СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет удачно провести урок. Заинтересовать учащихся темой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку»

Учитель: Велиев Э.Р.


ЛИТЕРАТУРА

14.01.2019г



5-Б,Г класс

Урок № 32. Р.р. №3 Подготовка к контрольному сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Цели урока:

 
Образовательные цели урока:

                        1. Подготовить класс к написанию сочинения – рассуждения

                        2. Дать полную характеристику образа Герасима

                        3. Показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями

Метапредметные цели урока :

  1. Развитие речи учеников

  2. Развитие коммуникативных навыков

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитание общечеловеческих ценностей

  2. Привить любовь к литературе, анализу текста

.


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник литературы 5 кл.


Ход урока



Этапы урока

Содержание деятельности

1. Орг. момент



Итак, ребята,  на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?

- Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания  в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».

-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Знаете ли вы, что такое отзыв?


2.Актуализация опорных знаний


 Знакомство с понятием «отзыв».

Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.

-Как вы поняли определение «отзыв»?

-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.

Создание проблемной ситуации.

- Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

- С кем не будете дружить? Почему?

Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

- Когда созревает желание уйти от барыни?

- Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

- Есть ли в рассказе счастливые?

- Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

- Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

- Счастлив кто-нибудь из дворовых?

- В чем вы видите причину несчастья героев?

- А кого можно назвать достойным уважения?


- Кого  вы могли бы бояться? Почему?


3.Изучение нового материала

На доске написана тема сочинения: Почему в финале рассказа «Муму»  И.С. Тургенев пишет: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен.

Слово учителя: на доске написана тема вашего будущего сочинения. Вы будете писать его дома. На уроке мы должны составить план сочинения, который поможет вам справиться с этой работой.

Итак, как вам известно, характеристика героя дается через описание внешности, отношения с другими героями, через словесный портрет. Давайте с вами разберемся в образе Герасима. Каким его образ создает Тургенев?

Учитель делит учеников на группы:

1 группа – портретная характеристика

2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью.

3 группа – через отношение Герасима к Муму

 Учитель следит за работой учеников в группах.

По окончанию работы с текстом рассказа учитель начинает слушать ответы учеников.

Слово учителя: Итак, давайте подведем итог нашей работы с текстом рассказа.

Слушаем первую группу. Как представлен портрет Герасима в тексте? (учитель слушает ответ первой группы)

Слово учителя: Давайте запишем в тетради несколько ключевых слов, которые помогут вам охарактеризовать портрет Герасима

(например, сильный, большой, немой)

Слово учителя: Давайте обратимся к характеру героя. Какие черты характера мы узнаем через отношение Герасима к Татьяне, барыне, дворне барыни?

Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней и челядью барыне.

Цель данной работы: показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Выслушав ответы учащихся, учитель подводит учеников к обобщению сказанного.

Наводящие вопросы учителя должны помочь ученикам сделать вывод.


Физминутка

Обобщение проделанной работы: отметить нравственное превосходство Герасима над окружающими. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить а себе чувство человеческого достоинства.

Ученики должны записать в тетрадь ключевые слова и краткие обобщения.

Далее отвечает третья группа – раскрытие характера Герасима через его отношение к Муму.

Цель данной работы: ответить на вопросы: Как раскрывается личность героя через его отношение к Муму? Изменился ли с появлением Муму Герасим?

Группа зачитывает фрагменты в которых говорится о том, как относится к Муму Герасим.


4.Закрепление изученного материала

После того как ученики зачитают фрагменты, учитель задает вопрос всему классу:

Как вы считаете, изменился ли Герасим с появлением Муму? Если ДА, то:

  1. Как изменился?

  2. Почему изменился?

  3. Какие новые черты характера раскрылись в Герасиме?

В тетрадях ученики записывают ключевые слова, которые помогут им в написании сочинения.

5.Подведение

итогов урока

Учитель просит сформулировать, как ученики понимают цитату: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен.

Учитель слушает ответы учеников, комментирует их


6.Оценивание

-взаимооценка, самооценка

. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» - Я - молодец, у меня все получилось

«4» - Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» - У меня сего дня не получилось, потому что

7.Дом. задание

Дома дети должны написать сочинение – рассуждение, обобщить проделанную на уроке работу

8.Рефлексия

-что нового узнали?

-что вызвало затруднение?

-понравился ли вам урок?

Какую цель вы поставили в начале урока?

- Смогли ли мы их достигнуть?

Что было трудным на уроке? Что было интересным?

Чью работу на уроке можно выделить и оценить?

Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?