1. Рассматривание обложки. 1 3 1 4 2 – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым учебником. Рассмотрим его. – Что нарисовано на обложке? (Школа, мальчик – наверное, он первоклассник.) – Как вы думаете, о чём может быть эта книга? Предположения детей. – Посмотрите, как называется этот учебник. – А могут ли у солнышка быть капельки? – Прочитав учебник, мы ответим на этот вопрос. Посмотрите, какая яркая жёлтая обложка! Как вы думаете, почему? – Можно ли на обложке найти фамилию автора? Прочитайте. – Для кого написана книга? Можно ли найти на обложке ответ на этот вопрос? – Значит, эта книга – школьный учебник по чтению. 2. Работа в учебнике 1 1 3 2 1 1) – Откройте учебники на с. 2. На этой странице можно узнать, кто принимал участие в создании учебника. Здесь помещена аннотация. Это маленький текст о том, для кого и зачем написана эта книга. Аннотацию имеют все книги. – Откройте с. 206. – Посмотрите, как много нам предстоит прочитать до конца учебного года. – Прочитайте самое верхнее слово на с. 206. – «Содержание» – что это такое? (Всё то, что содержит эта книга.) – На страницах есть строчки, выделенные красным цветом. Прочитаем их. Дети читают: «Раздел 1. Попрыгать, поиграть...», «Раздел 2. Наш дом» и т.д. – Что значит слово раздел? (Учебник разделили на части. Каждая часть называется разделом.) – Вы прочитали названия разделов. Как вы думаете, о чём мы будем читать в 1-м разделе? Cвободные высказывания детей. – Во 2-м разделе? – В 3-м? – В 4-м? – В каждом разделе жирным шрифтом выделены слова. Что это за слова? Прочитаем. (Это фамилии людей.) – Кто они? (Писатели, поэты.) – Значит, в этой книге собраны произведения разных авторов. – А кто собрал эти произведения в один учебник для чтения? Учитель называет фамилии, имена и отчества авторов-составителей. – Для чего же Екатерина Валерьевна и Рустэм Николаевич собрали много произведений в одну книгу? – Какой раздел вам хотелось бы прочитать в первую очередь? Дети выбирают раздел, пролистывают его, знакомятся подробнее... 2) Чтение обращения к первоклассникам. – Откройте с. 3, прочитайте первую строчку. – К кому обращаются авторы-составители? (К вам, первоклассникам.) Чтение обращения. 1-й абзац читает учитель. – Для чего же эта книга? (Чтобы научиться хорошо читать.) – Что мы сейчас делали? (Планировали нашу работу на уроках чтения). – Какое умение развивали? – С кем знакомят нас авторы? (С главными героями.) – Кто они? (Мальчик и девочка. Ещё у них игрушечный заяц...) – Теперь продолжим чтение. Дети читают по предложениям. Комментарий учителя и вопросы по ходу чтения: – Значит, как зовут мальчика? (Вова Колесников.) – А девочку? (Катюша Персикова.) – Что это значит – общая игрушка? – Какая она? Расскажите. – Вы согласны, что заяц Пус замечательный? Почему? – А вам бы хотелось учиться вместе с любимой игрушкой? – Вспомните свой первый школьный день. У вас так же было? (Да, все нарядные, весёлые, знакомились друг с другом...) – А почему же один мальчик грустил? Что можно предположить? – Вы поняли, почему Петя и Катя радостно засмеялись? – Что значит «прямо как в сказке»? (Они мечтали дружить и учиться с игрушечным зайцем, а будут учиться с Петей Зайцевым. И хотят с ним дружить.) – Значит, Петя Зайцев – самый младший по возрасту в классе, и наши герои решили ему помогать во всём. Как вы думаете, теперь Петя будет грустить? 3) Первый урок вежливости. 1 Дети читают строчки вверху страницы 6. – Итак, кто же герои книги? – Посмотрите на друзей Пети. Вот Катюша Персикова. Вы догадались, почему авторы-составители так её назвали? (Хорошая, милая, скромная...) – А какой Вова Колесников? (Озорной, весёлый, шустрый...) – Петя – самый младший среди ребят, и друзья помогают ему во всём. – Давайте прочитаем, что же советует Пете озорник Вова. Учитель читает «вредный совет» Григория Остера на с. 6. – Понравился ли Вовин совет Катюше? (Нет.) – А вам? – Прочитаем, что написано внизу страницы. – Давайте посмотрим, чему же решила научить Катюша Петю на первом уроке вежливости. Прочитаем на с. 7. – «Дети должны первыми здороваться со взрослыми». Правильно, со всеми взрослыми. – Второе правило. – Почему надо здороваться со всеми учителями? (Они взрослые.) – Читаем третье правило. Почему невежливо приветствовать издалека? Свободные высказывания детей. – Вернёмся к Вовиному совету. Почему он не хотел говорить вежливые слова? (Не хотел, чтобы его называли болтуном.) – Можно ли Катюшу назвать болтушкой, если она здоровается со всеми взрослыми? – Как можно назвать человека, который говорит: «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо»? (Вежливый, воспитанный человек.) – А кого же называют болтуном, болтушкой? – Конечно, мы с вами понимаем, что совет Григория Остера – это шутка. Но она помогла Пете и нам понять очень важные вещи. – Что мы с вами делали? (Отвечали на вопросы, работали с текстами.) – Какое умение формировали? 1 1 4 1 2 3 1 3 | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |