажите.
Дети: На первой карточке это голова лисы, на второй косточки от рыбы, которую съела лиса, а на третьей хвост волка в проруби.
Воспитатель: если вы правильно отгадали , то сказка появится .
Лиса: Ох, устала я, устала –
Возле реченьки гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила!
Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса: Где был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок…Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?
Лиса: Рыбку в проруби ловила. Только хвостик опустила,
Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)
Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)
Лиса: Так поймай, я научу.Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке. Хвост свой в прорубь опускай
И всё время повторяй: - Ловись, рыбка, большая и маленькая.
Волк: Ну, спасибо, Лисавета!
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи.
Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.
Воспитатель: и сказки умеете играть, еще камушек получите. Ребята мы справились со всеми заданиями, получили камушки, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем блюдечку и яблочку спасибо за помощь.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Вот мы и в саду.
Дети возвращаются к столу с сундуком и кувшином. Поочерёдно помещают камешки.
В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком или поплавок, на котором прикреплен ключ от сундука.
Воспитатель:- Надо на всякий случай сказать волшебные слова.
Пальчиковая игра «Замок»
(Дети выполняют движения под стихи):
За морями, (движения пловца)
За горами, (руки вверх)
За железными столбами (кулак на кулак)
На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)
На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)
Ты за ключиком иди (ходьба)
И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).
(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).
Воспитатель:- Завершилось наше путешествие.
Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».