КОНСПЕКТ
ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Тема: Дифференциация звуков Р-Л.
Мотивация: Путешествие на планету «Ларола».
Задачи:
Коррекционные:
Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.
Развивать фонематическое восприятие.
Обучающие:
Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом; согласовывать числительные с существительными; тренировать память, внимание; активизировать словарь.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к дид.играм на занятии;
добрые отношения друг к другу.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, мы отправляемся на планету «Ларола». Прежде, чем мы туда полетим, нужно облететь и осмотреть ракету. Всё ли в порядке? Нет ли поломок?(дети берут в руки самолёты и облетают ракету, произнося звук «Л».
- Всё в порядке! Готовимся к полёту.
Игра «Запуск ракеты». (дети изолированно произносят звук «Р»)
Сообщение темы.
-Вы наверное догадались, что во время полёта на планету «Ралора» мы будем продолжать различать звуки Р-Л.
Артикуляционная характеристика звуков (их сходность и различие)
Речевая зарядка.
- На планете «Ларола» живут ларолуны. Разомнём свой язычок для общения с ними.
Ра-ра-ра – снежная гора.(руки вверх)
Ла-ла-ла – лодочка плыла.(соединить ладони лодочкой)
Ра-ла-ла – очень острая игла.(показываем указ.палец)
Ры-лы-ры – нос кусают комары. (Закрываем нос руками)
Ро-ло-ло – разноцветное стекло.(скрещивание пальцев)
Лу-лу-ру – принимаете в игру?
Развитие фонематического слуха.
Игра на внимание «Сигнальщики». (диф-ция твёрдых звуков Р-Л на слух)
- У нас на корабле своя азбука Морзе.
Инструкция: Если услышите звук «Р» - поднимаем сигнальную карточку с буквой «Р», то же со звуком «Л», а если два звука в слове – две карточки.
Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.
- Мы попали в зону турбулентности. Садимся в свои кресла. (дети садятся за столы)
Игра «Собери из звуков слово».(синтез слова)
Инструкция: Угадайте слово по начальным звукам в словах:
Лук, Аист, Кошка.(логопед выделяет голосом первые звуки; используем картинки)ЛАК. Что такое лак?(это жидкость покрывающая поверхность чего – либо)
Замените звук Л на Р. Что получилось? РАК. Кто такой рак? (животное)
Обратите внимание , мы поменяли в слове один звук и значение слова изменилось.
Игра «Замени звук в слове».
Слова:
лов – ров дар - дал
лама – рама мир - мил
ложки – рожки жир - жил
лань – рань пир - пил
Звуковой анализ слов и дифференциация звуков Р-Л.
Игра «Засели жильцов по своим квартирам».(Дети садятся за столы, звучит спокойная музыка)
-Я предлагаю вам игру «Засели жильцов по своим квартирам».
Инструкция: В доме три подъезда, в каждом подъезде три этажа, где живут жильцы. На чердаке «Схема» с указанием места звука в слове. Разложите картинки по «своим квартирам» (ребёнок отбирает картинки с заданным логопедом звуком)
Согласование числительных с существительными. Игра «Счетовод».
Составление модели предложения с заданным словом.
Психогимнастика «Считалочка – бормоталочка». (развитие внимания, ритма)
-Зону турбулентности прошли, можно и подвигаться. Вспомните загадку о подсолнухе.
Золотое решето, черных домиков полно.(отхлопываем каждое последнее слово)
Четкое проговаривание звуков Р-Л в словах, предложениях.
- Вот мы и прилетели на планету «Ларола». А вот и первый её житель. Думаю, что он хочет нас обучить своему языку .(кукла)
- САЛОРАМАН! (дети повторяют)
- Здравствуйте! (дети обучают жителя планеты)
- Сласвуйте!(дети исправляют)
- САМА КАРЕНА ЛАРОЛА!(наша планета Ларола)
- Наша планета Земля!
- Ребята, какие знакомые звуки вы услышали в названии планеты РАЛОРА? ( Л и Р)
- Трудный язык на планете ЛАРОЛА. Только мы с любыми трудностями справимся. Давайте научим жителя планеты говорить скороговорку: Проворонила ворона воронёнка. Пусть попробует сказать так же как и вы.
10. Итог: - Пора возвращаться на землю. Жителю планеты мы дарим энциклопедию земли и приглашаем его к нам в гости . (повторяется часть игры «Запуск ракеты»)
- Путешествие закончилось!