СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку по теме: "Форма слова" 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку по теме: "Форма слова" 3 класс.»

Тема урока: Формы слова. Окончание (Что такое окончание?)

Цель: научить различать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;

создать условия для усвоения понятия «Окончание»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационный этап.

-На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

- Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!


III. Актуализация знаний.

С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

Найдите лишнее слово в каждой строке. Карточка 1.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.

-Выделите в них корень.

-Какие слова мы называем однокоренными? Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова? Корень – это главная значимая часть слова.

-Как найти в слове корень? Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

1 ряд подбирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд подбирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд подбирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах.

Проверка.

IV. Этап выявления места и причины затруднения

- Посмотрите на доску:

Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.

- Спишите, если надо, исправляя предложения. (Самостоятельная работа детей)

- Итак, что у вас получилось? Прочитайте. (Дети читают исправленные предложения)

- Почему вы не стали списывать так, как было на доске? (Там были допущены ошибки, нарушена связь слов в предложении)

- Ответьте на вопрос: Зачем мы исправляли ошибки? – для связи слов в предложении.

- Скажите, какие слова вы исправляли? (Осина, осины, к осине, под осиной)

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?


V. Этап «открытия» новых знаний.

- Эти слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение)

- Можем ли мы сказать, что это однокоренные слова? Почему? (Нет, потому что у этих слов одно лексическое значение)

- Тогда возникает вопрос, если это не однокоренные слова, тогда что это? (Дети затрудняются ответить)

- Ученные договорились различать слова по их значению: слова, имеющие один корень, но разное лексическое значение они решили назвать однокоренными, а слова, у которых лексическое значение одно, а меняется лишь часть слова, определили как разные формы одного слова.

- Скажите, что менялось в этих словах? (Последняя часть, конец слова)

- Подчеркните в них изменяемую часть. ( -а, -ы, -е, -ой)

Что мы уже знаем об этой части слова? (Что эта часть изменяемая и нужна для связи слов в предложении)

- Действительно, это изменяемая часть слова и служит она для связи слов в предложении. Откройте учебник на 80-ой странице и прочитайте, как же все-таки её назвали ученые?(Окончание)

- Как вы думаете, почему эту часть назвали окончание? (Потому что она стоит в конце слова)

- Разделите определение на части. Сколько их? (3)

- Поставим вопросы к каждой части. Читайте.

(Какая часть слова? – изменяемая значимая

Что образует? – форму слова

Для чего служит? – для связи слов в словосочетании)

- Подготовьтесь и расскажите определение по плану.

Как обозначать окончание? - Окончания принято выделять так: .

-Выделите окончания в словах: осины, осина, к осине, под осиной.

VI. Закрепление материала

На слайде словосочетания:

Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.

- На доске словосочетания, нужно разделить эти словосочетания на группы. На какие группы их разделим? (Слова, формы слова и однокоренные слова)

- Как их отличить? Как вы будете действовать? (Формы слова имеют одно значение, в них различны лишь окончания; А однокоренные слова имеют разное значение)

- Разместите слова в таблицу.


Однокоренные слова

Формы слова

Лисий хвост

Хитрая лисичка

Маленький лисенок

Рассказ о лисе

Охотился за лисой

Увидел лису

Подкрался к лисе


- Прочитайте формы слова. (о лисе, за лисой, лису, к лисе)

- Выделите окончание

Теперь давайте выполним упражнение 145. Прочитайте.

-Что не так в этом тексте?

Что требуется сделать? (Списать предложения, вставить пропущенные буквы и изменить слово дождь)

- Какую часть этого слова мы будем изменять? (окончание)

- Для чего в словах изменять окончания? (Для связи слов в предложении)

- А какое окончание в слове дождь?

- Окончание может быть не выражено звуками (буквами), такое окончание называют нулевым. В слове дождь нулевое окончание.

- Давайте оценим свою работу. На полях начертите шкалу и отметьте уровень правильности своей работы. Если все правильно, ставим крестик на самой высокой шкале; если допущена 1-3 ошибки, на средней шкале; если больше трех ошибок, ставим крестик на самой нижней шкале.


VII. Итог урока. Рефлексия.

- Что но вого мы сегодня узнали? (формы слова, окончание)

- Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении)

- Как обозначаем окончание? (Выделяем квадратом)

- Чему учились на уроке? (Различать однокоренные слова и формы слова, изменять слова, выделять окончание)

- Что было трудно?

Карточка 2.

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.



VIII. Домашнее задание: упр. 146.

















1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Моряк, морской, морж, море.



Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.




Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.



Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в ________________. Окончание обозначаем ______.











Презентация

Слайд 1. Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.


Слайд 2. Осина, осины, к осине, под осиной

+ Связь слов в предложении

+ Изменяемая часть слова


Слайд 3.

Цели урока:

1) Название части слова;

2) Её обозначение.


Слайд 4. Окончания принято выделять так:


Осин а , осин ы , к осин е , под осин ой


Слайд 5.

Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.

Однокоренные слова

Формы слова

Лисий хвост

Хитрая лисичка

Маленький лисенок

Рассказ о лисе

Охотился за лисой

Увидел лису

Подкрался к лисе