ГБОУ Школа 587
Воспитатель Самотохина Н. А.
Конспект по экологии в подготовительной группе
«Птицы прилетели»
Цели:
- закрепление у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- расширение словаря
Задачи:
- повторить, уточнить и расширить знание детей о птицах на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
- активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение
Материалы: отрывки из худ. произведений, изображения птиц, мяч для дидактической игры, запись голосов птиц
Ход занятия
I часть
В-ль: Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)
Что происходит весной? (Ответы детей)
Правильно, природа пробуждается –оттаивает и прогревается земля, просыпаются растения, а за ними насекомые; просыпаются и животные.
Назовите мне пожалуйста, какие животные просыпаются после зимней спячки. (Ответы детей)
Молодцы, но сегодня мы поговорим о других живых существах.
О ком, догадайтесь.
Звучит запись птиц.
(Ответы детей)
Всё правильно. Это птицы. Узнали голоса?
Ребята эту запись нам прислал наш добрый друг - дед Лесовик. А ещё он написал нам письмо.
«Здравствуйте, ребята.
В моём лесу сейчас всё так изменилось. Снег растаял, потекли ручьи, появились подснежники. Прилетели птицы. Звон в лесу стоит от их голосов, но лучше всех поёт соловей, который ещё только в пути.
«Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую
прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников . В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше»
Но и другие птицы в моём лесу хороши. Я хотел показать их, но они спрятались и получались только такие рисунки. Угадайте, где и какие птицы спрятались.
Жду вас в гости!
Ваш дед Лесовик.»
Ребята, чтобы отгадать все загадки деда Лесовика, надо размяться.
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
(движения по тексту)
II часть
В-ль: Ребята, вы разбиваетесь на две команды «Звёздочка » и «Радуга».
Теперь я достаю загадки деда Лесовика, посмотрите, какие интересные картинки (карточки с зашумлённым изображением, где за элементами фона, видны части птицы –клюв, хвост и т.д.). Вам нужно отгадать какие птицы спрятались и рассказать, почему вы так думаете.
Дети отгадывают и объясняют свои отгадки, используя свои знания о таких птицах, как трясогузка, соловей, дятел, жаворонок (внешний вид, условия обитания).
III часть
В-ль: Ребята, вы - молодцы, отгадали всех птиц, хотя это и было сложно.
Теперь вам будет конечно просто отгадать мои загадки.
Встали братья на ходули Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) | Черный, проворный, Кричит: “Крак” Червякам враг. (грач) |
На шесте – весёлый дом, С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец - Он и лётчик, и певец. (Скворец) В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок) | Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) На шесте - веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец - Он и летчик, и певец. (скворец) |
Молодцы!
И в конце нашего занятия, поиграем в игру «Продолжайка», где я начинаю предложение, а вы должны его закончить.
- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
- Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
- Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
- Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов.
Ребята, вы очень старались, молодцы. Сегодня много узнали и вспомнили о наших друзьях - птицах и наш Дедушка Лесовик будет очень рад, что вы так много знаете о природе и любите её.
3