1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3.Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство 1-4 класс». Утверждено директором центра образования «Аксиома». Приказ от 30.08.2020.
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 128 c.
Этап | Методы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Сергеевна, урок изобразительного искусства проведу у вас я. -Хлопните – один раз, если вы меня слышите! - На урок нам необходимо: простой карандаш, ластик, баночка с водой (непроливайка), кисти, краски, клеёнка. еРерраваакПо - Хлопните –два раза, если у вас всё необходимое приготовлено. -Хлопните – три раза, если вы готовы к уроку изобразительного искусства. -Присаживайтесь за парты. - Соблюдаем правильную посадку. Ноги стоят на полу, спинка прямая, руки лежат домиком на парте. - Я желаю Вам трудиться сегодня на уроке с большим старанием, очень аккуратно и внимательно, чтобы быть успешным в учении. - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, мы с вами сегодня отправимся в путешествие. А вот, что это за место и кто там есть, мы с вами узнаем чуточку позже. | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей о том, что такое композиция, сформулировать тему урока, план урока. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | - Ребята, на уроках изобразительного искусства мы узнаём много нового и интересного в художественном мире. - И наш сегодняшний урок - не исключение. Перед тем, как узнать, какая тема нашего урока, я вам предлагаю вспомнить, что же такое композиция. - Чтобы вспомнить, что такое композиция, выполним интересное задание, которое я для вас подготовила. Ответы: искусство, в единое целое, содержанию -Вам необходимо в пропущенных местах вставить слова по смыслу, также ниже указаны слова-подсказки. -На выполнение у вас 2 минуты. -Вижу многие закончили. Предлагаю проверить, кто скажет, что написал в первом пропущенном месте? -Кто согласен поднимите руку. -Какое слово вписали следующим? -Кто согласен поднимите руку. -А какое слово вы написали последним? -Кто прочитает определение композиции? (читают) -Ребята, посмотрите на доску, на ней 3 иллюстрации. Васнецов. Аленушка. Иван-Царевич на сером волке. Серов, девочка с персиками -Являются ли иллюстрации композициями? (да) - А почему? (рисунки составлены из различных частей в одно целое) - А что есть у этих композиций общего? ( в центре люди) - Верно, это является центром композиции. Композиционный центр – главная часть композиции, может совпадать с центром картины или быть смещенным от центра. Композиция строится так, чтобы взгляд зрителя притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу в композиции. -Ребята, посмотрите на слайд, что здесь изображено? (цирковая арена) - Верно, это цирковая арена, а кто работает в цирке? (дрессировщики, циркачи, акробаты, кассиры, постановщики) - А кто веселит в цирке людей? (клоун) -Да это клоун и сегодня нам отправил письмо Клоун Жужа, обратите внимание, на презентацию. Я его вам прочитаю. Письмо Здравствуйте, ребята! Со мной случилось несчастье. Я первый раз буду выступать в новом цирке, и я тут немного потерялся. Скоро у меня представление, а где арена забыл. Приглашаю вас в цирк, чтобы вы мне помогли, но чтобы попасть в цирк, вам нужны будут билеты. -Ребята, что произошло у Клоуна Жужы? (он потерялся) -Куда он нас пригласил? (в цирк) -Чтобы получить билеты в цирк, нам необходимо сформулировать тему урока. (роль контраста в композиции) -Для этого, нам необходимо догадаться и прочитать тему нашего урока. -Ребята, предлагаю сформулировать задачи, нам нужно дополнить предложения. Задачи: Узнать ….. Нарисовать …. Задачи: Узнать, что такое контраст. Нарисовать рисунок -Зная тему урока, что мы можем узнать? (что такое контраст) -Что мы можем нарисовать? (рисунок) *Раздать билеты* -Отлично, теперь мы получаем билеты и можем отправиться в цирк. | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевая саморегуляция), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;), коммуникативные УУД (демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической формами речи, высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают других, пытаются принимать другую точку зрения). Предметные: обучающиеся актуализируют понятие композиция, композиционный центр |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований | -Для того, чтобы оказаться в цирке, предлагаю отгадать загадку. Что необычного в здании цирка? Столы вместо кресел? Иль в куполе дырка? Да нет же! Смотрите, здесь чудная сцена! Она круглой формы! Что это?.. (арена) -Посмотрите мы оказались в репетиционной арене цирка. Чтобы нам отправиться дальше, мы с вами выполним задание от клоуна Жужы. -Какая первая задача нашего урока? (узнать, что такое контраст) -Для того, чтобы узнать, что такое контраст Клоун Жужа предлагает нам собрать пазл. Пазл вы будете собирать по вариантам. Необходимо соединить части пазла, так чтобы получилось целое изображение. -Что получилось у первого ряда? (высокий стул) -А что получилось собрать у твоего соседа? (низкий стул) *Спросить у каждого ряда* -Ребята, переверните пазл на другую сторону. -С каким понятием вы познакомитесь? (контраст) -Кто прочитает для всех понятие? (читает обучающийся) -…, как ты понял, что такое контраст? (одинаковые предметы, но разные по качествам) -…, а как поняла ты? -Контраст мы можем увидеть только в искусстве или в жизни он также встречается? (в жизни также есть контраст) -А какой контраст вы встречали? / А кто путешествовал на поезде? А кто играл и играет в паровозики? (какие они по размеру?) Какая погода у нас летом? А какая у нас погода зимой? (какие это будут оттенки цвета) (теплые, холодные) -Выполнили мы первую задачу? (да) Отметим её галочкой. Вот мы и встретили Клоуна Жужу, Посмотрите, он что-то хочет нам передать. Слова Клоуна Жужы: Ой, ребята, кажется, у меня пропали атрибуты для выступления, как же мне быть. Мой номер начнется совсем скоро -Ребята, как мы можем помочь Жуже? (предлагают) -А можем нарисовать Жужу с его предметами для номера? -Да -Отлично, так и поступим -но сначала нам нужно отдохнуть! | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевая саморегуляция), познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической формами речи). Предметные: обучающиеся знают понятие контраст |
Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Поднимайтесь со своих мест! Встаньте так, чтоб не мешать друг другу - На арену клоун вышел. Кто из вас о нем не слышал? Поклонился, улыбнулся, Потянулся, повернулся. Он присел, потом привстал, Головою покачал. Мы захлопали в ладоши, Значит, клоун был хороший. -Присаживайтесь. -Соблюдаем правильную посадку. Ноги стоят на полу, спинка прямая, руки лежат домиком на парте. | обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), |
4.Первичное закрепление Задача: закрепить полученные знания | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | -Ребята, для того, чтобы наши рисунки были красивыми, предлагаю определить критерии оценивания работы. - Какая она должна быть? (примерные ответы: аккуратная, красивая, законченная, похожа на образец) -Отлично! Спасибо за ваши ответы, сегодня мы попробуем оценить работы по таким критериям: аккуратность, соответствие теме, использование контраста, творчество, законченность После того, как нарисуем наших клоунов мы попробуем их оценить -Я приготовила для вас поэтапное рисование -посмотрите внимательно, кто изображен на рисунке? (клоун, который выступает) -А где он выступает? (на арене цирка) -А какой именно номер он исполняет? (жонглирует шарами) -Верно! А какого размера шары, все ли они одинаковые? (нет) -Так, а теперь скажите, где в картине используется контраст? (шары, которыми клоун жонглирует разного размера) -Обратите внимание, а одинакового ли цвета шары? (нет, один яркий, а второй темный) -Умнички! -Скажите какие цвета используются в картине (яркие) -Чтобы выполнять работу безопасно вспомним правила техники безопасности при работе с кистями, красками? (называют правила: рисовать только на листе, быть аккуратным, не рисовать красками на себе и соседе) -Предлагаю выполнить гимнастику для рук, чтобы размять наши пальчики. На двери висит замок Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок) Потянули… (тянем кисти в стороны) Покрутили… (волнообразные движения) Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями) И открыли! (пальцы расцепились) | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевая саморегуляция), познавательные УУД (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической формами речи, высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают других, пытаются принимать другую точку зрения). Предметные: обучающиеся знают и соблюдают технику безопасности при работе с красками. |
5.Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу обучающихся. Изобразительная: научить детей рисовать предметы с использованием контраста (большой, маленький, светлый, темный). Композиционная: совершенствовать композиционные навыки. Техническая: совершенствовать навыки рисования в процессе изображения контраста на листе бумаги Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с темой урока «Роль контраста». | Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: Творческое задание | -Отлично, продолжаем -Посмотрите у вас на партах лежит лист А4 с изображенной ареной и шаблон клоуна. Вам каждому нужно обвести нашего клоуна так, чтоб визуально он стоял в середине сцены, приступайте! -Покажите, что вы готовы подняв своё изображение вверх. Посмотрите теперь еще раз на свой рисунок и на мой, что добавилось? (у клоуна прорисованы детали и появились шары разных размеров) -Верно! У вас на доске будет расположен пример готовой работы, вы можете смотреть туда и рисовать своего клоуна, приступайте! -Свою готовность так же покажите, подняв рисунок вверх -Вижу, что уже готовы, теперь что осталось сделать? (раскрасить) -Умнички! Раскрашивайте своих клоунов. Помните, что баночка с водой и краски стоят слева, если вы рисуете правой рукой и справа – если левой. -Приступайте к работе, помните, что время ограничено! -рисуют- -Давайте попробуем оценить работы друг друга, поменяйтесь работами с соседом и оцените по критериям на карточке. Если критерий проявляется, то ставим «+», если нет – «-». Ниже поставьте оценку своему соседу по парте! Если все критерии отмечены «+», то поставьте «5», если 4, то «4», если 3 критерия – «3». Не забудьте подписать фамилию и имя соседа в верхнем правом углу. -Отлично! Предлагаю организовать выставку! Подходите к доске и вывешивайте свои работы! -Посмотрите, какие у нас получились замечательные рисунки, нарисовав их мы с вами смогли помочь клоуну -Он благодарит нас за помощь. Сейчас Жужа выступает на представлении и желает вам оставаться такими же творческими и креативными ребятами. -Для того, чтобы завершить урок, вернемся в класс, для этого закроем глаза, посчитаем до 5. Открываем глаза. | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям; адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической формами речи, высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают других, пытаются принимать другую точку зрения). Предметные: обучающиеся создают рисунок с использованием контраста, знают и соблюдают технику безопасности при работе с красками. |
6.Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха | - Ребята, с каким приемом мы сегодня познакомились? (контраст) - Куда мы с вами сегодня сходили? (в цирк) - Как вы поняли, что такое контраст? (одинаковые предметы, но разные по качествам) - какой бывает контраст? (цвет, размер..) - Что сегодня рисовали? (клоуна с шарами для жонглирования) -Ребята, сейчас я предлагаю вам выбрать мяч и поднять вверх, но послушайте, что они значат: Зеленый, если удалось нарисовать мячи в контрасте и урок понравился, Желтый- если удалось нарисовать мячи в контрасте, но возникали трудности, и Красный, если не удалось нарисовать мячи в контрасте, и урок не понравился. (На слайде обозначения цвета мячей) - Спасибо ребята вам за ваше мнение. - Спасибо всем за урок! Мне понравилось, как сегодня работал (…), он был очень активен, (..) сегодня была внимательной, *** сегодня помогла. Мне очень понравилось со всеми вами работать, урок окончен, можете прибирать своё рабочее место и готовиться к следующему уроку! До свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД волевая саморегуляция коммуникативные УУД (демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической формами речи, высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, слушают других, пытаются принимать другую точку зрения). |