Тема | Перелетные птицы | |
Класс | 2 класс | |
Логопедическое заключение | ОНР III уровня, Дизартрия | |
Учитель-логопед | | |
Дата | | |
Цель | Развитие лексической стороны речи | |
Задачи |
Коррекционно-обучающие | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- усвоение и закрепление знаний по лексической теме «Перелетные птицы»; - формировать умение выражать своё личное отношение к теме одной фразой; - совершенствовать грамматический строй речи. | - закреплять употребление в речи детей качественных прилагательных; - развивать пассивного словаря существительных. - развивать пассивного словаря глаголов. - развивать пассивного словаря обобщений. - развивать пассивного словаря синонимов. - уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»; - развивать умение подбирать к существительному прилагательные и глаголы; - развивать ассоциативное мышление. | - воспитывать у детей положительное отношение к живой природе. - совершенствовать навыки контроля и самоконтроля |
| Планируемые результаты | |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать чувства людей, проявлять сочувствие, отзывчивость. | - Развить пассивный словарь: существительных, прилагательных, глаголов, обобщений, синонимов. - соотносить картинный материал с названиями предметов | Регулятивные. Учитывать мнение сверстников при самооценке своей деятельности. Коммуникативные. Проявлять интерес к мнению окружающих |
| ИОС (информационная образовательная среда) урока | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
Иллюстративный материал | - | - |
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников |
I. Организационный этап | 1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. | Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли | Машем руками Ладонь «козырьком» ко лбу Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
| 2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику | Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка: - улыбочка - трубочка - лопаточка - блинчик - чистим зубы - качели | Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. |
II. Основной этап |
| 3. Развитие номинативного словаря, слухового внимания и памяти. Развитие пассивного словаря существительных. Игра «Скажи, что это?» | - Перед вами много предметов. Скажи, что это? | Дети по очереди отвечают на вопрос логопеда: Ласточка, жаворонок, дрозд, трясогузка, соловей, иволга, кукушка, зяблик, цапля, скворец, грач, аист |
| 4. Определение темы занятия | сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? - почему они так называются? | - перелетные - осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. |
| 5. Развитие атрибутивного словаря и словесно-логического мышления. Развитие пассивного словаря прилагательных. Игра «Загадки-описания» | - Давайте сейчас попробуем угадать, что скрывается за некоторыми строчками: Я быстрая, черная, неугомонная Я звонкий, певчий, ранний Я грациозная, пестрая, крохотная Я длинноногая, белоснежная, величественная Я щебечущий, горластый, взъерошенный | - ласточка - жаворонок - трясогузка - цапля - скворец |
| 6. Активизация и закрепление словаря прилагательных. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | Дрозд (какой он?) Соловей (какой он?) Иволга (какая она?) Грач (какой он?) | - черный, певчий, маленький, зоркий, неугомонный - голосистый, певчий, звонкий - яркая, желтокрылая, красивая - черный, шумный, жадный, длинноносый, крупный, перелетный |
| 7. Активизация и закрепление словаря глаголов. Игра «Кто(что) это? что делает?» | Рассматривая картинку, ученики отвечают на вопросы: - Кто (что) это? - Что делает? - Как передвигается? | Щука-…, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... |
| 8. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения. | Ученики повторяют предлагаемые движения за логопедом. |
| 9. Развитие словаря обобщающих слов, зрительного и слухового внимания, памяти. Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. | - Определим же, что общего у этих двух предметов: | |
| 10. Обогащение словаря синонимов. Развитие слухового внимания и памяти. Активизация и закрепление словаря синонимов. | Ловкий Ловко Ломать Лохматый Любить Любознательный Милый Морозить Мужество Мыть Надёжно Нападать | - сноровистый, вёрткий, юркий, проворный, изворотливый. - вёртко, юрко, шустро, прытко, расторопно, сноровисто, быстро. - разбирать, разрушать, уничтожать, разламывать. - взъерошенный, растрёпанный, взлохмаченный. - обожать, симпатизировать - пытливый - симпатичный, приятный, любимый - студить, замораживать, сковывать - отвага, храбрость, доблесть, героизм, смелость, решительность, бесстрашие - споласкивать, обмывать, отмывать, смывать, умывать. - прочно, добротно, крепко - атаковать, бросаться, набрасываться, накидываться, кидаться |
III. Заключительный этап |
| 11. Закрепить полученные знания | А сейчас мы с вами составим стихотворение, которое состоит из пяти строк. Первая строка- существительное, тема нашего занятия Вторая строка - прилагательное, описание Третья строка - глаголы, действия Четвертая строка- ваше отношение к первой строке Пятая строка- синоним | Птица Свободная, счастливая Летает, мечтает, парит Всегда стремится ввысь Красота! |
| 12. Рефлексия | - Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. | Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу |