СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Наука в жизни современного общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Наука в жизни современного общества"»

Готовимся к по обществознанию






2.2 Наука в жизни современного общества.
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. 
Наука:
  • Систематизированные взгляды на действительность

  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)

  • Особый вид деятельности, система научных исследований.


Наука как социальный институт включает:

  • ученых с их знаниями, способностями и опытом - представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

  • научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

  • специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

  • методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

  • особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).


Цель наукиописание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.


Функции науки:

  • познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;

  • культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;

  • практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей

  • социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.

  • прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.


Система научных знаний:

  • научные факты

  • законы

  • теории

  • методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)

  • особый научный язык (в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)

  • специальная терминология

 

Классификация наук:

1. по предмету познания

  • естественные – изучают природу химия, биология, экология)

  • точные – изучают числа и количественные отношения (математика)

  • общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)

  • гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)

  • технические — служат практическим целям, изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

 

2. по ориентации на практику

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем


Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование)

  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)


Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом

  • незавершённость

  • дифференцированность— различные направления и школы

  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ


Инновация — нововведение.


Критерии научных знаний:

  • объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения

  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций

  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам

  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.

  • Наличие особой системы методов исследования

  • Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью


Тенденции развития науки в современной России

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере

  • Возрастание роли науки как производительной силы общества

  • Усиление практической направленности научных знаний

  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.



Признаки возрастания значимости науки для современного общества


  • Если раньше научные исследования стимулировались прежде всего стремлением к знанию, то теперь их результаты востребованы обществом, они представляют большой промышленный и военный интерес.

  • Дифференциация (от лат. differentia — разделение, расчленение) науки (идёт процесс специализации знания, дробления областей исследования), появление новых научных дисциплин (психофизиология, биофизика, психолингвистика, этнопсихология и т. д.).

  • Постоянный рост количества научной информации.

  • Повышение значимости образования, в том числе высшего.

  • Если раньше наукой занимались только энтузиасты, поскольку наука не являлась работой, которая могла бы обеспечить жизнь учёного, то в современных условиях существует особая категория людей — научные работники, которые зарабатывают себе на жизнь только исследовательской работой → изменение статуса учёного.




ЗНАЕШЬ –

ЗНАЧИТ,

СДАШЬ!