Теория по разделу, «ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК».
Автор конспекта: Казиев Казим Зейнудинович.
Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Узкое значение:
- определённая группа людей;
- этап развития общества;
- совместная деятельность;
- определенная страна.
Широкое значение:
- часть материального мира;
- динамичная система;
- совокупность способов взаимодействия и объединения.
Общее с природой.
- эволюция. Эволюция (лат) - развёртывание. Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния.
- определенные законы развития.
Различие:
Природа - стихийна, долговечна, нет направленности развития.
общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития.
Обществу присущ прогресс, а природе нет.
Общество - сложная динамическая система:
- единая;
- взаимосвязь элементов;
- способность к развитию (одни элементы исчезают, а другие появляются).
Составные части природы:
1. Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии.
2. Атмосфера – газообразная оболочка вокруг Земли.
3. Гидросфера – водная оболочка Земли.
4. Биосфера - сфера существования живых организмов.
Составные части общества (современные учёные – Ферсман, Плотников, Дьяконов).
1. Антропосфера – сфера жизни людей, как биологических организмов.
2. Социосфера – область сложных общественных отношений между людьми.
3. Биотехносфера (техносфера) – область распространения технического влияния человека и человечества.
Человек – часть природы, а значит и общество – часть природы.
Три исторических типа общества:
1) Аграрное (традиционное).
2) Индустриальное.
3) Постиндустриальное (информационное).
Законы развития общества:
- закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую;
- закон неравномерного развития отдельных народов.
Сферы общества и их взаимосвязь (подсистемы):
- экономическая сфера – это система экономических отношений, в результате процесса материального производства. Основой экономической сферы является способ производства и распределения материальных благ в обществе;
- политическая сфера – система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и группам;
- социальная сфера – система социальных отношений , возникающих между группами людей . Для изучения сферы предполагается рассмотреть горизонтальную и вертикальную дифференциацию в обществе;
- духовная сфера – система отношений между людьми, отражающая духовно - нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами как культура, наука. религия, искусство, мораль, идеология.
Социальные институты - устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.
Социальные институты возникают в результате общественных потребностей:
- в воспроизводстве рода;
- в безопасности и социальном порядке;
- в средствах существования;
- в получение знаний, социализации подростающего поколения, подготовке кадров;
- в решении духовных проблем смысла жизни.
Виды социальных институтов:
- семьи и брака - удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода;
- экономические институты, в первую очередь производство - удовлетворяют потребность в добывании средств существования;
- политические институты, в первую очередь государство - удовлетворяют потребность в безопасности и социальном порядке;
- институты образования, науки и культуры -- удовлетворяют потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации человека;
- институт религии - удовлетворяют потребность в решении духовных проблем, формирует общественное сознание.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ.
Традиционное общество.
Экономика | Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство |
Политика | Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость |
Социальная сфера | Сословное деление, отсутствие социальной мобильности |
Духовная сфера | Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения |
Индустриальное общество.
Экономика | Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии |
Политика | Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей |
Социальная сфера | Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация |
Духовная сфера | Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки |
Постиндустриальное общество.
Экономика | Сфера производства уступает сфере услуг |
Политика | Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии |
Социальная сфера | Профессиональное деление, развитие гражданского общества |
Духовная сфера | Приоритет отдается науке и образованию |
Аграрное общество – общество для которого характерны: господство натурального сельского-хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии, преобладание монархических форм правления, власть выше закона, малое количество образованных людей.
Индустриальное общество - определяющую роль играет промышленность, классовое деление общества, провозглашение политических свобод, равенство перед законом, массовое развитие образования, вера в науку.
Информационное общество - Постиндустриальное общество - производство ориентировано не на объём, а на качество продукции, сфера услуг начинает преобладать над производством, на смену классовому делению приходит профессиональное разделение в зависимости от знаний и квалификации, политический плюрализм, сильное гражданское общество, особая роль науки, образования и информации.
Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития являются факторами, которые очень сильно повлияли на повседневную жизнь людей, на их ментальность, на политическую и социальную структуру общества.
Общественный процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей.
Объект: вся историческая действительность.
Субъект - участники исторического процесса ( всё человечество. трудящиеся, народ, выдающиеся личности?).
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ-(количественные изменения)
способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ-(качественные изменения)
способ увеличение масштабов производства за счет совершенствования качества его факторов и введения более экономичных природных ресурсов, повышения уровня квалификации работников, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства. Благодаря всему этому увеличивается отдача от всех вовлеченных в производство ресурсов.
Различают два подхода к изучению истории:
1)- формационный (стадиально-поступательный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.
2) – цивилизационный - каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая.
Типы обществ по способу производства и формам собственности, т.е. по общественно-
экономическим формациям.
| Коммунизм (коммунистическая формация). |
| Капитализм (капиталистическая формация). |
| Феодализм (феодальная формация). |
| Рабовладение (рабовладельческая формация). |
| Первобытность (первобытнообщинная формация). |
По В.И.Ленину:
Социализм – первая форма коммунизма.
Империализм – высшая и последняя стадия капитализма.
Формация - исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства и формах собственности.
Базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов общества, соответствующих им отношений и учреждений (организаций).
Плюсы подхода:
- можно увидеть общее в развитии различных народов;
- выделить закономерности;
- предложить периодизацию истории.
Минусы подхода:
- многие народы не проходят все стадии развития;
- схематичность;
- личный фактор на заднем плане;
- навязывание линейного пути развития;
- спорный вопрос о месте социализма;
- утопия коммунизма.
Соотношение периодов истории и формаций.
Периоды | Первобытность | Древний мир | Средневековье | Новое время | Новейшее время |
Формации | Первобытнообщинная формация | Рабовладение | Феодализм | Капитализм | Капитализм и социализм |
Цивилизация - устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.
Цивилизация:
- определенная стадия в локальном развитии культур (Шпенглер);
- ступень исторического развития (Морган, Тоффлер Ф.Энгельс);
- синоним культуры (А.Тойнби);
- цивилизация, культура- как проявление духовной сущности человека (Н. бердяев, С. Булгаков);
- система ценностей. представляющих собой культуру (М. Вебер);
- ценность всех культур (К.Ясперс);
- понятие цивилизации и культуры не совпадают и даже противопоставляются (Данилевский.
Н.О.Шпенглер);
- это этап в развитии общества, связанный с развитием культуры (Ф.Вольтер, Ж.Тюрго).
Признаки цивилизации:
1. географическая среда; 5. политико-правовая система;
2. система ведения хозяйства; 6. религия;
3. письменность; 7. духовные ценности.
4. социальная система;
Теории цивилизаций:
Теории стадиального развития цивилиза- цив ций. | Теории локальных цивилизаций. |
Изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества. | Изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. |
Тойнби - замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация - синоним культуры.
Данилевский – первичные (нет ведущего начала - египетская), односновные (выраженное начало - еврейская, религия), двухосновные (Европа - политика, культура), объединительная (славянская). «Россия и Европа».
Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.
Шпенглер - противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».
Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе (теория стадиального развития) три основные стадии:
1).доиндустриальную (аграрную);
2).индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
3).постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Недостатки цивилизационного подхода:
История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества.
Народы и общества изучаются изолированно.
Трудно выявить закономерности в историческом процессе.
Типы социальной динамики:
- линейное; - циклическое; - спиралевидное.
Пути развития общества:
Прогресс - переход от менее совершенного уровня развития к более
совершенному.
Регресс - движение от лучшего к худшему.
Реформа - частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ
существующего строя.
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.
Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация - это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами.
Интеграция - процесс объединения частей в целое (политич. интеграция – Евросоюз).
Унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе.
Факторы глобализации:
- экономический (транснациональные корпорации);
- политический (ООН);
- социальный (Интерпол);
- духовный (туризм).
Опасности глобализации:
- унификация национальных культур;
- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития;
-глобальные проблемы.
Плюсы:
способствует развитию экономики;
обеспечивает большую толерантность;
предостерегают государства от крайних действий.
Минусы:
не всегда ориентирована на развитие отечественного производства;
нивелируются запросы людей;
диктуются правила, выгодные развитым странам;
навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур;
появление глобальных проблем.
Глобальные (общепланитарные) – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизаций.
Признаки глобальных проблем :
1. Угрожают всему человечеству.
2. Носят общемировой характер.
3. Нуждаются в неотложных мерах по их устранению.
4. Решение возможно в рамках всего человечества.
В современных условиях к глобальным проблемам относятся:
1. проблема Север-Юг;
2. проблема бедности;
3. продовольственная проблема;
4. энергетическая проблема;
5. проблема экологии и устойчивого развития; (экологическая проблема);
6. демографическая проблема;
7. проблема развития человеческого потенциала;
8. проблема обеспечения человеческой безопасности (проблема войны и мира);
9. проблема освоения Мирового океана;
10. проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа , наркомании.
Проблема Север-Юг.
Проблема Север-Юг заключается в проблемных международных экономических отношениях развитых стран с развивающимися странами.
Продовольственная проблема.
Продовольственная проблема заключается в неспособности человечества обеспечить себя продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами.
Проблема обеспечения безопасности человека.
Человеческая безопасность представляет собой состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков.
Проблема экологии и устойчивого развития.
Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.
Демографическая проблема.
Глобальная демографическая проблема заключается в быстром и неконтролируемом росте населения развивающихся стран и старении населения развитых стран.
Энергетическая проблема.
Энергетическая проблема - это глобальная проблема обеспечения человечества топливом и энергией. Главной причиной возникновения энергетической проблемы является быстрый рост потребления минерального топлива в 20 веке. Существует два пути решения энергетической проблемы: экстенсивный, предполагающий дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и интенсивный путь, предполагающий повышение эффективности использования энергоносителей.
Проблема Мирового океана.
Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.
Мировой океан служит транспортной артерией. Морской транспорт обеспечивает торгово-экономические связи, на него приходится более 60% мирового грузооборота.
Мировой океан — кладезь природных ресурсов. Издавна человечество использовало его биологические ресурсы.
Помимо биологических ресурсов Мировой океан обладает колоссальными минеральными богатствами. Среди них наиболее важны нефть и природный газ, добыча которых в последние десятилетия росла особо быстрыми темпами на шельфе Мирового океана; уже сегодня их добыча даст продукции более чем на 200 млрд. долл. в год.
Мировой океан — это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения.
В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.
Научно-техническая революция.
НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.
Этапы НТР:
60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходила в СССР в недрах ВПК.
70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.
Последствия НТР:
« + »
1. Переход на интенсивный путь развития;
2. ускоренное развитие инфраструктуры;
3. Урбанизация – рост городского населения;
4. изменение облика рабочего класса (квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики);
5. благоприятные условия для развития образования и здравоохранения;
6. рост контактов;
7. превращение науки в решающий фактор развития общества;
8. стимулирует развитие производства.
« - »
1. Безработица.
2. Экологические проблемы.
3. Проблемы для здоровья.
4. Сильная зависимость общества от информационных технологий.
5. Вмешательство в личную жизнь человека.
Человек. Индивид. Личность.
Человек - биосоциальное существо.
Антропогенез – процесс появления человека.
Социогенез – процесс появления человеческого общества.
Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Три главные версии происхождения человека:
1) Теологическая – божественное происхождение.
2) Космическая – внеземное происхождение.
3) Эволюционная – человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции.
Основные отличия человека от животного:
1. Прямохождение.
2. Мышление (развитие мозга).
3. Развитие руки (подвижная и способная к тонкому манипулированию, кисть с развитым большим пальцем).
4. Речь.
5. Умение изготавливать орудия труда и использовать их в производстве.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - отдельный человек в среде других людей.
- всякий, любой;
- один из нас.
Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.). Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На характер оказывают влияние:
- наследственность; - социальная среда; - самовоспитание.
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
холерик (человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения);
флегматик ( медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний);
сангвиник (у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения; живой, активный, общительный, быстрый, трудоголик,
поверхностный, чуткий, легко приспосабливающийся, непостоянный);
меланхолик ( легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее).
Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Личность
- имеет активную жизненную позицию;
- имеет систему ценностей;
- воздействует на развитие других людей.
Факторы, влияющие на формирование личности:
Наследственные факторы (особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности).
Социальные факторы: (социальное окружение, индивидуальный опыт человека, культурная среда).
Природно-географическая среда.
Время рождения личности
----------------------------------------------------------------------------------------------
человек
индивид, индивидуальность
первые черты личности
формирование
личности
0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------
мес. год
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).
Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.
Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.
Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь, брак. и т. д.
Функции агентов и институтов социализации:
1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
2. Осуществляют социальный контроль, за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Приемы социализации (элементы контроля):
1) поощрение;
2) наказание.
Стадии социализации:
1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):
1. поступление в вуз (цикл студенческой жизни).
2. женитьба (цикл семейной жизни).
3. выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).
4. служба в армии (армейский цикл).
5. выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.
В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».
– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?
Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.
ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Ученые выделяют три группы потребностей:
биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Пирамида потребностей человека, по А. Маслоу ( амер. психол.)
| Духовные ( потребность в самореализации, развитие своих возможностей и способностей, самовыражение…). | |
| Престижные ( уважение, самоуважение, высокий статус, признание..). | |
| Социальные ( общение, дружба. любовь, духовная близость…). | |
| Экзистенциальные – потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение). | |
Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание, воспроизведение рода…). |
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей.
Виды:
деловые;
личные;
приятельские;
товарищеские;
семейные.
Система взаимосвязей:
взаимодействие – согласованность действий;
взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникации бывают следующих видов:
Материальная – обмен материальными ресурсами.
Духовная – обмен культурными ценностями.
Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют:
субъект – тот, кто является инициатором общения;
предмет передачи (материальные и информационные ресурсы);
средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
Функции общения:
обмен информацией и материальными ресурсами;
передача опыта;
координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
социализация – становление человека как личности.
МАЛАЯ ГРУППА.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким - то определённым
признакам:
. совместная деятельность;
единство целей;
межличностное взаимодействие;
характер отношений между членами группы.
Положение человека в малой группе называется статусом.
Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.
В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности
группы и характеризуется авторитетом и престижем.
Формы малой группы:
Структура малой группы:
Типы личности.
Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем, все его поведение ориентировано на проявление во вне.
Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.
Человек как духовное существо.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Духовные ориентиры личности.
Категорический императив | безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. |
Идеал | совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. |
Ценности | то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. |
Моральные категории | Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парно-соотносительный (биполярный) характер, например: добро и зло. |
Совесть | способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. |
Патриотизм | ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ |
Гражданственность | социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. |
МИРОВОЗРЕНИЕ.
Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Что влияет на формирование мировоззрения ?
1. Эпоха.
2. История народа.
3. Страна.
4. Религия
5. Культура
6. Образование
7. Материальное положение
Классификация типов мировоззрения.
1. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.
Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.
2.Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
3. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманистическое мировоззрение может быть выражено в следующих основных положениях:
1.Человек - высшая ценность, и его благо есть мера всех вещей.
2.Человек - цель общества и никогда не должен быть средством достижения внешних по отношению к его бытию целей.
3.Каждый человек по отдельности и все вместе имеют право на счастье 4.Следует стремиться к такому общественному устройству, в котором первые три принципа воплощены в жизнь.
Роль мировоззрения:
1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности;
2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте»;
3. позволяет определить истинные ценности жизни.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Деятельность - форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Структура деятельности
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность.
Субъект и объект могут совпадать.
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена
деятельность.
Средства - приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Результат - итог.
Мотив - побуждение к деятельности.
Деятельность присуща только человеку. Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего - то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы, которые уже существуют в природе и не производят новые. «Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».
Мотивами деятельности являются:
Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет
условия его существования.
Общение - процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос).
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура общения : субъект взаимодействует с субъектом.
Субъект – человек.
Объект – человек (активный субъект).
Цель-удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих. познавательных. эстетических.
Средства: 1) вербальные (словесные) – речь (устная, письменная);
2) невербальные (жест, мимика, внешний облик человека, обмен
предметами).
Результат - возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.
Игровая деятельность.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях.
Особенность – 1) направленность не на результат, а на сам процесс.
2) двухплановость игры (осуществляется реальное действие; -
условный характер многих моментов (воображаемая ситуация).
ИГРА:
1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
2. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности.
3. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности.
4. Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность).
Учебная деятельность.
Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Объект – ученик, воспитанник. педагог-практик.
Субъект – учитель , воспитатель, педагог-методист.
Цель- освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Средства - методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства.
распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики,
обмен опытом, методы научного познания (наблюдение, эксперимент моделирование,
разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результат – образование.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное, никогда ранее не существовавшее.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Формы сознания:
1. восприятие;
2. осмысление;
3. оценка;
4. воспоминание;
5. фантазирование;
6. жизненный опыт.
Виды проявления сознания:
1. язык;
2. целеполагающая деятельность человека.
Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.
Структура сознания по С.Л.Франку (рус. филос. и психол.)
1. Предметное сознание – это сознание , направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.
2. Самосознание – это сознание человеком самого себя ( как индивида и как личности, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру).
3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Исторические типы сознания:
1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.
2. Общественное ( коллективное) – сознание различных социальных групп.
Формы общественного сознания :
- Наука.
- Искусство.
- Религия.
- Политические идеи.
- Правовые идеи.
- Мораль.
Сознание реализует себя через мышление.
Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. Результат (продукт).
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,
спонтанные действия.
ПОЗНАНИЕ.
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон « Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
Гносеология - учение о познании.
Онтология - учение о бытие.
Бытие - мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек.
Объект - природа, общество или сам человек.
Субъект и объект могут совпадать.
Виды познания:
1. чувственное.
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания :
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный).
Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый).
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).
Эмпирики - ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт (Беркли, Юм,
Бэкон).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания(Локк, Кандильяк).
Рационалисты – считают разум основой познания.
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов;
- пассивное, человек не способен изменить чувства (холодное это холодное);
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств.
2. рациональное.
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.
Формы рационального познания:
Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-
мебель; классификация).
Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
( Муха-насекомое).
Умозаключение - форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких
суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).
Рационалисты - учёные, считающие основным источником знаний разум (Декарт, Спиноза,
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер;
- носит абстрактный характер;
- активно и целенаправленно;
- связано с речью.
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.
Истина- знание соответствующее объекту познания.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека;
- конкретность;
- это процесс.
Виды истины:
Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены. ( 2*2=4).
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от
человечества.
Субъективная истина – то есть носителем истины является субъект.
Критерии истины:
1) соответствие знаний действительности;
2) парадоксальность идеи;
3) простота;
4) практика;
5) соответствие ранее открытым законам науки;
6) логический критерий.
Критерий истины - практика. ( т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира).
Формы практики:
1. материальное производство – труд, преобразование природы.
2. накопленный опыт (социально-преобразующая деятельность)– революции, реформы, войны и т.д.
3. научный эксперимент.
Функции практики:
Практика - источник познания;
практика – основа познания;
практика – цель познания;
практика – критерий истины.
Пути познания:
1. Ненаучный.
а) мифологический
б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения.
г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай).
д) художественно-образный.
2. Научный
Паранаука - околонаучное знание.
Особенности научного познания:
-стремится к максимальной объективности;
-стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений;
-использует особый научный язык;
-использует особые методы.
Уровни научного познания:
1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома);
2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна).
На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи.
Методы научного познания:
1. Наблюдение - изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. итог-описание.
2. Эмпирическое описание - фиксирование (записывание) полученных сведений с помощью средств языка либо в других знаковых формах.
3. Эксперимент - исследование в специально созданных, искусственных условиях.
4. Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему).
5. Анализ – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.
6. Синтез - вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.
7. Индукция - движение мысли от частного к общему.
8. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
9. Теория – логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
Аналогия - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах.
Методы теоретического познания (выдвижения гипотез):
Гипотезы объяснительные - это предположения, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.
Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)
Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием
Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.
Самопознание.
Самопознание - процесс познания человеком самого себя.
Самосознание - определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Самооценка - эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
- от самого человека;
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания. (успех – достижение чего-либо; притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой);
-отношение к своим успехам и неудачам:
- от оценки других людей.
Повышение самооценки возможно через:
- увеличение успеха;
- снижение уровня притязаний.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.