Актуализация знаний и умений, создание проблемной ситуации | Актуализировать знания учащихся | -Ребята, какую тему вы изучили на прошлом уроке? Проверка домашнего задания -Какие права и обязанности граждан России ты знаешь? -Кто является главой нашего государства? -Молодцы! Правильно. | 1) Право на свободу и личную неприкосновенность 2)на личную и семейную тайну 3)на защиту своей чести и доброго имени; 4)на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многое другое. -Владимир Владимирович Путин. | Речь учителя | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | | РУУД: оценивать правильность своих суждений; КУУД: уметь слушать других людей | |
Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока | Организовать осмысление учащимися возникшей проблемной ситуации с целью выявления причины затруднения и осознание того, в чем именно состоит недостаточностьих знаний, умений или способностей | -Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? -А что это такое? -Какой государственный символ России вы еще знаете? -А что такое символ? -Давайте поставим цель. -Сформулируйте тему урока. | -Я вижу флаг и герб. -Это государственные символы. -Я знаю еще Государственный Гимн России. -Затрудняются ответить. -Узнать, что такое символы, какие они бывают. -Тема урока «Символы России». | Речь учителя. Беседа | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | | РУУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя | |
Открытие новых знаний -построение проекта выхода из затруднения -реализация проекта | Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения | Обратимся к «Толковому словарю русского языка» то там найдем следующее: cимвол – то, что служит условным знаком. Например, голубь – символ мира, сова – символ мудрости. Символов у России много – это матрешка, береза, Кремль и многое другое. Но есть особые символы – государственные. Откройте учебник на с. 168. Начнем нашу работу, для этого вам нужно разделиться на 3 группы и подготовить с помощью учебника одну из тем: «Государственный герб России», «Государственный флаг России», «Государственный гимн России». 1 группа. Данной группе необходимо ответить на следующие вопросы: · Что такое герб? · По каким правилам составляется герб? · Когда впервые появился двуглавый орел? Почему именно орел? · Какой смысл придают изображению на гербе в наши дни? 2 группа. Данной группе необходимо ответить на следующие вопросы: · Когда впервые в России появился бело-сине-красный флаг? · Кто ввел порядок расположения цветов на флаге? · Что символизируют три цветные полосы на российском флаге? · Когда мы отмечаем День Государственного флага РФ? · Что вы можете рассказать о знамени победы? 3 группа. Данной группе необходимо ответить на следующие вопросы: · Где возникло слово гимн? · Что такое государственный гим? · Кто написал музыку гимна? Слова гимна? · Что делают люди при исполнении Государственного гимна? | 1 группа 1.Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». Он — наше наследие. 2.На красном щите распростёр крылья золотой двуглавый орёл под тремя коронами — двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла — скипетр (жезл), в левой — держава (золотой шар с крестом). На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьём чёрного дракона. 3.Впервые двуглавый орёл появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. Двуглавый орёл — один из древних символов власти, могущества, мудрости. Недаром орла называют царём птиц. Наверное, поэтому правители выбирали изображение орла как знак своей власти. Двуглавый орёл был символом освобождения Руси от ордынского владычества. Тогда три короны означали единство трех царств, вошедших к тому времени в состав России: Казанского, Астраханского и Сибирского. Скипетр и держава были знаками царской власти. 4.Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии, потому и повёрнуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Короны, соединённые лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьём дракона, — готовность народа встать на защиту родной земли. 2 группа 1.Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVII века на первом боевом корабле «Орёл». 2.Порядок цветов ввел Пётр Первый. 3.В разные времена цветам флага давали различное объяснение. С древних времён цвета на Руси означали: красный — мужество и смелость, синий — верность и честность, белый — благородство. 4. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага РФ. Такие же почести, как и Государственному флагу России, воздаются красному Знамени Победы. Это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной войне. 3 Группа 1.Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны — торжественные похвальные песни в честь богов или героев. Из греческого языка слово «гимн» перешло во многие языки мира. 2.Государственный гимн — это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. 3.Музыку гимна написал композитор А. В. Александров, а слова — поэт С. В. Михалков. 4.На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. | Речь учителя. Беседа | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | | КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изученного материала | -Откройте рабочие тетради на 62 с. -Прочитайте и выполните задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. -Поднимите руки, у кого все верно. -Выполните №2. Проверьте. | Раскрась Государственный флаг России и Знамя победы. (Выполняют). Внимательно проверяют. Поднимают руки. Выполняют. | Речь учителя. Беседа. | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других УУД). Регулятивные УУД: Уметь работать по коллективно составленному плану | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | Организовать выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по образцу | -Откройте тетрадь на с.64. -Выполните задание самостоятельно. -Проверьте. Сдайте тетради. | | Речь учитель. Беседа | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Самоконтроль | | КУУД: Уметь совместно договариваться РУУД: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | |
Включение в систему знаний | Организовать актуализацию умений решать примеры с именованными числами | -Давайте обсудим, зачем государству нужны символы? -Как нужно относиться к символам? -Отношение к государственной символике – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, истории и культуры. Проявления неуважения к символам своего государства означает неуважение к себе самому. | -Символ будет отличать Россию от другой страны. -К символам нужно относиться уважительно. | Речь учителя. Беседа | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Самоконтроль | ПУУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ПУУД: владеть общим приемом решения задач | | ЛУУД: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | Осуществляют оценку содержания урока и оценку своей деятельности на уроке | -О чем мы сегодня с вами говорили? -Какие символы вы знаете? Сегодня за урок оценки получают... -Запишите домашнее задание. С. 168-174 знать. С 174 задания для домашней работы. -Хлопните раз, если у вас не возникало трудностей, все ясно, топните, если вам что-то не понятно. -Подойдите те, кто топнул ножками. | -Мы говорили о символах России. Символы: матрешка, балалайка, береза. Но есть еще и государственные символы – флаг, герб, гимн. -Хлопают в ладоши, топают | Речь учителя. Беседа | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | ПУУД: Построение логической цепи рассуждений | РУУД: Осознание качества и уровня усвоения КУУД: Умение слушать и слышать | ЛУУД: Установление учащимися значения результатов своей деятельности |