СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи "В гостях у дяди Шнюка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна воспитателям, логопедам, студентам. Конспект по ЗКР в старшей группе, дифференциация звуков з-ж.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи "В гостях у дяди Шнюка"»

27.11.2018г.


Нод по развитию речи в старшей группе.
Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

Задачи.

      1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

      2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

 Ход НОД. 1. Организационный момент.

1)приветствие:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

2)психогимнастика:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятье не зеваем

На все вопросы отвечаем.1с.

Я пришла в группу и увидела письмо, в котором поэт и художник дядя Шнюк просит нас быть членами жюри в конкурсе поэтов Самое главное условие этого конкурса – это в стихах должны быть звуки з и ж. Мила ,Кузя, Лунтик и даже Вупсень и Пупсень приняли участие в этом конкурсе.

Чтобы стать членами жюри, нам нужно доказать, что мы хорошо знаем эти звуки.

Дети, а кто такие члены жюри?

А как вы думаете, почему в стихах должны быть именно эти звуки? (предположения детей)2с.

Дядя Шнюк очень любит природу. Какие волшебные звуки можно услышать? (Дети слушают звуки природы)

Сегодня мы будем учиться различать звуки з и ж.

А чьи песенки вы услышали?

Ну, что докажем дяде Шнюку. Что мы хорошо знаем звуки з ,ж.

Давайте поиграем с язычком.3с.

1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

 Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево..4с.

Как звенит комар?.( Комар звенит: «З-з-з. )»
- Как жужжит жук?
(Жук жужжит: «Ж-ж-ж.)

- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/ , то звук /З/,  а вы будете выполнять соответствующие движения:

      - на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

      - на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).

      (Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание)5с.

Чем похожи эти звуки?
(Они согласные твердые.)
Воспитатель. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.
Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Работа со звуками:

Проговаривание чистоговорок

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

      ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу

  Дети произносят чистоговорки  тихо, громко, шепотом

    А давайте сейчас поиграем в игру «Жуки и комары».

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

- Как жужжат жуки? (жжжж)

- А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука З, а вторая – со звука Ж (дети называют по одному слову на заданный звук).

Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово».

Ребята, на столе лежат предметные картинки(жираф. ёжик, мороженое, жезл ,змея. Золушка ,зонт ,коза) Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры? (Ответы детей).

Жук предлагает потанцевать вместе с ним.

      Физкультминутка добрый жук
Игра «Собери слова»
Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.
Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:
-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;
-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;
-зу или -жу (глаголы) : поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.. Игра. Игра «Помоги собрать вещи».
Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал

Игра "Доскажи словечко" 

      Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

      Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

      Живо угадай-ка, кто же это?...   (Зайка.)

    Я сижу едва не плача,

Двор в снегу, белы дома,       Ночью к нам пришла...   (зима) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку)!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек? 
Это наш приятель…(ёжик).

А теперь словах и определим на каком месте стоят звуки з и ж .. На столах у детей – светофоры(ЗЕЛЁНЫЙ – В НАЧАЛЕ, ЖЁЛТЫЙ – В СЕРЕДИНЕ) .Дети определяют позицию звука в слове .

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, где слышится звук - в начале, середине .

Ж: жадина, лыжник, животное , лужа, жало, стужа, жаба.

З: земля, гроза, заяц, закат, зелёный, зима, роза.

Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно.

Разучивание скороговорки по мнемотаблице

На зеленой на лужайке
Очень дружно  жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице

В том лесу не заблудиться.



      Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. 

                                (Одна рука вверх, другая вниз.  Рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.                                   (Повороты корпуса влево-вправо.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!                          (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.                          (Дети садятся на места.)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи и определить есть ли в них ЗВУКИ З И Ж.

МОЛОДЦЫ ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМА. Все получают дипломы.

В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи. Рефлексия

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Что нового узнали?

 Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери. (Звери.)

Прилетел из леса лук и залез под толстый сук. (Жук.)

«Ой!— кричат вокруг хозяйки, — в огород забрались жайки» (Зайки)