Откройте учебники на стр. 102. Кто изображен на иллюстрации? (художник) - что он делает? (рисует) - а как вы думаете, что он рисует? (природу). Этот человек любит родную природу и рисует ее, а писатель М. М. Пришвин тоже любил свою природу. Посмотрите на портрет писателя, прочитайте о нем в учебнике. О ком и о чем рассказывал М. М. Пришвин в своих книгах? - (о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе) - как надо относиться к природе? - ребята, прочитайте название текста? (Предмайское утро) - как понимаете это выражение? Давайте прочитаем с выражением. Какое настроение вызывает весна? (радостное), прочитаем с радостью. В тексте будут встречаться слова: горизонт, на доске, карточка, зеленя. Мы уже знакомы с этим словом, кто помнит, что оно обозначает? Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей. Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый). Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль. Текст читает учитель. Дети слушают. - Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро? Трава – зеленеет. Березы – шоколадного цвета. Почки – густые. А какой лес в тексте? (не одет, но… почки). Как вы это представляете? На каких деревьях в лесу появляется первая зелень (на ивах) верба. Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень) Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения). Учебник стр. 103 - Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст? Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия. М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям. И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина « Глоток молока» Прочитаем хором ключевые слова Лада, молоко, заболела, ласка, спасли жизнь - Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ? Чтение текста. - Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ? (дети делятся своими впечатлениями) - Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали? Совпали ли наши предположения? Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?» Повторное чтение по абзацам. Беседа в ходе чтения. А) – Кто такая Лада? Что с ней случилось? Как понимаете слово отвертывалась? Б) – Кого позвали к Ладе? - Как Лада отреагировала на появление автора ? - Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные) В)- Что сказал автор Ладе ? Как Лада отреагировала на слова автора ? Беседа после чтения. - От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады. - А в чем совпали или не совпали первые предположения ? - В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ». Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?» - Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? - Так что же помогло Ладе? - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке. - Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться). - Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных) |