Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек;
— словарь и грамматика: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа;
— звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Материал: игрушки — кукла, котенок, собака, блюдце.
Воспитатель. Дети, на улице и у себя дома вы видели разных котят. Скажите, какие бывают котята.
Дети. Маленькие, пушистые.
Воспитатель. А когда с ними играют, какие они?
Дети. Шаловливые, озорные, веселые.
Воспитатель. Будем говорить про одного котенка. Какой он?
Дети. Ласковый, маленький и т.п.
Воспитатель. Что умеет делать котенок?
Дети. Прыгать, лакать молоко, играть.
Воспитатель. Сейчас мы все вместе расскажем про Таню и котенка. (Сопровождает показом игрушек или картинок на флане-леграфе.) Это Таня. Идет она с прогулки домой и видит — лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так: мяу-мяу. Как мяукал котенок?
Дети повторяют интонацию.
Взяла Таня котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал, вот так: мяу-мяу. (Произносится радостно, весело.) Как он мяукал?
Дети повторяют интонацию.
Напился котенок молока и крепко заснул. Тут прибежала собака Жучка и стала громко лаять на котенка: «Ав-ав»\ Как она лаяла?
Дети повторяют интонацию. Рассердился котенок и замяукал. Как замяукал?
Дети показывают.
Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно, будем вместе играть». И котенок опять замяукал радостно. Как?
Дети показывают. А собачка залаяла весело. Как?
Дети показывают.
И никто никого не боялся. Кто из вас хочет рассказать про Таню, котенка и собаку Жучку вместе со мной?
Воспитатель вызывает троих детей. Начинает рассказывать вместе с первым ребенком.
«Это... Таня. Она... идет с прогулки. Вдруг... она увидела котенка. Он... жалобно мяукал: мяу-мяу. Взяла Таня... котенка на руки и
пошла домой.
Дома Таня... налила в блюдце молока, и он стал лакать. Когда напился, то радостно замяукал... мяу-мяу и лег спать. Тут прибежала... собачка Жучка и громко залаяла: «Гав-гав!» Котенок... рассердился и сердито замяукал: «Мяу-мяу».
Испугалась... Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно, будем вместе играть!» Котенок... замяукал радостно, собачка залаяла весело».
Рассказ повторяется дважды совместно с разными детьми. Дети рассказывают самостоятельно, воспитатель подключается в случае необходимости.
Физкультминутка
Воспитатель. Представьте, что вы котята и выбежали погулять. Котята умываются, им весело, они радостно мяукают.
Дети выполняют действия, повторяют звукоподражания с соответствующей интонацией.
Воспитатель (произносит с характерной интонацией). Угадайте, как пищит котенок?
Дети. Жалобно.
Воспитатель. А сейчас? Дети. Сердито. Воспитатель. А сейчас? Дети. Радостно, весело. Воспитатель. Как котенок мурлычет? Дети. Мур-мур.
Воспитатель. А как звенит комар? Дети. З-з-з.
Воспитатель. Произнесите звук [з] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?
Дети выполняют.
Далее воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук [з]: зайка, мишка, кошка, замок, зонт, коза, машина, танк, ваза, звонок, карандаш.