СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру «Зачем нужны поезда?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по окружающему миру для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру «Зачем нужны поезда?»»

Конспект по окружающему миру 1 класс

Автор: Самохина В.А. учитель начальных классов

Тема: «Зачем нужны поезда?»

Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге.

Задачи:

• уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги;

• выполнять задания на основании информации учебника

Планируемые результаты:

Предметные:

• определять назначение поездов;

• классифицировать поезда в зависимости от назначения;

• знать устройство железной дороги

Личностные:

• определять личностный смысл изучения темы урока;

• проявлять целостное восприятие окружающего мира

Метапредметные:

• Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке;

• Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности ,извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку;

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок! (проверка готовности к уроку)

  1. Актуализация знаний

– О чём мы говорили на прошлом уроке?

– Зачем люди создали автомобили?

– Какие бывают автомобили?

  1. Работа по теме урока

– Муравьишка принёс нам загадку:

Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатится. (поезд) (слайд 2)

-Какого вида транспорта является поезд?

Поезда- это наземный и подземный транспорт. В отличие от автомобилей, они передвигаются по железной дороге. Поезда нужны для того, чтобы перевозить пассажиров и разные грузы.

-Сначала железная дорога появилась в городах

в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка».

-Первая железная дорога была построена у нас

в стране в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране.

-В России первый паровоз был изобретён мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном) в 1834 году . Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырёх колёсах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

-Со временем изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.

(рассказать детям о том, что некоторым поездам дают название птиц)

Физкультминутка:

(Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад).

Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу!

 Далеко я укачу!     (Бег на месте). 

Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!

Устройство железной дороги

Рельс — это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов.

Шпалы деревянные брусья, укладываемые поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

Эстакада — строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь.

Туннель — сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землёй или в горах.

Шлагбаум — подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железнодорожных переездах.

Устройство поезда

Локомотив – это машина, которая движется по рельсам, предназначена для тяги прицепленных к ней вагонов.

Вагон– транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Слайд 13 (вагоны бывают)

Пассажирские – перевозка пассажиров

Грузовые- перевозка грузов

Слайд 14 (различают по старшинству)

Внеочередные - пропускают вне очереди и расписания

Очередные - идут по очереди и расписанию

15 слайд (на картинках какие бывают поезда)

-Метро — это городская внеуличная железная дорога для перевозок пассажиров. Линии метро могут быть подземные, в тоннелях, и наземные, на эстакадах. Подземные линии метро наиболее распространены, так как они не нарушают планировки города и не мешают движению транспорта и пешеходов. Наземных участков меньше и они должны иметь ограждения. Метро необходимо в городах, где численность жителей больше одного миллиона человек.

Строительство метро в нашей стране началось в 1932 году. Первую линию метрополитена открыли в 1935 году. Она имела 13 станций.( «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».)

-Метро включает большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные туннели, вагонные депо с производственными цехами, электрические подстанции, вентиляции, водоснабжение.

-В далёкий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

  1. Рефлексия

– Зачем люди создают поезда?

– Какие бывают поезда?

– Как устроена железная дорога? (ж.д. полотно, туннели, эстакады, переезды…

– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

– Какие открытия вы сделали на уроке?