СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературе новый ФГОС "Стихотворения народов РФ. Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомиться с творчеством поэтов народов Российской Федерации; выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные средства выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе новый ФГОС "Стихотворения народов РФ. Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»»

ДАТА: 24.04.2023; 27.04.2023 ЛИТЕРАТУРА

КЛАСС: 5-А; 5-Б

ТЕМА: СТИХОТВОРЕНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Р. Г. ГАМЗАТОВ. «ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ»; М. КАРИМ. «ЭТУ ПЕСНЮ МАТЬ МНЕ ПЕЛА»

Цель: познакомиться с творчеством поэтов народов Российской Федерации; выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные средства выразительности.

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством Р. Г. Гамзатова и М. Карима; почувствовать в их стихотворениях любовь к Родине, к родной природе; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать образное и эстетическое мышление; воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе; учить замечать красоту.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

II. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас необычный урок! Вы уже знакомы со многими поэтами и писателями России, жившими в разное время и в разных уголках нашей страны.

- Внимательно посмотрите на портреты (Слайд 1). Знаком ли вам кто-нибудь? (Нет.)

- Почему же я вам их продемонстрировала?

- Может кто-нибудь догадался чем они занимаются? (Делают предположение о том, что люди на портретах – писатели/поэты.)

III. Работа по теме урока.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Стихотворения народов РФ. Р. Г. Гамзатов и М. Карим». (Слайд 2)

- Предлагаю вам переместиться из нашего класса в один из красочных уголков РФ – Дагестан. (Слайд 3)

IV. Знакомство с биографией и творчеством Р. Г. Гамзатова

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. (Слайд 4-5)

Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В 1945-1950 гг. Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте имени М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины.

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

Многие стихи и поэмы Гамзатова сначала выходили в Дагестане на аварском языке, а затем в Москве на русском. Для его произведений характерна лирическая искренность, а также чувство неразрывной связи с родиной, с традициями аварских поэтов. Расул Гамзатов писал:

В детстве я жил жизнью маленького своего аула, в юности узнал жизнь народов Дагестана, а в зрелом возрасте мне открылся мир всей нашей земли. В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствовал себя представителем того края, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя полномочным посланником моего Дагестана.

Расул Гамзатов

Многие из стихотворений Гамзатова легли в основу песен. Изначально их исполняли в Дагестане, а в 1960-х они стали популярны во всем Советском Союзе. Их пели Анна Герман, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Марк Бернес, Вахтанг Кикабидзе, София Ротару и другие певцы и артисты.

Советский композитор Ян Френкель написал музыку на стихи Расула Гамзатова «Журавли», песню исполнил певец и актер Марк Бернес. Она звучала на радио, на телевидении, образ журавлей – павших воинов – увековечивали в памятниках, автору приходили письма с откликами из разных уголков страны и мира. Песня стали символом памяти о солдатах, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 6)

-Послушайте фрагмент песни на стихи Гамзатова «Журавли» в исполнении М.Магомаева. (Слайд 7)

До конца жизни Расул Гамзатов возглавлял Союз писателей Дагестана. Он умер в 2003 году в Москве, его похоронили в Махачкале рядом с могилой жены.

V. Анализ стихотворения Р. Г. Гамзатова «Песня соловья» (Слайд 8)

Слышишь песнь соловья?

В ней звучит торжество.

Но о чем он поет?

Неизвестно, увы, никому.

Я уверен:

О родине песня его.

Ведь другая давно б надоела ему!

- Стихотворение «Песнь соловья» – очень короткое стихотворение, дистих по форме. В нем автор говорит не столько о соловье, сколько о Родине. Соловей поет о ней без устали, и только о ней петь не устанет.

Смысл стиха в том, что Родина является очень важной темой творчества, о Родине можно говорить без конца.

Эти несколько строчек – очень поэтичны. Так написать мог только истинный патриот и настоящий мастер слова с большой душой. А ведь Расул Гамзатов сочинил «Песню соловья», когда ему было всего 26 лет!..

Поэт очень любил свой Дагестан и во многих произведениях рассказывал о нем. Именно с тем торжеством, с которым поет соловей в его стихотворении.

VI. Знакомство с биографией и творчеством М. Карима.

- А теперь мы перенесемся из солнечного Дагестана в прохладную Башкирию. (Слайд 9)

Муста́й Кари́м (настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов, 1919-2005) родился и вырос в башкирском ауле Кляш, недалеко от Уфы. Его отец, Сафа, исповедовал ислам, и религия позволяла ему иметь двух жен. В большой семье воспитывали 12 детей. Все они с раннего возраста помогали родителям вести хозяйство: Мустай следил за лошадьми. (слайд 10)

Мать мальчика, Вазифа, любила музыку и танцы. Когда она пораньше заканчивала с хозяйством, то организовывала домашние концерты и спектакли для детей. «Старшая мать», Минлеямал, знала много народных сказок и рассказывала их то ночью у костра, то во время прогулки в лес или в горы.

В 1932 году Мустай Карим и его младшая сестра окончили начальную школу и перешли в среднюю, которую недавно открыли в ауле. Родители гордились детьми: сами они были неграмотными. С шестого класса Каримов стал писать стихи о своем детстве. Заметив это, учителя посоветовали отдать произведения в детскую газету «Юный строитель». Дебют писателя состоялся в 16 лет.

В 1935 году Мустай Карим поступил на Уфимский педагогический рабфак. Здесь он два года готовился к поступлению в университет: штудировал школьную программу и учился основам будущей профессии. Юноша успешно освоил все курсы, и в 1937 году его зачислили на факультет языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. Тимирязева.

С первого курса он устроился корреспондентом в газету «Ленинец» и журнал «Пионер», где познакомился с Баязитом Бикбаевым – известным в Башкортостане поэтом. Бикбаев прочитал произведения юноши и предложил ему печататься в журнале «Октябрь» – ежемесячном издании Союза писателей. Вскоре Карим опубликовал там повесть о гражданской войне «Незнакомый гость».

Первый сборник его стихотворений вышел в 1938 году, когда поэту было всего 19 лет. «Книгу, которую мы выпустили с Вали Нафиковым, мы назвали «Отряд тронулся», – вспоминал Мустай Карим.

Мустая Карима призвали 10 июля 1941 года, но сразу на фронт не отправили. Сначала он окончил курсы в Муромском военном училище связи, где изучали азбуку Морзе и радиотехнику. Через четыре месяца Карим получил звание младшего лейтенанта и стал начальником связи 17-й мотострелковой бригады.

Воинское подразделение писателя отправили на Брянский фронт. Солдаты должны были оттянуть немецкие войска от Сталинграда. Утром 25 августа 1942 года под Мценском Карима ранило осколком снаряда. В тыловых госпиталях его лечили полгода.

В начале 1943 года он вернулся на передовую, но уже как журналист. Мустай Карим писал на татарском языке для фронтовой газеты «За честь Родины», потом его перевели корреспондентом в издание 3-го Украинского фронта «Советский воин». Карима наградили орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». День Победы он встретил в Австрии, куда его отправила редакция.

Когда закончилась война, Мустай Карим вернулся домой, в Уфу. Он впервые увидел своего сына: мальчик родился вскоре после его ухода на фронт. Писатель начал перерабатывать фронтовые очерки в литературные произведения. В 1947 году вышел сборник поэта «Возвращение» о долгом пути солдат на Родину. Одновременно он попробовал себя и в роли драматурга: закончил пьесу «Свадьба продолжается».

Через несколько месяцев было опубликовано первое детское произведение автора – повесть о дружбе «Радость нашего дома».

В 2004 году Мустаю Каримову вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. Тогда же вышла его книга воспоминаний «Мгновения жизни».

Осенью 2005 года поэта не стало. Мустая Карима похоронили на Мусульманском кладбище Уфы.

VII. Анализ стихотворения М. Карима «Эту песню мать мне пела».

Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая,

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая.

Мать мне пела эту песню -

Мы давно расстались с нею...

И чем дальше голос милый,

Тем звучит он все слышнее.

«Пламя вырастет из искры

- Знают люди,

Но коль искра улетает

- Пепел будет.

Если капля ляжет к капле

- Будет море.

Если ж капля одинока

- Сгинет вскоре.

Пролагают вместе люди

Путь широкий.

След травою зарастает Одинокий.

Коль в полях цветы пестреют

- Хвалят люди.

А один цветок на тропке

Смятым будет.

Помни: слава - не находка

На дороге.

На ветру один потухнешь

Без подмоги.

Каплей будешь только в море

Ты живою...

Пусть твой след не зарастет

Глухой травою!»

Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая,

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая...

(Слайд 12)

В стихотворении Мустая Карима «Эту песню мать мне пела…» звучит вечная память о родных местах, мудрости предков, запечатленные в песнях и сказаниях. В данном стихотворении мать дает наказ сыну о том, что во взрослой жизни будет очень трудно жить по одиночке, без поддержки близких и друзей ты не сможешь прийти к своей мечте и достичь поставленных целей.

И в начале, и в конце стихотворения повторяются строки:

«Эту песню мать мне пела,

На руках меня качая.

Эту песню мать мне пела,

В путь-дорогу провожая.»,

Так называемая риторическая эпифора, подчеркивающая в стихотворении связь прошлых событий с настоящим, просекая мудрости путь, сквозь года. Тем самым поэт подчеркивает значимость этого момента для себя и своей жизни.

С помощью метафор и эпитетов автор сравнивает одинокого человека с каплей, что одна не сможет стать большим морем; сравнивает с цветком, которого будучи одним сразу растопчут. Также мать, наказывая, напоминает, что человека, который всю жизнь был один, после смерти и не вспомнят, будто бы его и не было, а его след зарастет глухой травой.

Эту же мысль пытаются передать через фольклор многие народы, к примеру русский народ через пословицы: «В одиночку слабы, вместе сильны», «Вместе потужить-вполгоря», «Вместе и огонь не страшен», «Одному в поле- горе, а вместе всем- раздолье», «Человек без друзей – что дерево без корней».

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает многих поэтов?

- Родная природа, родина, дом для поэта – источник восхищения и вдохновения. Оба поэта горячо любили и остро чувствовали родную природу. Их стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение любого стихотворения из творчества Р. Г. Гамзатова и М. Карима.