Конспект по окружающему миру 1 класс
Автор: Самохина В.А. учитель начальных классов
Тема: «Зачем нужны поезда?»
Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге.
Задачи:
• уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги;
• выполнять задания на основании информации учебника
Планируемые результаты:
Предметные:
• определять назначение поездов;
• классифицировать поезда в зависимости от назначения;
• знать устройство железной дороги
Личностные:
• определять личностный смысл изучения темы урока;
• проявлять целостное восприятие окружающего мира
Метапредметные:
• Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке;
• Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности ,извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку;
•Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес.
Ход урока:
Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок! (проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
– Зачем люди создали автомобили?
– Какие бывают автомобили?
Работа по теме урока
– Муравьишка принёс нам загадку:
Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатится. (поезд) (слайд 2)
-Какого вида транспорта является поезд?
Поезда- это наземный и подземный транспорт. В отличие от автомобилей, они передвигаются по железной дороге. Поезда нужны для того, чтобы перевозить пассажиров и разные грузы.
-Сначала железная дорога появилась в городах
в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка».
-Первая железная дорога была построена у нас
в стране в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране.
-В России первый паровоз был изобретён мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном) в 1834 году . Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырёх колёсах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.
-Со временем изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.
(рассказать детям о том, что некоторым поездам дают название птиц)
Физкультминутка:
(Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад).
Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу!
Далеко я укачу! (Бег на месте).
Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!
Устройство железной дороги
Рельс — это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов.
Шпалы — деревянные брусья, укладываемые поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.
Эстакада — строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь.
Туннель — сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землёй или в горах.
Шлагбаум — подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железнодорожных переездах.
Устройство поезда
Локомотив – это машина, которая движется по рельсам, предназначена для тяги прицепленных к ней вагонов.
Вагон– транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.
Слайд 13 (вагоны бывают)
Пассажирские – перевозка пассажиров
Грузовые- перевозка грузов
Слайд 14 (различают по старшинству)
Внеочередные - пропускают вне очереди и расписания
Очередные - идут по очереди и расписанию
15 слайд (на картинках какие бывают поезда)
-Метро — это городская внеуличная железная дорога для перевозок пассажиров. Линии метро могут быть подземные, в тоннелях, и наземные, на эстакадах. Подземные линии метро наиболее распространены, так как они не нарушают планировки города и не мешают движению транспорта и пешеходов. Наземных участков меньше и они должны иметь ограждения. Метро необходимо в городах, где численность жителей больше одного миллиона человек.
Строительство метро в нашей стране началось в 1932 году. Первую линию метрополитена открыли в 1935 году. Она имела 13 станций.( «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».)
-Метро включает большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные туннели, вагонные депо с производственными цехами, электрические подстанции, вентиляции, водоснабжение.
-В далёкий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.
Рефлексия
– Зачем люди создают поезда?
– Какие бывают поезда?
– Как устроена железная дорога? (ж.д. полотно, туннели, эстакады, переезды…
– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»
– Какие открытия вы сделали на уроке?