Конспект занятия - путешествия по экологии в детском саду в старшей группе
Конспект открытого занятия в старшей группе «Умники и умницы» «Встреча с мальчишкой Экологишкой»
Цель: Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты.
Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
1. Образовательные.
Закрепить представление детей об экологических проблемах нашей планеты;
обогатить и расширить словарь детей: - экология, вторсырьё, экологическая проблема, катастрофа, приборы, промышленные предприятия, очистные сооружения, загазованность, флисовый, сортировать, перерабатывать.
2.Развивающие.
Развивать любознательность;
творческое воображение;
связную речь, логическое мышление.
3. Воспитательные
воспитывать экологическую культуру;
любовь к природе и бережное отношение к ней;
повторить правила поведения в природе.
Предшествующая работа: наблюдение за окружающей средой (изменения, происходящие в ней). Чтение рассказов и стихотворений на экологическую тему. Рассматривание иллюстраций об экологических проблемах.
Материалы и оборудование: письмо, глобус, три контейнера (пластмасса), мусор (банки из пластика, жестяные, стеклянные, отходы жизнедеятельности), марля, пластиковые стаканы, воронки, восковые карандаши и листки бумаги на каждого ребенка или ватман , папка для жалобной книги, листки с мусором, и т. д.( напечатанные правила), загрязненная вода.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей красивой планете. Как она называется?
Дети. Земля.
(включаю глобус у стола, он светится)
Что это?
Д.Макет нашей Земли или модель в уменьшенном виде.
В. Посмотрите, какая красивая наша планета, какого цвета больше на глобусе?
Д. Голубого, зеленого.
В. Нашу планету так и называют – голубая. Что обозначает голубой цвет?
Д. Моря, океаны, реки.
В. Зеленый?
Д. Леса, Поля.
В. Желтый и коричневый?
Д. Горы, степи, пустыни, плоскогорья.
В. Да, наша планета очень красивая, на ней много прекрасных мест, лесов и гор.
( показываю разные картинки, иллюстрации).
( стук в дверь)
– Эта группа «Умники и умницы». Вам пришло письмо.
В. Спасибо .Давайте, ребята узнаем , кто это нам прислал по почте письмо, именно в нашу группу.
(Воспитатель вскрывает конверт и читает содержимое письма детям)
«Дорогие дети группы «Умники и умницы»! Моя тётушка Экология просит Вас о помощи! Человек всё больше и больше засоряет природу и окружающий мир, губит животных и деревья! Пожалуйста, помогите нам найти решение этих проблем»
Подпись: Мальчишка-Экологишка.
Воспитатель: Дети, вместе с письмом о помощи, она просит нас составить Жалобную Книгу Природы. Попробуем это сделать.
(Открываем первый лист( у доски лежит этот листок ) - проблему о мусоре). Как вы думаете, что до нас хотела донести тётушка Экология этим рисунком?
дети: Человек очень много выбрасывает мусора, тем самым загрязняя природу.
Воспитатель: Правильно! А как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы мусора на нашей планете стало меньше?
дети: Надо собирать мусор и перерабатывать как вторсырье.
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, что мусор можно разделять и отправлять на вторичную переработку?
дети: Что получается после вторичной переработки?
Воспитатель: Например, из пластиковых бутылок можно сделать флисовыйплед или куртку, а из старой бумаги можно получить новую бумагу. Для этого мусор нужно сортировать раздельно, это как? Так уже делают за границей, в других странах.
дети: Надо сортировать стекло со стеклом, бумагу с бумагой, металл с металлом.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас в этом потренироваться. ( выходят к доске 3 человека или разделимся на группы по несколько человек , на столах стоят три контейнера )
Дети, на каждом контейнере подписано, какой мусор туда надо положить. (Контейнеры с надписями – бумага, пластик, пищевые отходы). Каждая команда должна правильно рассортировать мусор по контейнерам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этой проблемой! Теперь вы знаете, как бороться с мусором. Посмотрим следующую страничку. Что же этой картинкой хотела сказать нам тетушка Экология?
дети: Очень много вырубают деревьев ( этот листок лежит на подоконнике )
Воспитатель: Да, верно. А зачем нам вообще нужен лес и другие зеленые насаждения?
дети: Лес нужен животным, в лесу растут грибы и ягоды, древесина нужна человеку для строительства, лес выделяет кислород, которым мы дышим.
Воспитатель: Какие молодцы, все знаете. И как же нам помочь природе?
дети: Сажать новые деревья – саженцы.
Воспитатель: Конечно! Попробуйте этой весной в деревне, на даче, или около своего дома , где вы живете, с родителями посадить новые молодые саженцы.
Воспитатель: А какое Ваше любимое дерево? Попробуйте его нарисовать. (Выдаю детям материал для рисования – восковые карандаши или пеналы с карандашами, листки бумаги). Дети рисуют деревья. – в конце занятия можно провести это .
Дети выходят с готовыми рисунками и рассказывают, какое дерево у них нарисовано.
Воспитатель: Замечательно! Посмотрим, какой красивый и разнообразный лес у нас получился! Эти рисунки мы отправим тётушке Экологии, она будет рада!
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем и ответим на занимательные вопросы.
( как физкультминутка провести)
1.Назовите перелетных птиц нашего края? Что они осенью делают? ( давайте и мы как птички полетаем, улетим , сейчас же осень)
2.Какие животные впадают в спячку? ( покажите на коврике, как они спят)
3.Какая ягода заменяет лимон?
4.Какая птица охотится ночью?( изображают охоту совы)
5.Как готовится к зиме белка?( ловко скачет и собирает орехи и шишки)
6.Как готовится к зиме заяц?
Воспитатель: Следующая страница в жалобной книге – как вы думаете?
дети: Это загрязнение воды- ( листок лежит на столе изодеятельности)
Воспитатель: Как человек загрязняет воду?
дети: Бросают в реки мусор, с заводов стекают химические отходы.
Воспитатель: Да, верно, а можно ли пить воду прямо из речки?
дети: Воду из речки пить нельзя.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что она грязная. В таких реках нельзя ловить рыбу, она отравленная, купаться тоже нельзя, можно заболеть. Даже моря сейчас загрязнены. От этого страдают животные, гибнет рыба, дельфины и киты выбрасываются на берег, так как им нечем дышать и нечего есть. Все это сказывается и на человеке: загрязненные растения, овощи, фрукты. Питаясь такими продуктами, люди болеют.
Воспитатель: Да, питьевая вода поступает к нам в кран после очистки на очистных сооружениях, но все равно можно пить только кипяченую воду! Хотите мы с вами сейчас проведем опыт и попробуем сами очистить воду от грязи, это очень пригодится, если вы пойдёте в поход и захотели пить, но вода грязная.
Воспитатель: Проведём опыт очистки воды с помощью марли.
Дети проводят опыты по очистке воды:
очищают воду с помощью нескольких слоёв марли.
Воспитатель: Молодцы! С помощью этих опытов, мы хоть немного, но помогли природе. У нас осталась последняя страничка в жалобной книге. Какая же проблема здесь изображена?
дети: Загрязнение воздуха.
( листок лежит на журнальном столике)
Воспитатель: Каким же образом люди загрязняют воздух?
дети: Дым от заводов, выхлопные газы машин.
Воспитатель:Загрязненный воздух , попадая в легкие человека, тоже отравляет организм. И будет все хуже и хуже , пока люди не поймут , что нельзя так больше относиться к природе и не остановятся. Поэтому ученые – экологи следят , чтобы заводы и фабрики очищали свои отходы и не выбрасывали их в реки. Чтобы люди не вырубали бездумно леса, ведь лес – это легкие нашей планеты. Почему лес так называют?
А вот по этой проблеме я предлагаю дома вместе со взрослыми придумать и нарисовать рисунки, как можно уменьшить загрязнение воздуха. Что, например, можно придумать?
дети: Машины будут ездить не на бензине, а на электричестве, на заводах будут устанавливать специальные уловители грязи.
Воспитатель: Дети, когда вы принесете свои рисунки, мы их вложим в Жалобную книгу и отправим тётушке Экологии.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, чем мы сегодня занимались?
дети: Мы учились сортировать мусор, рисовали деревья, очищали воду, придумывали как можно очистить воздух.
Воспитатель: Да, мы решали экологические проблемы. Вы все очень постарались, будем надеяться, что мы помогли тётушке Экологии и мальчишке-Экологишке, как решать экологические проблемы в нашем городе и на всей планете.
В. Ребята, а как вы думаете, только ли экологи должны охранять природу? Как вы можете им помочь?
Д. Бережно и аккуратно относиться к природе, животным, соблюдать чистоту. Делать кормушки, кормить птиц зимой, не ломать ветки на участке .
В. А сейчас ребята у нас вами последнее самое ответственное задание . давайте с вами придумаем для нашего детского садика правила по охране природы.
Не сорить!
Не рвать растения, не топтать их.
Не ломать ветки, бережно относиться к деревьям!
Не давить насекомых и дождевых червей!
Подкармливать птиц зимой и весной. Сооружать кормушки.
Бережно относиться к воде в группе и дома, выключать кран.
В группе и на участке ухаживать за растениями, сажать цветы, сажать с родителями деревья.
Молодцы! Эти правила мы напечатаем и дадим всем группам, чтобы ребята знали, как нужно относиться к природе, чтобы у нас не произошлоэкологической катастрофы, не случилось беды.( показать плакаты на экологическую тематику можно в конце занятия)






Рекомендуем посмотреть: