Тема урока: Формы слова. Окончание (Что такое окончание?)
Цель: научить различать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;
создать условия для усвоения понятия «Окончание»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационный этап.
-На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».
– Как вы понимаете слова пословицы?
- Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!
III. Актуализация знаний.
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).
- Найдите лишнее слово в каждой строке. Карточка 1.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
-Выделите в них корень.
-Какие слова мы называем однокоренными? Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
-Так давайте же скажем, что такое корень слова? Корень – это главная значимая часть слова.
-Как найти в слове корень? Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
1 ряд подбирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.
2 ряд подбирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах.
3 ряд подбирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах.
Проверка.
IV. Этап выявления места и причины затруднения
- Посмотрите на доску:
Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.
- Спишите, если надо, исправляя предложения. (Самостоятельная работа детей)
- Итак, что у вас получилось? Прочитайте. (Дети читают исправленные предложения)
- Почему вы не стали списывать так, как было на доске? (Там были допущены ошибки, нарушена связь слов в предложении)
- Ответьте на вопрос: Зачем мы исправляли ошибки? – для связи слов в предложении.
- Скажите, какие слова вы исправляли? (Осина, осины, к осине, под осиной)
- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?
-А вы знаете, что такое окончание?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
-Какую цель поставим перед собой?
V. Этап «открытия» новых знаний.
- Эти слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение)
- Можем ли мы сказать, что это однокоренные слова? Почему? (Нет, потому что у этих слов одно лексическое значение)
- Тогда возникает вопрос, если это не однокоренные слова, тогда что это? (Дети затрудняются ответить)
- Ученные договорились различать слова по их значению: слова, имеющие один корень, но разное лексическое значение они решили назвать однокоренными, а слова, у которых лексическое значение одно, а меняется лишь часть слова, определили как разные формы одного слова.
- Скажите, что менялось в этих словах? (Последняя часть, конец слова)
- Подчеркните в них изменяемую часть. ( -а, -ы, -е, -ой)
Что мы уже знаем об этой части слова? (Что эта часть изменяемая и нужна для связи слов в предложении)
- Действительно, это изменяемая часть слова и служит она для связи слов в предложении. Откройте учебник на 80-ой странице и прочитайте, как же все-таки её назвали ученые?(Окончание)
- Как вы думаете, почему эту часть назвали окончание? (Потому что она стоит в конце слова)
- Разделите определение на части. Сколько их? (3)
- Поставим вопросы к каждой части. Читайте.
(Какая часть слова? – изменяемая значимая
Что образует? – форму слова
Для чего служит? – для связи слов в словосочетании)
- Подготовьтесь и расскажите определение по плану.
Как обозначать окончание? - Окончания принято выделять так: .
-Выделите окончания в словах: осины, осина, к осине, под осиной.
VI. Закрепление материала
На слайде словосочетания:
Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.
- На доске словосочетания, нужно разделить эти словосочетания на группы. На какие группы их разделим? (Слова, формы слова и однокоренные слова)
- Как их отличить? Как вы будете действовать? (Формы слова имеют одно значение, в них различны лишь окончания; А однокоренные слова имеют разное значение)
- Разместите слова в таблицу.
Однокоренные слова | Формы слова |
Лисий хвост Хитрая лисичка Маленький лисенок | Рассказ о лисе Охотился за лисой Увидел лису Подкрался к лисе |
- Прочитайте формы слова. (о лисе, за лисой, лису, к лисе)
- Выделите окончание
Теперь давайте выполним упражнение 145. Прочитайте.
-Что не так в этом тексте?
Что требуется сделать? (Списать предложения, вставить пропущенные буквы и изменить слово дождь)
- Какую часть этого слова мы будем изменять? (окончание)
- Для чего в словах изменять окончания? (Для связи слов в предложении)
- А какое окончание в слове дождь?
- Окончание может быть не выражено звуками (буквами), такое окончание называют нулевым. В слове дождь нулевое окончание.
- Давайте оценим свою работу. На полях начертите шкалу и отметьте уровень правильности своей работы. Если все правильно, ставим крестик на самой высокой шкале; если допущена 1-3 ошибки, на средней шкале; если больше трех ошибок, ставим крестик на самой нижней шкале.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Что но вого мы сегодня узнали? (формы слова, окончание)
- Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении)
- Как обозначаем окончание? (Выделяем квадратом)
- Чему учились на уроке? (Различать однокоренные слова и формы слова, изменять слова, выделять окончание)
- Что было трудно?
Карточка 2.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
VIII. Домашнее задание: упр. 146.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
2) Золото, позолота, зола, золотистый.
3) Моряк, морской, морж, море.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Окончание – это ____ _______ часть __________,
которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.
Презентация
Слайд 1. Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.
Слайд 2. Осина, осины, к осине, под осиной
+ Связь слов в предложении
+ Изменяемая часть слова
Слайд 3.
Цели урока:
1) Название части слова;
2) Её обозначение.
Слайд 4. Окончания принято выделять так:
Осин а , осин ы , к осин е , под осин ой
Слайд 5.
Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.
Однокоренные слова | Формы слова |
Лисий хвост Хитрая лисичка Маленький лисенок | Рассказ о лисе Охотился за лисой Увидел лису Подкрался к лисе |