Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Фрукты»
-учить детей пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
- учить узнавать овощи по описанию.
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;
- активизировать словарь по теме «Фрукты».
- Воспитывать доброжелательность, навык коллективной работы и культуры
общения.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор,
экран, предметные картинки, геометрические фигуры (круг, овал,
треугольник), мемотаблица, корзина, яблоки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я рада снова видеть вас. Ребята, сегодня
к нам в детский сад приходила Фруктовая фея. Она попросила меня передать
вам корзину с яблоками. Яблоки эти не такие, как на яблонях в саду, а с
заданиями. Фруктовая фея просила эти задания выполнить.
- Выполним задания Фруктовой феи?
2. Мотивационно-побудительный установка на занятие.
- Настраиваемся на работу.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Вы готовы к выполнению заданий?
II. Основная часть
1 задание. Загадки
-Фруктовая фея предлагает нам отгадать загадки. (презентация)
-Мы выполнили задание Фруктовой феи. Теперь немного поиграем с
пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Сжимаем ручку в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Разгибаем большой пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.! (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас – беда (Берем вторую ручку и двумя руками показываем
волчью пасть )
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
2 задание. «Узнай по описанию»
- Фруктовая фея предлагает нам узнать по описанию предмет.
(во время описания предмета учитель выставляет на магнитную доску предметные
картинки с фруктами)
✓ Красное, сочное, твердое, круглое (яблоко)
✓ Желтая, сочная, сладкая, твердая, овальная (груша)
✓ Оранжевый, сочный, сладкий, твердый, круглый (апельсин)
✓ Желтый, сочный, кислый, твердый, овальный (лимон)
✓ Фиолетовая, сочная, сладкая, мягкая, овальная (слива)
✓ Красная, сочная, сладкая, мягкая, круглая, маленькая (вишня)
✓ Розовый, сочный, сладкий, мягкий, круглый (персик)
✓ Темно – красный, сочный, кисло – сладкий, твердый, круглый (гранат)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- Вот ещё одно задание Феи.
3 задание. Словесная игра «На что похоже?»
✓ Овал подходит к сливе (персику, лимону) – она (он) овальной формы.
✓ Круг подходит к яблоку (вишне, апельсину,) – оно (она, он) круглой
формы.
✓ Треугольник подходит к сливе – она треугольной формы.
- Задание выполнено. Молодцы!
- Ребята, как эти предметы можно назвать одним словом? (Это фрукты)
- Где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях в саду)
Сообщение темы НОД.
- Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о фруктах, а пока Фея
предлагает нам немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Катя шла – шла - шла, шагают
Катя яблоко нашла нагибаются «поднимают» яблоко
Села, поела приседают
Опять пошла шагают
4 задание. Игра «Магазин». Составление описательного рассказа (7 мин)
- Сейчас Фруктовая фея предлагает нам поиграть в игру «Магазин».
- В магазине продаются фрукты. Вы сможете купить фрукт, который вам
нравится, если составите о нем рассказ. Поможет вам в этом схема -
помощница.
Для игры нам нужен продавец. Им буду я, но сначала напомню вам, как
нужно составлять рассказ.
Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно бывает желтого, зеленого, красного цвета.
Яблоко бывает разных размеров. Оно может быть большое, а может быть и маленькое.
Яблоко круглое. На вкус яблоко сладкое, сочное, вкусное. На ощупь яблоко твердое. Из
яблока можно сварить компот, варенье. Приготовить сок, повидло, джем, пюре. Яблоко
можно использовать как начину в пироги. Яблоко можно есть сырым.
Рассказы детей.
- Спасибо вам, ребята за рассказы о фруктах. Игру «Магазин» можно
продолжить после занятия.
5 задание. Игра на развитие речевого дыхания «Горячий чай»
- Фруктовая фея своих друзей любит угощать фруктовым чаем. А вы ведь
знаете, что чай обычно бывает горячим. Чтоб его остудить нам нужно на него
подуть.
Логопед напоминает о правилах выполнения упражнения: воздух берем через нос,
выдыхаем через рот; щеки – «худышки».
6 задание. Игра «Какой чай?»
- Посмотрите на свои чайные чашки. Скажите, каким чаем угощает своих
друзей фея. Ребята, вы ведь знаете, чай всегда горячий. Чтобы его остудить
нам нужно подуть.
✓ Чай из яблока (яблочный)
✓ Чай из груши (грушевый)
✓ Чай из апельсина (апельсиновый)
✓ Чай из лимона (лимонный)
✓ Чай из сливы (сливовый)
✓ Чай из вишни (вишневый)
✓ Чай из персика (персиковый)
✓ Чай из граната (гранатовый)
7. задание. «Доскажи словечко»
- Фруктовая фея предлагает нам побыть поэтами. Она просит помочь
сочинить стихи. Нужно закончить предложение.
Очень вкусны и красивы выросли на ветках (сливы)
Для Сережи и Марины набираем (мандарины)
Для Ванюши и Танюши соберем в корзину (груши)
Не забудем для Алёны очень кислые (лимоны)
Для начинки в пироги наберем мы (яблоки)
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
III. Итог занятия
- Молодцы! Со всеми заданиями Фруктовой феи вы справились. Наше
занятие подходит к концу.
- Скажите, чем мы сегодня с вами занимались?
- Ой, ребята, посмотрите, а яблоки превратились в настоящие. Фруктовая фея
дарит нам их. (Логопед раздает детям яблоки)
- Занятие наше закончено. До свидания!
Конспект ООД по аппликации в подготовительной группе « Ваза с фруктами»
Цель: учить вырезать по контуру симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое (ваза на ножке); закреплять умение вырезать одинаковые фрукты из бумаги, сложенной вдвое; закреплять знания детей о жанрах в живописи (портрет, натюрморт, пейзаж); продолжать развивать умение располагать изображение на листе бумаги, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету и тону развивать аккуратность.
Воспитывать художественный и эстетический вкус, развивать умение работать аккуратно и самостоятельно,
Материал и оборудование: листы бумаги мягких тонов, цветная бумага разных оттенков для фруктов, а для вазы прямоугольник – альбомного листа, схема рисования половины вазы, карандаши простые, ножницы, салфетки, клей- карандаш, плакаты с изображениями фруктов, интерактивная доска или репродукции с пейзажем, портретом, натюрмортом
Предварительная работа: беседа "Что растет в саду", дидактическая игра "Отгадай по описанию", подвижная игра "Кто быстрее", рассматривание иллюстраций, чтение стихов, отгадывание загадок.
Используемая литература: Комарова Т. С.
Ход занятия:
1 часть. Рассматривание репродукций
(Дети под спокойную музыку рассматривают подборку репродукций на интерактивной доске)
Воспитатель: Ребята, есть ли среди этих картин портреты, покажите их. Что изображают на портретах? Выберите и покажите пейзажи. Какие картины не относятся ни к пейзажам, ни к портретам? Как вы думаете, к какому жанру живописи относятся картины с фруктами? Сегодня мы с вами поговорим о жанре живописи – натюрморте. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», то есть изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, цветов, фруктов. Живописное изображение предметов раскрывает нам их красоту.
(Воспитатель показывает натюрморты, обращая внимание на то, как художник изобразил фрукты, сгруппировал их, передал цвет) - Какие картины понравились больше всего? - Какое настроение у вас было, когда вы рассматривали эти картины?
Часть 2. Отгадывание загадок
Воспитатель: Для того чтобы получился натюрморт можно выбрать красивые фрукты. Я загадаю загадки, а вы найдете на плакатах отгадки.
1. Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша)
2. Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий (апельсин)
3. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет. (банан)
4. Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы-панамочки
Прячутся в зной (яблочки)
5. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
В тропиках растет (банан)
6. Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко (слива)
7. Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят,
У них чудесный аромат,
И мы зовем их (виноград).
8. Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач;
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч (арбуз)
Физминутка:
(дети встают со своих мест и делают гимнастику для пальчиков, совмещая с ходьбой)
На базар ходили мы – много груш там и хурмы! (шагают на месте, совмещают пальцы рук перед собой на каждое слово)
Есть лимоны, апельсины, дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз - это самый вкусный груз! (показывают два больших пальца)
Часть 3. Выполнение аппликации
Воспитатель: Давайте представим себе, что каждый из нас – художник. И сегодня мы будем создавать свои натюрморты. Но только без красок и кисточек, а с помощью бумаги и клея.
Чтобы у нас получилось целое изображение вазы, мы с вами согнем самый большой прямоугольник из цветной бумаги пополам в длину, приложим левую руку к сгибу, а правой рукой нарисуем контур половины вазы карандашом (показ воспитателя). Затем возьмем этот листок бумаги сгибом в левую руку, ножницы - в правую и вырежем по контуру. У нас получилась красивая ваза.
-Для того, чтобы вырезать два одинаковых фрукта, как надо сложить бумагу? -Кто напомнит правила техники безопасности при работе с ножницами? (дети отвечают - не размахивать ножницами, не кидать, передавать кольцами вперед).
Дети вырезают и выкладывают натюрморт. Воспитатель обращает внимание детей на расположение листа для аппликации, предлагает выбрать цвет фона, который будет сочетаться с вырезанной вазой.
Воспитатель: Чтобы натюрморт получился более интересным, можно вырезать фрукты и некоторые из них разложить рядом с вазой
Воспитатель: У каждого получился красивый натюрморт при помощи бумаги и клея. О каком жанре живописи мы сегодня говорили? Кто мне скажет из чего еще можно составить натюрморт? Молодцы! Чем отличается натюрморт от пейзажа? Молодцы!
В конце занятия все работы вывешиваются на доске, дети выбирают понравившиеся, объясняют свой выбор.