На доске написана тема сочинения: Почему в финале рассказа «Муму» И.С. Тургенев пишет: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен. Слово учителя: на доске написана тема вашего будущего сочинения. Вы будете писать его дома. На уроке мы должны составить план сочинения, который поможет вам справиться с этой работой. Итак, как вам известно, характеристика героя дается через описание внешности, отношения с другими героями, через словесный портрет. Давайте с вами разберемся в образе Герасима. Каким его образ создает Тургенев? Учитель делит учеников на группы: 1 группа – портретная характеристика 2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью. 3 группа – через отношение Герасима к Муму Учитель следит за работой учеников в группах. По окончанию работы с текстом рассказа учитель начинает слушать ответы учеников. Слово учителя: Итак, давайте подведем итог нашей работы с текстом рассказа. Слушаем первую группу. Как представлен портрет Герасима в тексте? (учитель слушает ответ первой группы) Слово учителя: Давайте запишем в тетради несколько ключевых слов, которые помогут вам охарактеризовать портрет Герасима (например, сильный, большой, немой) Слово учителя: Давайте обратимся к характеру героя. Какие черты характера мы узнаем через отношение Герасима к Татьяне, барыне, дворне барыни? Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней и челядью барыне. Цель данной работы: показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. Выслушав ответы учащихся, учитель подводит учеников к обобщению сказанного. Наводящие вопросы учителя должны помочь ученикам сделать вывод. |