СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по _История России_ на тему _Раскол в русской православной церкви_ (7 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по _История России_ на тему _Раскол в русской православной церкви_ (7 класс)»

Раскол в русской православной церкви

  1. Церковные реформы

В XVI век Россия была самым крупным независимым православным государством. Но у неё были недостатки:

- невежество духовенства;

- распространение различных пороков (пьянство);

- отсутствие строгого соблюдения церковных правил и устава;

- многоголосие (разные части службы пелись и читались одновременно – в результате богослужение делалось совершенно непонятным для молящихся, лишалось порядка и чинности);

- русское духовенство недостаточно образованное (плохо знают богословские основы православного вероучения и с трудом могли защищать свою веру в спорах с представителями других конфессий).



В конце 1940-х гг. в Москве сложился кружок ревнителей благочестия. Возглавлял Стефан Вонифатьев. Выступали за:

- наведения порядка в церковной среде (в частности, за запрет многоголосия);

- улучшения нравов духовенства;

- за духовное просвещение в народе;

- искоренение пережитков язычества и суеверий.



«Ревнителям» много удалось добиться:

- запрещено многоголосие;

по указу царя:

- мирянам предписывалось соблюдать посты;

- читать воскресенья и церковные праздники;

- регулярно исповедоваться и причащаться;

- началась борьба с суевериями и считавшиеся непристойными развлечениями (скоморошество).



Проблемой стали богослужебные книги. Они переписывались от руки и в них нередко встречались ошибки, поэтому текст существенно отличался от древних рукописей. Изменилась и церковная служба. В результате к середине XVII века богослужебный чин и священные тексты Русской церкви и церквах православного Востока частично отличались друг от друга.



Как сделать, чтобы связи между православными церквами укрепились?ввести единообразие в богослужении и церковных книгах.



«Ревнители благочестия» разделились во мнении


Исправить богослужебные книги по древнерусским образцам.

За основу необходимо взять греческие церковные тексты.



Патриарх Никон

Сторонник исправления богослужебных книг по греческому образцу.

Исторический портрет: был потомком простых крестьян, родился в Поволжье. У него умерли трое детей, после чего принял постриг в Соловецком монастыре. Сначала был священником, позднее возглавил один из северных монастырей. С 1652 г. – патриарх.

Пользовался доверием и любовью царя Алексея Михайловича. В его отсутствие правил государством. Стремился сделать церковную власть выше государственной.



Реформы Никона:

- богослужебные книги переписал по греческому образцу;

- православным предписывалось креститься тремя перстами;

- во время крестного хода идти против солнца;

- имя Христа стали писать с двумя «С» (Иисус);

- поклоны стали поясными.



Для многих такие реформы считались кощунственными.

Ознакомиться с дополнительной информацией

Стр. 150-151

  1. Никон и Аввакум.

В 1654 г. на церковном Соборе духовенство и царь поддержали нововведения, а противников Никона обвинили в расколе и отлучили от Церкви.



За приверженность старым обрядам, отвергнувших реформу Никона, стали называть старообрядцами, староверами и раскольниками. Одним из идеологов старообрядцев был протопоп Аввакум.



Протопоп Аввакум

Так же, как и Никон был родом из Нижегородского уезда. Служил в одном из нижегородских сёл, а потом – в городе Юрьевце. Вступал в конфликты с прихожанами не зависимо от их положения. За верность своим убеждениям поплатился ссылкой.



Никон, окрылённый поддержкой царя, вмешивался в дела государства. Царь запретил называть себя «великим государем». Тогда Никон поставил условие, что не будет больше исполнять обязанности патриарха и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Царь дал согласие на уход патриарха.



1666-1667 гг. – церковный Собор, на котором собрались патриархи других Православных церквей:

- низложил Никона;

- осудил протопопа Аввакума;

- согласились с нововведениями.



Никону разрешили вернуться после смерти Алексея Михайловича, но умер в пути. Аввакума лишили сана и предали анафеме – церковному проклятию. Сослали его в далёкий северный Пустозёрск. Там в земляной тюрьме он провёл 15 лет и в 1682 г. был сожжён на костре.



  1. Старообрядцы

Работа с картиной на стр. 155

Ответить на вопросы.

Спасаясь от гонений, староверы уходили в глухие места, где основывали свои поселения – скиты в Сибири и на Урале. Старообрядчество разделилось на несколько направлений: согласия и толки.