План урока по географии 6 класс е г в. 3,5-04-18 тема Географическая оболочка Земли
Цели урока:
сформировать представление о географической обо- лочке;
выяснить строение и свойства географической обо- лочки;
показать значение географической оболочки для жизни человечества;
выяснить, как размещаются природные комплексы на Земле.
Оборудование: карта полушарий, слайды и рисунки природных комплексов.
Когнитивный компонент урока: географическая обо- лочка, природный комплекс; свойства географической оболочки — целостность, зональность, ритмичность; ши- ротная зональность, природная зона; высотная поясность. Деятельностный компонент урока: приводить при- меры взаимосвязи частей географической оболочки; иметь представление о природном комплексе; давать описание природного комплекса своей местности; вы- явить доказательства существования главных законо- мерностей географической оболочки на основе анализа
тематических карт.
Эмоционально-ценностный компонент урока: подвести учащихся к выводу, что географическая оболочка — дом человечества, который надо беречь; понимать, что геогра- фическая оболочка состоит из более мелких природных комплексов, подчиняющихся общим законам природы.
Работа с учебником: работа с рисунками и понятий- ным аппаратом учебника.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
Где наибольшая концентрация живых организмов в биосфере? Приведите примеры.
Каково значение биосферы для человека?
Продолжите предложение: Биосфера для меня — это ... .
Как человек воздействует на биосферу?
Выберите правильные утверждения:
Растения и животные распространены на Земле равномерно.
В состав биосферы входят только животные ор- ганизмы.
Организмы оказывают большое влияние на зем- ные оболочки.
Хозяйственная деятельность человека может от- рицательно влиять на биосферу.
«Природа содержит в себе как духовные, так и ма- териальные ценности, вызывая в человеке уважение к жизни. Всякая форма жизни уникальна и достойна ува- жения вне зависимости от её ценности для человека». Это слова из Хартии охраны природы. Как вы их понимаете?
Изучение нового материала
Приступая к изучению географической оболочки, учи- тель предлагает учащимся вспомнить, какие оболочки Земли они изучили, как они связаны между собой. Уче- ние о географической оболочке разработал в 30-е гг. XX в. академик А. А. Григорьев. Географическая оболочка уни- кальна, её нет ни у одной из планет Солнечной системы. В ней протекают сложные процессы, которые могут быть нарушены космическими силами, человеческой деятельно- стью.
Разные компоненты (составные части) природы образу- ют так называемые земные оболочки. Это литосфера, ги- дросфера, атмосфера, биосфера. Наконец, выделяют сферу человеческой деятельности — ноосферу (буквально это оз- начает «сфера разума»). Географическая оболочка включа- ет верхние слои литосферы, всю гидросферу, нижние слои атмосферы, биосферу (с почвой) и ноосферу. Все эти обо- лочки взаимосвязаны между собой, проникая друг в дру- га и тесно взаимодействуя. Особенностью географической оболочки является то, что в ней обитает человек, т. е. она создана в сотворчестве природы и людей.
Учитель отмечает, что, по мнению учёных-географов, географическая оболочка простирается до тех пределов, где распространена и активно участвует в природных про- цессах вода (в разных состояниях) и где существуют жи- вые организмы. Географическая оболочка не имеет чётких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географи- ческая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много, но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает наша жизнь.
Географическая оболочка состоит из отдельных частей, или компонентов: горных пород, воздуха, воды, растений, животных, человека, почвы. Взаимодействие этих ком- понентов создаёт природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разнообразие природных комплексов обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные участки Земли, а так- же неоднородностью земной поверхности (наличие гор,
равнин, океанов, материков). Самый крупный природ- ный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пу- стыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живёте. Чем меньше природный комплекс (ландшафт), тем однороднее в нём природные условия. Таким образом, географическая оболочка состоит из разных по масштабам ПТК, которые, как матрёшки, входят один в другой. Относительно круп- ные ПТК называются ландшафтами, более мелкие — мест- ностями, урочищами, фациями.
Важно подчеркнуть, что в наше время почти не оста- лось природных комплексов, не изменённых человеком. Это различные природно-хозяйственные комплексы. Воз- действие человека на ПК может быть положительным, ес- ли, например, люди расчистили родник, провели противо- овражные мероприятия, восстановили вырубленный лес. Однако часто воздействие человека на комплекс может быть отрицательным: сведение лесов, загрязнение почв, атмосферы и гидросферы и т. д.
Затем учащиеся переходят к рассмотрению свойств географической оболочки.
Географическая оболочка обладает особыми свойства- ми, которые отличают её от других оболочек Земли и по- являются вследствие тесного взаимодействия между от- дельными её частями (рис. 113 учебника).

Свойства географической оболочки |
| |
| Зональность | Ри |
В чём же заключается единство и целостность геогра- фической оболочки? Вода, воздух и живые организмы про- никают в верхние слои литосферы. Воды Океана и суши содержат газы и соли, твёрдые частицы литосферы, в них обитают животные и растения. Масса большинства орга- низмов состоит в значительной степени из воды. Почва состоит из живого и неживого вещества. Между разными компонентами географической оболочки постоянно проис- ходит обмен веществом и энергией — круговорот. Одним из ярких проявлений такого обмена является круговорот воды в природе. Любое более или менее существенное изменение
в какой-либо из оболочек рано или поздно приведёт к изме- нению в других оболочках. Учитель предлагает учащимся представить, что в каком-нибудь регионе стало меньше вы- падать атмосферных осадков. Что тогда произойдёт? Уча- щиеся дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отме- чает, что изменится климат этого региона, дефицит воды приведёт к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с их обитателями — животными. Изменится почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сме- нить свою хозяйственную деятельность на этой территории. При недостатке воды человек будет использовать её особен- но активно, и тогда сухость климата будет ещё более воз- растать. Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке.
Знание о том, что географическая оболочка обладает единством и целостностью, используется человеком при освоении территории, при строительстве сооружений. Нам всегда следует предвидеть, что будет с природой, если мы построим водохранилище, осушим болото, вырубим лес на определённой территории.
Другое свойство географической оболочки — ритмич- ность всех происходящих в ней процессов и явлений. О том, как это свойство проявляется, учащиеся читают на с. 167 в учебнике.
Ещё одно важное свойство географической оболоч- ки — её зональность. Причиной проявления зональности является неодинаковое количество тепла, поступающего на Землю. Учитель отмечает, что природные комплексы подчинены закону зональности.
Учитель напоминает учащимся, что в разных широ- тах солнечные лучи падают на земную поверхность под разными углами, в результате чего количество тепла убы- вает от экваториальных широт к полярным. Учитель на- поминает также, что в разных местах планеты выпадает неодинаковое количество атмосферных осадков. Разное сочетание тепла и влаги создаёт на разных широтах не- одинаковые условия для живых организмов. В результате на суше чередуются лесные и безлесные зоны. Например, в умеренных широтах наиболее широко распространены ле- са, так как здесь достаточно для них и тепла, и осадков. Ближе к полюсам тепла для деревьев уже не хватает и на смену лесам приходят тундры. Напротив, в более низких широтах в центральных частях материков тепла достаточ- но, но деревьям не хватает влаги, и леса здесь сменяются степями и даже пустынями. В экваториальных широтах тепло и вновь возрастает количество атмосферных осад- ков, поэтому здесь опять господствуют леса. Зональные природные комплексы называются природными зонами.
Учащиеся читают определение этого понятия в учебнике (с. 168). Учитель говорит, что, помимо широтной зональ- ности, существует высотная поясность. Для её объяснения используется рис. 114.
С высотой температура в тропосфере понижается. По- этому, поднимаясь всё выше в горы, мы попадаем во всё более суровые условия, как если бы по равнине мы про- двигались в сторону полюсов. Даже в низких широтах высоко в горах существуют вечные льды и снега. Вы- сотные пояса — это азональные (незональные) природные комплексы. Азональные комплексы могут возникать и по другим причинам, например из-за различий в свойствах горных пород, слагающих земную поверхность (водоупор- ные и водопроницаемые, растворимые и нерастворимые и т. д.). Чаще всего азональные комплексы возникают из- за различий в рельефе и горных породах. Соотношение между зональными (природными зонами) и азональными комплексами может быть различным. Так, на Восточно- Европейской равнине (крупный азональный комплекс) сменяют друг друга разные природные зоны — тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни. Внутри же природных зон встречаются малые азональные комплексы, например оазисы в полупустынях, где близко к поверхности залега- ют подземные воды из-за водоупорности пород.
Домашнее задание
Изучить § 51.
Ответить на вопросы 1—6.
Выполнить задание 7.
Подготовить фотографии, рисунки, коллаж на темы
«Мой любимый природный комплекс», «Я и природа». Лучшие работы поместить в портфолио.
1