Конспект по речевому развитию на тему "Сказка в чемодане"
Тема: «Сказка в чемодане »
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: всесторонне развивать артистические способности детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Задачи:
1) Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
2) Продолжать активизировать и пополнять словарь детей театральными терминами: мимика, жест, пантомима;
3) Развивать интонационную выразительность, отрабатывать дикцию;
4) Совершенствовать восприятие, внимание, воображение, мышление, память детей в театрализованных играх и упражнениях;
5) Побуждать детей к инсценировке сказок.
Материал: чемодан, сказочные предметы, картинки с эмоциями, иллюстрации к сказкам, атрибуты и куклы для инсценировки сказки, ширма (настольная/напольная), музыкальный центр.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о весне, чтение и разучивание сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?», разучивание пальчиковых игр.
Ход:
Воспитатель вносит на занятие чемодан, наполненный сказочными предметами, предлагает любому ребенку достать один предмет, правильно его назвать и вспомнить, из какой он сказки, остальные дети помогают (то же с остальными предметами). Каждый предмет связан с каким-либо заданием.
1 задание: подснежник (сказка «12 месяцев»). Выразительное чтение стихотворения по памяти на заданную тему «Весна» (читают 2-3 человека).
2 задание: шапочка красного цвета (сказка «Красная шапочка»). Игра «Передавалки». Воспитатель показывает картинки с разными эмоциями. Дети, стоя в кругу, поворачиваются друг к другу, показывая различное выражение лица (радость, страх, удивление, испуг, гнев и т.д.).
3 задание: игрушка щука (сказка «По щучьему веленью»). Игра «Из какой сказки?». Воспитатель читает фразы из знакомых детям сказок, дети, сидя на стульях, угадывают. В случае правильного ответа на мольберте появляется иллюстрация к задуманной сказке.
– Поешь моего ржаного пирожка, тогда скажу! («Гуси-лебеди»);
– Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок! («Маша и медведь»);
– Была у меня избушка лубяная, а лисы ледяная… («Заюшкина избушка»);
– Битый небитого везет… («Лиса и волк»);
– Конь бежит – земля дрожит, из ушей пламя, из ноздрей дым столбом валит («Сивка-бурка»);
– Было у царя три сына… («Царевна-лягушка») и т.д.
4 задание: волшебная палочка («Золушка»). Упражнения для рук, необходимые для свободного кукловождения. Пальчиковые игры «Домик», «Замок». Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, проговаривают слова из знакомой игры, изображая действия жестами.
«Домик»
Молоточком я стучу (ударяют кулачком по кулачку),
Дом построить я хочу (показывают крышу).
Строю я высокий дом (поднимают руки вверх),
Буду жить я в доме том! (хлопают в ладоши).
«Замок»
На дверях висит замок (руки сложены в замок),
Кто открыть замок бы смог? (пожимают плечами).
Постучали, покрутили (движения руками по тексту),
Потянули и открыли (тянуть руки в стороны и «разорвать» замок).
5 задание: плетеный короб (сказка «Маша и медведь»). Упражнение на развитие выразительности и воображения «Лисичка подслушивает». Ребенок в образе Лисички стоит у окна избушки, в которой живут Кот и Петух, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед. Можно выполнять по очереди, можно всем вместе.
6 задание: деревянная ложка (сказка «Три медведя»). «Живой оркестр». Воспитатель обсуждает с детьми, какие звуки может издавать тело (хлопки в ладоши, топанье ногами, цоканье языком, губами и т.д.). Под знакомую мелодию дети, стоя в кругу, «играют» на своем теле.
7 задание: яблоко (сказка «Гуси-лебеди»). Разыгрывание сказки «Кто колечко найдет?» (по С.Я. Маршаку). Предварительно текст сказки разучивается по ролям, участники инсценировки управляют куклами любого вида театра (пальчиковый, тростевой, настольный и т.д.). Девочка в роли Оли надевает платочек и сарафан. Остальные артисты берут кукол, уходят за ширму.
«Кто колечко найдет?»
Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Колесом,
Притаилось
За кустом.
Кто с крылечка
Сойдет?
Кто колечко
Найдет?
– Я! – сказала кошка.
Подожди немножко,
А сейчас я не могу:
Мышку в норке стерегу!
– Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Вкривь и вкось
И на землю улеглось.
Кто найдет колечко
Около крылечка?
– Я! – сказала курица.
Стоит мне прищуриться,
Я вам семечко найду
На дворе или в саду.
И кольцо найти я рада,
Да цыплят кормить мне надо,
А цыплята – вот беда!
Разбежались кто куда!
– Го-го-го! – гогочет гусь.
Погоди, пока вернусь.
Я поплаваю в пруду,
А потом искать пойду!
– Бе-е! – заблеяла овечка.
Я нашла бы вам колечко,
Отыскала бы давно,
Да не знаю, где оно.
– Я найду! – сказал индюк.
Только стал я близорук,
А для нас, для индюков,
Не придумано очков.
Укажите мне местечко,
Где запряталось колечко,
Постараюсь я найти
И хозяйке принести!
– Кто ж найдет колечко
Около крылечка?
– Я найду! – трещит сорока.
Я, сорока, быстроока.
Нахожу я ложки,
Брошки и сережки.
Только все, что отыщу,
Я домой к себе тащу!
– Не ищи кольца, сорока,
Не старайся, белобока!
Наша Оленька мала,
А сама искать пошла
Потихоньку, помаленьку
Со ступеньки на ступеньку,
По тропинке вкривь и вкось.
Тут колечко и нашлось.
Воротилась, воротилась
Оля на крылечко,
А на пальчике светилось
У нее колечко.
В конце инсценировки зрители аплодируют артистам. Сказочный чемодан закрывается. Под тихую мелодию воспитатель спрашивает детей, какие интересные моменты им запомнились, что понравилось больше всего. Занятие заканчивается, в течение дня дети могут поиграть с театральными куклами, предметами из сказок.