27.11.2018г.
Нод по развитию речи в старшей группе.
Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.
Задачи.
1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.
2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.
Ход НОД. 1. Организационный момент.
1)приветствие:
— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
2)психогимнастика:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятье не зеваем
На все вопросы отвечаем.1с.
Я пришла в группу и увидела письмо, в котором поэт и художник дядя Шнюк просит нас быть членами жюри в конкурсе поэтов Самое главное условие этого конкурса – это в стихах должны быть звуки з и ж. Мила ,Кузя, Лунтик и даже Вупсень и Пупсень приняли участие в этом конкурсе.
Чтобы стать членами жюри, нам нужно доказать, что мы хорошо знаем эти звуки.
Дети, а кто такие члены жюри?
А как вы думаете, почему в стихах должны быть именно эти звуки? (предположения детей)2с.
Дядя Шнюк очень любит природу. Какие волшебные звуки можно услышать? (Дети слушают звуки природы)
Сегодня мы будем учиться различать звуки з и ж.
А чьи песенки вы услышали?
Ну, что докажем дяде Шнюку. Что мы хорошо знаем звуки з ,ж.
Давайте поиграем с язычком.3с.
1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево..4с.
Как звенит комар?.( Комар звенит: «З-з-з. )»
- Как жужжит жук?
(Жук жужжит: «Ж-ж-ж.)
- Ребята, сейчас я буду произносить то звук /Ж/ , то звук /З/, а вы будете выполнять соответствующие движения:
- на /З/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;
- на звук /Ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук).
(Протяжно произношу звуки, дети выполняют задание)5с.
Чем похожи эти звуки?
(Они согласные твердые.)
Воспитатель. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.
Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?
Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.
Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?
Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.
Работа со звуками:
Проговаривание чистоговорок
ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу
Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом
А давайте сейчас поиграем в игру «Жуки и комары».
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.
Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.
- Как жужжат жуки? (жжжж)
- А комарики? (ззззз)
1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука З, а вторая – со звука Ж (дети называют по одному слову на заданный звук).
Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово».
Ребята, на столе лежат предметные картинки(жираф. ёжик, мороженое, жезл ,змея. Золушка ,зонт ,коза) Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.
Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.
- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!
- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)
Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры? (Ответы детей).
Жук предлагает потанцевать вместе с ним.
Физкультминутка добрый жук
Игра «Собери слова»
Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.
Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:
-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;
-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;
-зу или -жу (глаголы) : поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.. Игра. Игра «Помоги собрать вещи».
Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?... (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла...
(зима) Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку)!
В речке проживает щука
А зовут ее все (злюка).
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик).
А теперь словах и определим на каком месте стоят звуки з и ж .. На столах у детей – светофоры(ЗЕЛЁНЫЙ – В НАЧАЛЕ, ЖЁЛТЫЙ – В СЕРЕДИНЕ) .Дети определяют позицию звука в слове .
Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, где слышится звук - в начале, середине .
Ж: жадина, лыжник, животное , лужа, жало, стужа, жаба.
З: земля, гроза, заяц, закат, зелёный, зима, роза.
Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно.
Разучивание скороговорки по мнемотаблице
На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.







Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз. Рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпуса влево-вправо.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся на места.)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи и определить есть ли в них ЗВУКИ З И Ж.
МОЛОДЦЫ ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМА. Все получают дипломы.
В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи. Рефлексия
Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:
- Какие игры вам понравились больше всего?
- Что нового узнали?
Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери. (Звери.)
Прилетел из леса лук и залез под толстый сук. (Жук.)
«Ой!— кричат вокруг хозяйки, — в огород забрались жайки» (Зайки)