СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению: "Предмайское утро" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению: "Предмайское утро" (1 класс)»



Конспект урока литературного чтения.

Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».

Цели деятельности учителя:

- формировать у учащихся умение определять основную мысль текста;

- продолжить обучение краткому пересказу текста;

Планируемые результаты

Личностные:

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- работать над проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Оборудование: учебник «Азбука» часть 2 В.Г. Горецкий, видео –физминутка, учебная презентация.













Этап урока.

Методы. Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент


Словесный: слово учителя

1 м

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Покажите мне на ваших смайликах.

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Приветствие учителя.





Эмоциональный настрой на урок.


Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

2. Мотивационный этап


Словесный: слово учителя



Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой

4 м







5 м




Работа с чистоговоркой, скороговоркой.


Повторяйте за мной.

Кно – кно – кно – открывай скорей окно.

Он – он – он – ходит, бродит серый слон.

Лью – лью – лью - все цветочки я полью.

Ят – ят – ят – дети хором говорят.

Теперь прочитайте хором.

Прочитайте. Прочитаем все вместе.

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.




Проговаривать чистоговорку, скороговорку.

К: планирование учебного сотрудничества;







П: развитие умения анализировать познавательный объект;

3. Актуализация знаний


Словесный: слово учителя

8 м

С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

Какие произведения вы помните?

Какое было домашнее задание?

Повторите, будем читать выразительно.

(Опрос 2- 3 уч-ов)


Отвечать на вопросы.



Читать выразительно.


П: структурирование знаний;


П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

4. Постановка учебной задачи, целеполагание


Словесный: слово учителя


Практический: работа с предложением


Динамическая пауза

10 м











2 м

Если речка  голубая,

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …

- «Весна».

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна

И поет пичужек стая

Значит к нам пришла…

- «Весна».

 - Ребята, а почему я именно эти загадки вам предложила сегодня?

 - За окном настоящая весна.

Сегодня мы будем и говорить, и читать о весенней природе.

 - Кто любит это время года? За что?

Красоту этого времени года воспевали поэты в стихотворениях, композиторы сочиняли красивую музыку о весне, а художники отражали эту красоту в картинах.

«Тает снег, а в поле бежит весенний ручей. Весна полностью вступает в свои права, пышно цветет природа, появляется молодая зелень».

У весны есть разные периоды: ранняя весна, поздняя весна.

Посмотрите за окно, что происходит в природе? Сейчас какая весна? (ранняя)

- Ребята, давайте составили названия весенних месяцев, в нужном порядке. Так как они следуют друг за другом.

1. март

2. апрель

3. май

Самуил Яковлевич Маршак в цикле «Круглый год» каждому месяцу посвятил свое стихотворение.

Наши предки – славяне называли по-другому весенние месяцы.

«травень»

«цветень»

«березозол»

- Как вы думаете, какое название соответствовало каждому месяцу? Почему?

Март – «березозол»

Апрель – «цветень» (все зацветает)

Май – «травень» (появилось много травы густой и сочной).

Динамическая пауза

Видео – физминутка.





Читать стихотворения.










Отвечать на вопросы.

















Слушать учителя.






Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.











П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;






5. Решение частных задач











Словесный: слово учителя



















Практический: работа с текстом











Практический: работа с заданием



























Практический:

работа с тестом





7 м





































3 м




































4 м

Откройте учебники на стр. 102. Кто изображен на иллюстрации? (художник)

- что он делает? (рисует)

- а как вы думаете, что он рисует? (природу).

Этот человек любит родную природу и рисует ее, а писатель М. М. Пришвин тоже любил свою природу.

Посмотрите на портрет писателя, прочитайте о нем в учебнике.

О ком и о чем рассказывал М. М. Пришвин в своих книгах?

- (о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе)

- как надо относиться к природе?

- ребята, прочитайте название текста? (Предмайское утро)

- как понимаете это выражение? Давайте прочитаем с выражением. Какое настроение вызывает весна? (радостное), прочитаем с радостью. В тексте будут встречаться слова: горизонт, на доске, карточка, зеленя.

Мы уже знакомы с этим словом, кто помнит, что оно обозначает?

Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый).

Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль.

Текст читает учитель. Дети слушают.

- Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро?

Трава – зеленеет.

Березы – шоколадного цвета.

Почки – густые.

А какой лес в тексте? (не одет, но… почки).

Как вы это представляете? На каких деревьях в лесу появляется первая зелень (на ивах) верба. Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень)

Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения).


Учебник стр. 103

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.

И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина

« Глоток молока»

Прочитаем хором ключевые слова

Лада, молоко, заболела, ласка, спасли жизнь

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

Чтение текста.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

(дети делятся своими впечатлениями)

- Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали?

Совпали ли наши предположения?

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады.

- А в чем совпали или не совпали первые предположения ?

- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ».

Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?»

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)






Читать текст.













Отвечать на вопросы.









Высказывать свое мнение.
















Работать с иллюстрацией.









Слушать учителя.










Читают текст.








Отвечают на вопросы.









Отвечать на вопросы.











К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;



























К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;




























П: развитие умения анализировать познавательный объект;
















Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;


6. Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

1 м

С творчеством каког писателя мы сегодня знакомились? Какие рассказы прочитали?

- Продолжите предложение:

Я научился…..

Теперь я хотел бы ещё узнать…


Проводить анализ учебной деятельности.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания.