СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературе по теме:"Образ Петра I в поэме "Полтава"".А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающийся познакомится с образом Петра I в поэме "Полтава",сравнит образ Петра I с Карлом XII.

Формы и методы обучения:индивидуальные, групповые, прием"Синквейн"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе по теме:"Образ Петра I в поэме "Полтава"".А.С.Пушкина»

Тема: «А. С. Пушкин.

Образ Петра  I  в поэме «Полтава»



Цель: обучающийся познакомится с образом Петра первого в поэме «Полтава»;

обучающийся получит возможность выяснить роль Петра I Полтавском сражении, раскрыть суть авторского отношения к герою, отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи урока:

-научить работать с текстом(идея, тема);

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

-научить работать по образцу(базовый уровень);

- научить оформлять записи в сравнительную таблицу;

- научить самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников ;

-научить ставить цели и задачи урока, подводить итог урока;

-научить работать с иллюстрациями.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Предметные:

-будут сформированы навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

- у обучающихся будет сформировано умение сравнивать героев на основании их поступков, по отношению к своим подчиненным.

УУД:

Регулятивные - умение ставить цели урока, планировать совместную работу; организовывать самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные - умение сотрудничать с обучающимися и учителем; умение аргументировать свою точку зрения; работать в группах;

- умение выражать свои мысли устно и письменно;

Познавательные - умение искать выход из проблемной ситуации, самостоятельное применение знаний, развитие познавательной активности по теме.

Формы и методы обучения:

индивидуальные, групповые, прием «Синквейн»

Ресурсы:

работа с таблицей, фильм «Полтавская битва»,



учебник Г.С.Меркина 7 класс

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Приветствие. Психологический настрой.

Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил.

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил.

Град утопал в осенней ночи,

И дождь, и снег, и мрак густой…

Мне виделись Татьяны очи,

Полтавы полдень золотой…

Олег дружинников сзывает,

В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет

Мне детство Пушкин чародей.

А “буря мглою небо кроет…”,

Но солнце верилось – взойдет…

День брезжит новою зарёю –

К нам Русь на выручку идет!

Та книга до сих пор со мною,

Меня отец учил по ней

Любить Россию всей душою,

Её язык, её людей.(Ростислав Братунь)

2.Постановка проблемы

-Как вы понимаете последние строки стихотворения? (Александр Сергеевич Пушкин всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Из этой любви и интереса поэта к истории родились многие произведения, героями которых стали такие исторические деятели, как Петр , Емельян Пугачев, Борис Годунов).

3.Сообщение темы урока, постановка целей урока.

-Сегодня на уроке мы обратимся к поэме «Полтава», главным и любимым героем которой является Петр I, В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Группа историков предоставит фильм «Полтавская битва» и мы сейчас с вами его посмотрим.

-Ребята, поставьте цель и задачи урока(ответы учеников).

- Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах.Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

-На сегодняшнем уроке мы постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою.

Литературоведы подготовили справку о значении термина поэма.

Поэма – жанр большого многочастного повествовательного произведения. Поэмы бывают лирические, лиро-эпические, эпические.

4.Актуалиизация знаний.

4.1. Слово учителя.

Поэма «Полтава» А.С. Пушкина написана осенью 1829 г.

Одна из важных тем поэмы — судьба Русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильными противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр I , а центральным эпизодом — Полтавский бой .



5. Изучение материала. Исследовательская работа по группам.

Анализ отрывка « Полтавский бой»

1 группа «Аналитики»

Вопросы:

-Как изображается появление Петра I перед своими воинами? .Чтение отрывка наизусть.

-Как Пушкин представляет нам Карла XII ?

-Сравните образы Петра I и Карл и заполните таблицу.

Петр I

Карл XII

Внешность, поведение

Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.

Страдая раной Карл явился. В качалке бледен, недвижим..

Внутренне состояние

Могущ и радостен как бой.

Он весь как божия гроза.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил


Отношение к сражению

Он поле пожирал очами

Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье. Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки

Окружение героев

Толпой любимцев окружен.

За ним вослед неслись толпой Его товарищи, сыны.

Несомый верными слугами. В качалке бледен . недвижим…




Вывод делают обучающиеся.

Описание Карла дано пространно, что соответствует душевной смятенности, нерешительности шведского короля. Сподвижники Карла не несутся, а идут за ним. Все это связано с «головными» образами: конь — качалка. В связи с этим и противопоставление Петра на «верном коне» (всадник и конь — традиционная символика царя и народа) Карлу «в качалке», несомой его «верными слугами», приобретает своего рода символический характер. Захватчику Карлу, окруженному всего лишь его слугами противостоит Петр, ставший на защиту родины вместе со всем народом, со всей страной. Противопоставление это полностью основано на историческом факте. Раненного в ногу Карла действительно во время боя носили носилках, причем последние назывались «качалкой» — слово, в данном случае особенно подчеркивавшее нетвердость, шаткость положения шведского короля в самый решающий момент. Исход боя как бы уже предопределен. Оно сразу показывает, за кем должна быть победа.

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).

Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).



2.Группа «Литературоведы».

-Какие средства художественной выразительности отбирает автор для создания образ Петра Первого и сражения?

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту: глаголы рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

-Какой прием использует автор, для того чтобы передать топот копыт несущейся конницы?(глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя: рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет; звукопись в описании боя, использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета. ).

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?(для этого Пушкин использует звукопись. Что такое звукопись? (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.) Пример:

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

-Какие слова передают накал сражения?

- Какие чувства победы и как передает нам автор?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, побед)

В описании Полтавского боя в поэме "Полтава" А.С. Пушкин использует эпитеты ("дым багровый", "хладные штыки", "поле роковое", "роковой огонь", "прах боевой"), метафоры ("горит восток зарёю новой", "он поле пожирал очами"), олицетворения ("поле гремит, пылает", "счастье служить уж начинает", "молчит музыка", "пушки, присмирев, прервали свой голодный рев"), сравнения ("он весь, как божия гроза", "как пахарь, битва отдыхает", "могущ и радостен, как бой"), аллегория ("птенцы гнезда Петрова" — его ученики и товарищи, "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" — Александр Меньшиков). Так же при создании образа Петра I используется градация: "Выходит Пётр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен", которая передаёт нарастающее восхищение обликом самодержца

Вывод:

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, сравнение, градацию, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

3. Группа «Художники».

  • -Опишите мозаичную картину «Полтавская битва» М.Ломоносова.

  • - Какой момент боя изображен на полотне?

-Опишите образ Петра.

-Какие звуки вы слышите, глядя на картину?

-Как по-вашему, какую цель ставил перед собой М.ломоносов, приступив к работе над картиной?

-Что общего в изображении образ Петра Первого А.С.Пушкиным в поэме «Полтава «и мозаике М.Ломоносова «Полтавская баталия»?

Информация .

Михаил Ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. Он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. Одной из таким способом созданных работ и является знаменитая «Полтавская баталия. Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художника. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как Ломоносов не обладал навыками рисования. Но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. Результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. Изображало оно финальный эпизод сражения Полтавской битвы.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I, подвиги которого особенно прославлял М. Ломоносов. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.

Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Язык мозаики краткий и ясный. Цвета контрастные и глубокие. Фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт.

5. Физминутка.

7. Группы подводят итог работы:

-Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина? (Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой).

- Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому? (А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве).

-Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение". А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных 
Земли родной минувшую судьбу.

8. Рефлексия

Составление сиквейнов о героях поэмы.

Петр 1

Карл 12

План сиквейна 1. Тема

Прекрасный , быстрый

Бледный , смущенный

2. Два оценочных прилагательных

Приветствуют , мчится , радуется

Несут, задумался , не двигается

3 глагола, раскрывающих тему

Петр прекрасен, быстр, его приветствуют полки

Карл бледный . нег смущенный взор, его несут

4.Законченное высказывание, содержащее 4-5 слов

Победа

Поражение

5. слово(ассоциация к теме)

9.Самооценка обучающихся на уроке

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

4.Я внес (-ла) большой вклад в работу группы



5.Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения



6.Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

«Отличная работа! Молодцы!» - «5»

«Хорошая работа!» -«4»

«Не очень получилось»-«3»
10.Домашнее задание. Письменное творческое задание. Описать свое отношение к Петру 1.











Приложение 1

Составление сиквейнов о героях поэмы.

Петр 1

Карл 12

План сиквейна 1. Тема



2. Два оценочных прилагательных



3 глагола, раскрывающих тему



4.Законченное высказывание, содержащее 4-5 слов



5. слово(ассоциация к теме)



































Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

4.Я внес (-ла) большой вклад в работу группы



5.Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения



6.Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать



 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

«Отличная работа! Молодцы!» - «5»

«Хорошая работа!» -«4»

«Не очень получилось»-«3»



















































Приложение 2

1 группа «Аналитики»

Вопросы:

-Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) .Чтение отрывка наизусть.

-Как Пушкин представляет нам Карла XII ?

-Сравните образы Петра и Карл и заполните таблицу, используя текст поэмы

Петр I

Карл XII

Внешность, поведение




Внутренне состояние




Отношение к сражению




Окружение героев




Сделайте вывод, дайте характеристику героям.

Петр I-_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карл XII-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

3. Группа «Художники».



Опишите мозаичную картину «Полтавская битва» М.Ломоносова.

- Какой момент боя изображен на полотне?

-Опишите образ Петра.

-Какие звуки вы слышите, глядя на картину?

-Как по-вашему, какую цель ставил перед собой М.ломоносов, приступив к работе над картиной?



Сделайте вывод, что общего в изображении образ Петра Первого А.С.Пушкиным в поэме «Полтава» и мозаике М.Ломоносова «Полтавская баталия»?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







2.Группа «Литературоведы».

-Какие средства художественной выразительности отбирает автор для создания образ Петра Первого и сражения?



- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?



-Какой прием использует автор, для того чтобы передать топот копыт



несущейся конницы?



- Как поэт передает ощущение топота множества ног?



-Какие слова передают накал сражения?



- Какие чувства победы и как передает нам автор?



Сделайте вывод, как помогают художественно-выразительные средства

раскрыть образ Петра.



































Аналитики

































Литературоведы























































художники



























Уроки 15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Методические приемы:  аналитическая  беседа,  чтение  произведений.

.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую  атаку  «нависли  хладные  штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)

– Как  автор  рисует  начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли,  рубят,  «бросая  груду  тел  на  груду» – новых  погибших  на  уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость  боя  и  его  стремительность  усиливаются  употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

– Каким  мы  видим  Петра  I,  Карла  XII?  Как  автор  относится  к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл,  накануне  вечером  осматривая  издалека  лагерь  русских,  на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами».  «Слабым  манием  руки» – неуверенное,  слабое  движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно  – воодушевить свои войска.)

– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.





Подведение итогов урока.Рефлексия.

Составление сиквейнов о героях поэмы.

Петр 1

Карл 12

План сиквейна 1. Тема

Прекрасный , быстрый

Бледный , смущенный

2. Два оценочных прилагательных

Приветствуют , мчится , радуется

Несут, задумался , не двигается

3 глагола, раскрывающих тему

Петр прекрасен, быстр, его приветствуют полки

Карл бледный . нег смущенный взор, его несут

4.Законченное высказывание, содержащее 4-5 слов

Победа

Поражение

5. слово(ассоциация к теме)

Домашнее задание. Письменное творческое задание. Описать свое отношение к Петру 1.









Образы Петра 1 и Карла 12 в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Сравнительная таблица

Петр 1

Карл 12

Внешность, поведение

Выходит Петр. Его глаз сияют.Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.

Страдая раной Карл явился. . В качалке бледен, недвижим..

Внутренне состояние

Могущ и радостен как бой.

Он весь как божия гроза.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил


Отношение к сражению

Он поле пожирал очами

Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье . Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки

Окружение героев

Толпой любимцев окружен

За ним вослед неслись толпой Его товарищи, сыны

Несомый верными слугами. В качалке бледен . недвижим

Вдруг слабым манием руки







Вопросы группе:

-Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

- Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:



Урок № 18.

Тема. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

Цель:

  • выявить смысла противопоставления образа Петра I и Карла XII в поэме;

  • формировать навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к истории и культуре России.



Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.



ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.



II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока.

2.1.Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов. Чтение статьи «Поэма». Чем баллада отличается от поэмы?

Поэма – жанр большого многочастного повествовательного произведения. Поэмы бывают лирические, лиро-эпические, эпические.



2.2. Слово учителя.

Поэма «Полтава» А.С. Пушкина написана осенью 1829 г. «Полтава» была новаторским произведением. В поэме Пушкин хотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху.

Первая тема «Полтавы» — судьба Русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильными противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.

Другая тема — тема многонационального Русского государства, исторической закономерности объединения в нем разных наций и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре поэмы образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».

Третья тема «Полтавы» — тема человека, раздавленного колесом истории. Мария - сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоёвывает себе счастье, но становится жертвой грандиозных и страшных исторических событий.

Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц ней.

Обзор содержания

Песнь первая

Богат и славен полтавский генеральный судья Кочубей — есть у него и сады, и луга, и табуны, и хутора. Но больше всего гордится он прекрасной дочерью своей.



Завидные женихи приезжают и из России, и из Украины, но Мария отказывает им.

Но вот сватается к ней ее крестный отец — гетман Украины Мазепа. Пусть он стар и удручен годами.

Родители полны негодования, пытаются успокоить Марию, не понимая, чем вызваны ее бледность и слезы. Но на третий день Мария исчезает, убежав к Кочубею.

Тогда лишь только объяснилась душа преступницы младой, почему отвергала она женихов, пела слагаемые гетманом песни и любила конный строй.

Кочубей решил отомстить Мазепе.

В ту смутную пору «Россия молодая мужала с гением Петра»: шла война со шведами, «Украйна глухо волновалась». Молодые воины «народной чаяли войны», вокруг Мазепы мятежный раздавался крик: «Теперь бы грянуть нам войною на ненавистную Москву».

Хитро и ложно сердце Мазепы, и хоть на вид он добродушен, жалеет он о прошлых днях и «ни единой он обиды, с тех пор как жив, не забывал».

В былые времена дружны были Кочубей и Мазепа, и пред Кочубеем гетман скрытный раскрывал свою мятежную душу.

Кочубей пишет донос «на мощного злодея предубежденному Петру» и отсылает его с казаком Искрой в Петербург царю.

Хитрой угрозой поднимает Мазепа на Москву Бахчисарай, Очаковского пашу, поляков и шведского короля Карла. А Петр считает Мазепу другом и, получив донос, как жертве, ласки расточает и обещает наказать доносчиков.

Мазепа «в горести притворной к царю возносит глас покорный» и с кровожадными слезами требует казни Кочубея и Искры. Мария еще не ведает убийственную тайну.

Песнь вторая

Марии кажется, что Мазепа к ней охладел, и, чтобы рассеять ее ревность, он раскрывает ей свои планы:

Независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.

Мазепа спрашивает, кто ей дороже: отец или супруг, кого б она принесла в жертву. Страшны для Марии такие слова, но она отвечает, что ради Мазепы пожертвовала бы всем. Он просит ее не забывать эти слова.

Петр отдал Кочубея во власть Мазепе. И вот в ночь перед казнью к закованному Кочубею приходит свирепый Орлик, чтобы под пытками узнать у него, где он спрятал все свои сокровища.

Мазепу мучают угрызения совести — какой удар готовит он Марии, которая для него пожертвовала всем.

Мария находится в неведении о казни отца. Мать тайком пробирается к ней со слезною мольбой спасти отца. Они не успевают — свершилась казнь.

Терзаясь страшной пустотой, возвращается Мазепа домой, но Марии нет.

Песнь третья

Мазепа объединяется с Карлом и идет на Москву. Страшен гнев царя — «гремит анафема в соборах». Семейства Искры и Кочубея осыпают и новой честью, и добром. Мчит царь дружины в Полтаву. В ночь перед боем Мазепа признается Орлику, что он ошибся в Карле — «не ему вести борьбу с самодержавным великаном», он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив. Примиренье с царем уже невозможно — давно мечтает Мазепа отомстить царю за унижение.

Единственная надежда Мазепы — завтрашнее сражение.

Сражение Карлом и Мазепой проиграно, король и гетман мчатся оба, поникнув головою, к границе. Волею случая пред ними хутор Кочубея. Смутен сон Мазепы, и ночью является ему Мария.

Забыт Мазепа, двух страдальцев прах мирно церковь приютила, молчат предания о дочери-преступнице. И только Петр

В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.



Таким образом, в «Полтаве» две сюжетные линии: любовная (в центре – образ Марии) и общественно-политическая (в центре – образ Петра I), соединяет обе линии образ Мазепы.



2.3. Сообщение «историка» о Полтавском сражении, комментарии имен исторических лиц.

Полтавское сражение 1709 - генеральное сражение между русскими и шведскими войсками 27 июня (8 июля) во время Северной войны 1700—1721.

В апреле 1709 шведские войска Карла XII, вторгшиеся в 1708 в пределы России, начали осаду Полтавы. Её гарнизон под командованием полковника А. С. Келина успешно отразил ряд штурмов. В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I.

На военном совете 16 (27) июня было решено дать генеральное сражение. К 25 июня (6 июля) русская армия (42 тыс. чел., 72 орудия) расположилась в созданном ею укрепленном лагере в 5 км севернее Полтавы.

Карл XII решил атаковать русские войска, рассчитывая одержать победу и этим побудить Турцию выступить против России. Для атаки было выделено около 20 тыс. чел. и 4 орудия (28 орудий остались в обозе без боеприпасов). Остальные войска (до 10 тыс. чел.), в том числе часть запорожцев и украинских казаков, обманутых изменником гетманом И. С. Мазепой, находились под Полтавой, в резерве и на охране коммуникаций.

Карл XII, раненный на рекогносцировке 17 (28) июня, передал командование фельдмаршалу К. Г. Реншильду. В 2 часа ночи 27 июня (8 июля) шведская пехота 4 колоннами двинулась на русские редуты, за ней следовало 6 колонн конницы. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть лишь 2 передовыми редутами и они начали перегруппировку влево для обхода поперечной линии редутов с С. При этом 6 правофланговых шведских батальонов и несколько эскадронов генерала Росса и Шлиппенбаха оторвались от главных сил и отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей Меншикова и сдались. Остальная часть русской конницы под командованием генерала Р. Х. Боура по приказу Петра I стала отходить к лагерю. Шведы прорвались между редутами, но попали под артиллерийский и ружейный фланговый огонь из лагеря и в беспорядке отошли в Будищенский лес. Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил её в две линии, имея в центре пехоту Б. П. Шереметева и на флангах конницу Меншикова и Боура. В лагере был оставлен резерв (9 батальонов). Главные силы шведов выстроились напротив русских войск. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. Карл XII и Мазепа с небольшим отрядом бежали на территорию Османской империи. Шведы потеряли свыше 9 тыс. убитыми и свыше 18 тыс. пленными, орудия и обоз; потери русских — 1345 чел. убитых и 3290 раненых. В результате Полтавского сражения военное могущество Швеции было подорвано и в войне произошёл перелом в пользу России.



2.4. Выразительное чтение учащимся «Песни первой».

2.5. Сообщение учащегося о Кочубее.

Васи́лий Леонтье́вич Кочубе́й (1640—1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского. Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене.

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. — генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе — знаменитой Диканькой), дал ему достоинство генерального судьи.

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей.

Как думают — по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. (Ещё в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России). Над Мазепой был учреждён надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников — полковника Ивана Искру и священника Святайлу — ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру.

Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.

Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик. Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.

Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре.

Вскоре после смерти Василия Кочубея совершилась измена Мазепы, о которой он предупреждал Петра I. Петр I, сознаваясь в ошибке своей и называя Кочубея «мужем честным, славныя памяти», тогда же приказал возвратить жене и детям несчастливца конфискованные имения с прибавкою новых деревень.



- В каком фрагменте «Песни первой» нашли отражение события первого этапа Северной войны?



2.6. Выразительное чтение учащимся отрывка от слов «Была та смутная пора...» до «...Дробя стекло, кует булат» и от слов «Венчанный славой бесполезной...» до конца фрагмента из «Песни первой».

- Найдите в тексте слова, в которых проявляется авторское отношен к Карлу XII.

Славой бесполезной, скользил над бездной.

Авторские комментарии предвосхищают печальный для Карла XII исход событий.

- Как сочетаются в данном отрывке настоящее и прошедшее? В чём смысл такого художественного приема?

Сочетание настоящего и прошедшего времени выполняет художественную задачу: приблизить изображенное в поэме к читателю, представить прошлое как совершающееся сейчас.



2.7. Обращение к разделу учебника «Живое слово».



3. Анализ «Песни третьей». Образы Петра I и Карла XII в поэме А.С.Пушкина "Полтава".

3.1. Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.



3.2. Выразительное чтение от слов «Горит восток зарею новой» до «...наш каждый шаг запечатлен».

- Какое значение приобретает образ зари, данный в описании начала боя (горит восток зарею новой)"?

Заря — начало новой жизни для России.

- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимыми победы»?

Эти строки напоминают о недавнем поражении русской армии. Армия противника вызывает уважение.

- Как названо поле брани в поэме? Почему?

«Поле брани роковое».



3.3. Лексическая работа: рок.

3.4. Обращение к иллюстрации в учебнике «Общий вид Полтавской битвы».

- Выпишите из прочитанного отрывка слова, передающие накал сражения.

- Какой прием использует автор, для того чтобы передать топот копыт несущейся конницы?

Волнуясь, конница летит; // Пехота движется за нею // И тяжкой твердостью своею // Ее стремление крепит...

Повторение звука [т] передает звук топота лошадиных копыт.



3.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Тогда-то свыше вдохновенный» до слов «полудержавный властелин».

- Какие слова использует автор, описывая появление Петра? С помощью каких частей речи передана стремительность движений Петра?

Выходит Петр. Его глаза // Сияют. Лик его ужасен.

Глаголы («идет», «промчался», «пожирал») создают динамичную картину.



3.6. Слово учителя.

Образ Петра создан приемами собственно языковыми — структурой фраз, синтаксисом, течением стиха. В портрете Петра — короткие трехсловные: «Его глаза // Сияют (слова «глаза» и «сияют» особенно выделены, подчёркнуты с помощью переноса слов). «Лик его ужасен», двухсловные: «Движенья быстры» — и даже однословные: «Идет» — фразы, столь же стремительные, как все в облике Петра, сменяющие одна другую; динамические глаголы: конь под Петром «мчится», сам он «промчался пред полками», «птенцы гнезда Петрова за ним вослед неслись толпой» . Все это сообщает особую стремительность и течению стиха.



3.7. Обращение к иллюстрации в учебнике «Полтавская баталия». Слово учителя о мозаике М.В.Ломоносова.

- Каков смысл сравнения «Как пахарь, битва отдыхает»?

Сражение под Полтавой — всенародное дело, такое же трудное, как труд крестьянина-пахаря.



3.8. Выразительное чтение от слов «И перед синими рядами...» до слов «на русских двинул он полки».

- Какова структура предложений, в которых передано появление Карла?

- Из скольких слов состоит первое предложение?

В первом предложении 18 слов. Предложение больше по объему, чем те, в которых речь шла о Петре.



3.9. Слово учителя.

Описание Карла дано пространно, что соответствует душевной смятенности, нерешительности шведского короля. Сподвижники Карла не несутся, а идут за ним. Все это связано с «головными» образами: конь — качалка. В связи с этим и противопоставление Петра на «верном коне» (всадник и конь — традиционная символика царя и народа) Карлу «в качалке», несомой его «верными слугами», приобретает своего рода символический характер. Захватчику Карлу, окруженному всего лишь его слугами противостоит Петр, ставший на защиту родины вместе со всем народом, со всей страной. Противопоставление это полностью основано на историческом факте. Раненного в ногу Карла действительно во время боя носили носилках, причем последние назывались «качалкой» — слово, в данном случае особенно подчеркивавшее нетвердость, шаткость положения шведского короля в самый решающий момент. Исход боя как бы уже предопределен. Оно сразу показывает, за кем должна быть победа.







3.10. Обращение к иллюстрациям в учебнике «Король Швеции Карл XII» и «Император Петр I».

3.11. Слово учителя.

Люди разных культур, темпераментов, менталитета, Карл и Петр были одновременно удивительно схожи. Но эта схожесть особого свойства — в непохожести на других государей.

Английский дипломат Томас Вентворт и француз Обри де ля Мотрэ оставили описания «готского героя». Карл в них статен и высок, «но крайне неопрятен и неряшлив». Черты лица тонкие. Волосы светлые и сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем. Шляпа смята. Мундир рейтарский, только сукно лучшего качества. Сапоги высокие, со шпорами. В итоге все, кто не знал короля в лицо, принимали его за рейтарского офицера, причем не самого высокого чина.

Петр был столь же невзыскателен в одежде. Носил платье и башмаки подолгу, иногда до дыр. На прием к королю Петр явился в скромном сюртуке из толстого серого баракана (род материи), без галстука, манжет и кружев. «Экстравагантность» московского гостя так потрясла Версаль, что на время вошла в моду. Разумеется, при необходимости Петр представал перед подданными во всем блеске царского величия. Так, на церемонии коронования Екатерины I царь появился в кафтане, расписанном серебром. Правда, при этом государь, не любивший лишних расходов, не удосужился сменить свои стоптанные башмаки. В таком виде он и возложил на коленопреклоненную Екатерину корону, обошедшуюся казне в сколько десятков тысяч рублей.



- Как изображено появление Петра перед войсками?



3.12. Слово учителя.

С Петром в поэме связаны ассоциации дня, солнечного света. Но ужасен он для тех, кто посягнул на захват родины, на независимость страны и народа. Недаром это не мешает поэту тут же сказать о Петре, что он «прекрасен», и сравнить его образ с очистительной Божией грозой.

- Каким предстает Карл?

Карл XII — слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

- На что указывает контраст в изображении полководцев?

Контраст в изображении полководцев указывает на предопределенность исхода баталии.



4. Исследовательская работа с текстом.

1 вариант

- Выпишите из описания боя глаголы, передающие его напряженность.

Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.



2 вариант

- Подчеркните в отрывке согласные звуки, создающие ощущение звона, грохота.

Звуки [р, ш, ч] передают шипение «чугунных шаров».



5.Продолжение работы по анализу содержания.

5.1. Выразительное чтение учащимися отрывка от слов «Среди тревоги и волненья» и до слов «Чуть лепетал еще язык».



5.2. Слово учителя.

Мазепа в пушкинской поэме ужасен и отвратителен; но он не отвлеченный злодей, а живой человек из плоти и крови, способный испытывать все, что свойственно природе человека, все человеческие чувства – и жалость, и угрызения совести, и глубокую печаль, и страшную, опустошающую тоску. В финале Карл XII и Мазепа стремглав бегут с поля боя. Мазепа потерпел полный крах, принеся в жертву и дружбу и любовь.



5.3. Выразительное чтение от слов «Но близок, близок миг победы» до слов «Зaздравный кубок подымает».

- Как переданы чувства победителей в отрывке?

Восклицания «ура!», «о славный час!» передают ликование победителей и восторг автора, наблюдающего из настоящего героические картины славного прошлого.

- Почему за здоровье неприятеля Петр поднимает заздравный кубок? Как назван неприятель?

- О чем свидетельствует такое отношение Петра к противнику?



5.4. Обращение к иллюстрации в учебнике «Пирует Петр...».



III. Подведение итогов урока.

- Какими предстают Петр I и Карл XII в поэме «Полтава»?

Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).

Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).

- Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях. Подумайте: они ли в произведении главное? Или Пушкину важнее передать психологическое состояние героя?

Пушкин не летописец, а художник-психолог, создающий из сочетания реальных фактов и восполняющего их творческого домысла, а порой и прямого вымысла большое художественное обобщение.



Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».



IV. Домашнее задание.

Индивидуальные задания:

- подготовить выставку книг о М.Ю.Лермонтове;

- подготовить сообщение и слайдовую презентацию «М.Ю.Лермонтов-художник»,

- подготовить выразительное чтение фрагментов воспоминаний о М.Ю.Лермонтове;

- подготовить сообщение «историка» о взглядах славянофилов;

- подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Хомякова «Отчизна»;

- подготовить сообщение о символическом значении берёзы – одного из главных образов в народном творчестве славя





























«Сон Обломова»

Цель урока: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из скольких частей состоит глава?

Работа по группам:

Как ваша часть главы помогает раскрыть образ Обломова?

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни
















Составьте сиквейн. План сиквейна:


1. Тема


2. Два оценочных прилагательных


3 Глагола, раскрывающих тему


4.Законченное высказывание, содержащее 4-5 слов


5. слово(ассоциация к теме)

- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций (эта шкала начерчена на обороте доски, оценка производится при помощи цветных магнитов):

    • Я (Личный вклад, собственный труд)

    • Мы (Работа всей группы)

    • Дело (степень новизны темы)

Критерии: 0-5 баллов – «3»

6-8 баллов – «4»

9-10 баллов – «5»

Дело


Мы









0





Я









Образы Петра 1 и Карла 12 в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Сравнительная таблица

Петр 1

Карл 12

Внешность, поведение

Выходит Петр. Его глаз сияют.Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.

Страдая раной Карл явился. . В качалке бледен, недвижим..

Внутренне состояние

Могущ и радостен как бой.

Он весь как божия гроза.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил


Отношение к сражению

Он поле пожирал очами

Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье . Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки

Окружение героев

Толпой любимцев окружен

За ним вослед неслись толпой Его товарищи, сыны

Несомый верными слугами. В качалке бледен . недвижим

Вдруг слабым манием руки

















































Рефлексия. Составьте сиквейны о героях поэмы.

Петр 1

Карл 12

План сиквейна 1. Тема



2. Два оценочных прилагательных



3 глагола, раскрывающих тему



4.Законченное высказывание, содержащее 4-5 слов



5. слово(ассоциация к теме)