СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку по теме " Различение изменяемых и неизменяемых слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку по теме " Различение изменяемых и неизменяемых слов"»

Русский язык

Класс: 2-Д

Урок № 35 Различение изменяемых  и неизменяемых слов

Цели: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Предметные:  познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс В.Г. Горецкий, В. П. Канакина, презентация, раздаточный материал

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

1.Организационный момент

Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

сл см кл лл мл

Орфографическая минутка

Зуб, гриб, хлеб, шаг, дед, круг, лев

Проверка

Запишите все слова с помощью звуков.

Зуб – (зуп), гриб – (гр`ип), шаг – (шак), дед – (д`эт), круг – (крук), лев – (л`эв)

- Что вы заметили?

 Игра « четвёртый лишний»

Из каждой группы слов исключите одно лишнее. И объясните почему

1/ Тетрадь, ручка, блокнот, писать.

2/ Играет, скачет, мальчик, лежит.

3/ Синий, ковёр, сладкий , резиновый.

 ИГРА « ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ «

- Что нужно сделать, чтобы из слова ДОМ получить ДЫМ? /О_Ы/

-Как слово СТУЛ превратить в слово СТОЛ?/у-о/

- Что находится между горой и лугом?/И/

- Что быстрее всех на свете?/мысль/.

- Какие буквы никогда не бывают большими в именах, фамилиях, кличках животных?/ъ, ь , ы/

- Чем оканчиваются день и ночь?/ь/

- Кто ходит с иголками всегда?//ёж/

- У кого рубашка всегда зелёная и колючая?/ У ёлки/

- Какое русское слово состоит из трёх слогов , а указывает на 33 буквы?/Азбука/

- Камень в море упал. Каким он стал ? / Мокрым/

- Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/

- С какой частью речи предлоги не употребляются ? / с глаголами/

Проверка


3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация деятельности

Измени слова так, чтобы они называли не один предмет, а много предметов

(Слова : ландыш, дом, вечер, велосипед, буква, яблоко, книга, окно, звезда, пальто)

- Почему нельзя сказать «пальты»? Почему это слово нельзя изменить?

- Как вы думаете ,как называются слова, которые не изменяются?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые не имеют окончаний.

4. Первичное усвоение новых знаний


- Мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке имеют нулевое окончание. Приведите примеры (ужин, обед, ветер, огурец, хлеб)

Отгадайте загадки

В клетке целый день сидит

И под нос себе твердит,

Говорливей не найду Попугая…


У меня большой животик,

В нём детей ношу с охотой.

С этим потайным карманом

Мой детёныш рядом с мамой.

Я заботливый родитель.

Деткам я своим учитель.

В Австралии, друзья, живу, Ну, а зовусь я …

Отгадки: какаду, кенгуру.

- Как вы думаете есть ли в этих словах окончание?

- Давайте понаблюдаем за словами: какаду, кенгуру. Попробуйте изменить форму слова по вопросам.

Есть (кто?) – какаду, нет (кого?) какаду.

Есть (кто?) кенгуру, нет (кого?) кенгуру.

Какой вывод можно сделать?

- Эти слова не изменяются, а это значит, они не имеют окончания.

Учитель: Все эти слова пришли к нам из других языков, вот почему у них нет окончаний. Вспомните, что такое окончание (Окончание- это изменяемая часть слова). А эти слова не изменяются, значит у них нет окончания.

Кроме этих слов названий животных, в русском языке встречаются и другие слова иностранного происхождения, которые не изменяются, и значит, не имеют окончаний.

Назовите мне слова, которые пришли из других языков.( Слова: кино, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо. Пони, радио, шоссе.)

В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе.

Давайте составим словосочетания со словами, которые не имеют окончаний.

Пальто, кино, такси, кофе, кенгуру.

Вкусный кофе, интересное кино, чистое пальто, красивый пони.

Физминутка

5. Первичная проверка понимания

Работа над предложением

- Прочитайте. Это предложение? Почему?

Летом мы поедем на дача.

-Исправьте допущенную ошибку.

-Где была допущена ошибка?

-Что такое окончание?

-Какой знак препинания стоит в конце предложения?

Запишите предложение к себе в тетрадь. Выделите окончание у слова «дачу».

Работа по карточке

—  Составьте словосочетания, изменяя форму слова,  и запишите их. Выделите окончания.

Страница (альбом), пальто (сестра), хвост (лиса), отдыхал у (река), на (трава)

Проверка

6. Первичное закрепление

Работа над текстом. «Исправь ошибки»

Незнайка прислал письмо Знайкам из 2 Д класса. Незнайка решил рассказать нам, ребята, как он провел сегодняшний день. Я уже прочитала это письмо и заметила много ошибок на одно правило, которое забыл Незнайка. Сейчас вы поработаете парами и найдете эти ошибки.

Здравствуйте, друзья! Я очень интересно провел сегодняшний день и хотел бы рассказать вам об этом.

По радиу хвалили новое кино. В красивом пальте я выскочил на улицу. В магазине я купил эскимо и поехал в метре. Фильм про поней мне очень понравился.

- Какие слова Незнайка забыл, как писать.

Проверь себя

Диктант

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит собака Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки.

Подчеркните гласные звуки


7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр. 3 по карточке

8.Рефлексия (подведение итогов)

 —  О чем мы говорили на уроке?

—  Оцените свою работу на уроке.

- Чему учились на уроке?

- Над чем работали?






















Изменяемые слова- это те, которые можно изменить (образовать формы слова: гроза - грозы, лис - лиса, берёза - берёзы, два - две и т. д.) , при изменении слова у него изменяется окончание.

Неизменяемые слова изменить нельзя, окончаний у них нет. Например,

Красивый какаду, вкусный кофе, большое метро.

В основном, неизменяемые слова пришли к нам из других языков


Упражнение 1. Прочитайте слова, которые нельзя изменить. Есть ли у них окончания? Перепиши в тетрадь слова. Поделите их на слоги.

Пальто, какаду, кино, метро, кафе, кофе, эскимо, пони, радио.

Упражнение 2. Игра «в слова»: «Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.

Месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру

Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики?

Упражнение 3. Составьте словосочетания, изменяя форму слова, и запишите их. Выделите окончания.

Страница (альбом), пальто (сестра), хвост (лиса), отдыхал у (река), на (трава)



Изменяемые слова- это те, которые можно изменить (образовать формы слова: гроза - грозы, лис - лиса, берёза - берёзы, два - две и т. д.) , при изменении слова у него изменяется окончание.

Неизменяемые слова изменить нельзя, окончаний у них нет. Например,

Красивый какаду, вкусный кофе, большое метро.

В основном, неизменяемые слова пришли к нам из других языков


Упражнение 1. Прочитайте слова, которые нельзя изменить. Есть ли у них окончания? Перепиши в тетрадь слова. Поделите их на слоги.

Пальто, какаду, кино, метро, кафе, кофе, эскимо, пони, радио.

Упражнение 2. Игра «в слова»: «Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.

Месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру

Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики?

Упражнение 3. Составьте словосочетания, изменяя форму слова, и запишите их. Выделите окончания.

Страница (альбом), пальто (сестра), хвост (лиса), отдыхал у (река), на (трава)