Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи
в старшей логопедической группе
на тему «Осень»
Выполнила:
Воспитатель Суханова А.С.
Тема: Осень
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: презентация на тему «Осень», сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
Вос.: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
Вос.: Сегодня мы отправляемся с вами в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
Вводная беседа.
Вос.: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
ОСЕНЬ.
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)
- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосна, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Вос.: Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.
Вос.: Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
Вос.: А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
Вос.: Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
Вос.: Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
Вос.: Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
Почему?
Вос.: Как называют этих птиц? (перелетные)
Вос.: Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
Вос.: Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
Вос.: Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)
И на землю тихо сели, (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)
Повертел их, покрутил (Покружились.)
И на землю опустил. (Присели.)
Игра «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если дует ветер – ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если пасмурно – пасмурная,
Если сыро – сырая,
Если хмуро – хмурая,
Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная,
Если ясно – ясная.
3. Итог занятия. Рефлексия
- В чьем царстве мы побывали?
- Какая она Королева Осень?
- Что собирают осенью?